Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

На древнейших этапах человеческой истории целые народы могли непосредственно соприкасаться друг с другом. Такие контакты возникали при миграциях, массовых бегствах от стихийных бедствий, при силовых разделах территорий, обменах.Жители первого в мире государства (Египта) еще 5 тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты ремесла и земледелия. Они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время жившие на территории России племена обменивались товарами с соседними племенами.

Работа содержит 1 файл

mirovaya_ekonomika.docx

— 65.80 Кб (Скачать)

- классификацию банков (банки  будут отнесены к одной из  четырех категорий: банки первой  группы являются или граничат  с несостоятельными банками, которые способны провести рекапитализацию при участии частных вкладов и не требуют государственной поддержки; вторая группа включает региональные банки, которые имеют разветвленную сеть своих отделений или же обладают "социальной значимостью", - эти банки получат государственное финансирование из федерального и/или регионального бюджета; к банкам третьей группы относятся крупные системообразующие неплатежеспособные банки, отобранные для проведения санации; банки четвертой группы подлежат закрытию и ликвидации); - предложения по созданию Агентства реструктуризации кредитных организаций (АРКО), которое должно осуществлять выделение капитала санируемым банкам, приобретение акций банков, управление банковскими операциями, управление неполноценными активами, организацию слияний и приобретений, инициирование и надзор за процессами ликвидации банков и т.д.

Совместная миссия МВФ  и Всемирного банка будет оказывать  постоянную консультационную помощь российским органам в разработке и реализации различных компонентов всеобъемлющей реструктуризации банковского сектора. Кроме того, в ходе реструктуризации Проекта развития финансовых учреждений Всемирный банк возьмет на себя выполнение в ближайшем будущем следующих мероприятий:

1. Реализация проекта  развития финансовых учреждений (ПРФУ). ЦБР и Минфин (представленные в Специальной рабочей группе по ПРФУ) приостановили аккредитацию всех банков, участвующих в этом проекте. Кроме того, все выплаты по соглашениям о твиннинге и закупкам информационных технологий были приостановлены, за исключением лишь отдельных случаев, когда завершение проекта могло быть оправдано размером "невозвратных затрат". Предполагается, что участвующие в проекте банки продолжат сотрудничество с Группой по надзору за деятельностью банков (ГНДБ) с целью обеспечения надлежащего администрирования подписанных с Минфином Соглашений о субзайме, контроля над финансовым состоянием банков и содействия в их анализе для возможного участия в Проекте ПРФУ в будущем.

2. Тщательная проверка  и анализ деятельности крупных  банков. По просьбе ЦБР средства  Проекта ПРФУ будут перераспределены  на проведение всеобъемлющей  и тщательной проверки и анализа  деятельности крупных банков. ГНДБ  активно сотрудничает с ЦБР в составлении технических заданий для проведения аудиторских проверок и вступила в контакты с московскими представительствами международных аудиторских компаний, осуществляющих аудит банков, для заключения с ними контрактов на реализацию этого проекта. Целью являются результаты аудиторских отчетов, которые войдут в окончательную дефиницию критериев отбора для использования создаваемым Агентством по реструктуризации банков при определении тех банков, которым будет оказана помощь. В настоящее время ЦБР начал процесс тщательной проверки и анализа деятельности 14 банкам.

3. Совершенствование банковского  законодательства. По просьбе Комитета  Государственной Думы по бюджету,  налогам, банковской деятельности  и финансам финансируемые Банком  эксперты юристы принимают участие в работе совместной Рабочей группы с участием Думы, ЦБР и Минфина для внесения поправок в необходимые законодательные акты для содействия в санировании, реструктуризации, а также банкротстве, ликвидации российских банков. Финансирование консультантов-юристов осуществляется за счет средств японского гранта, выделенного правительству на проект ПРФУ. Предполагается, что консультанты (как иностранные, так и российские) в течение нескольких месяцев будут работать в Москве, сотрудничая с Рабочей группой. Их работой руководят и регулярно осуществляют контроль юридические департаменты Всемирного банка и МВФ, а также совместная миссия МВФ и Всемирного банка. Европейский банк реконструкции и развития расширяет сферу своей деятельности в России по программам кредитования малого бизнеса. С этой целью при его участии в текущем году планируется создать Российский банк микрофинансирования. Уставный капитал создаваемого банка может составить около 20 млн.долл.

Необходимость создания в  России дочерней структуры ЕБРР вызвана тем, что после августовского кризиса ряд банков-партнеров ЕБРР по реализации программы кредитования малого бизнеса оказались в тяжелом положении.

Этот банк будет временной  мерой, необходимой для защиты программы  ЕБРР кредитования малого бизнеса в России, которая реализуется уже на протяжении пяти лет. В будущем Банк микрофинансирования будет действовать в качестве финансового посредника, предоставляя займы кредитоспособным банкам РФ для дальнейшего перекредитования российских предприятий малого и среднего размера, как это происходило до кризиса в рамках проекта FIDP, осуществляемого ЕБРР.

Однако, это не означает, что ЕБРР отказывается от работы с  теми российскими банками, которые в настоящее время успешно работают по программам кредитования малого бизнеса. Более того, в отношении ряда банков, в частности, банка "Петровский" (Санкт-Петербург), "ставится вопрос о том, что им нужны еще большие ресурсы для развития программы".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Специфика скандинавской модели в рамках европейского пространства.

 

Главной особенностью этой модели является всеобщность (универсализация) социальной защиты населения, как гарантированного права всех граждан, обеспеченного  государством. Модель отличается высокой ролью государства в обобществлении доходов и общенациональными социальными механизмами управления. Государство обеспечивает высокий уровень качества и общедоступность социальных услуг (в том числе бесплатное медицинское обслуживание, образование и т. п.).

Направления и пути реализации социальной политики в скандинавских  странах определяются политическим союзом рабочих партий левого крыла  и партий, представляющих интересы мелких фермеров. Их цель – обеспечение  государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости.

Социал-демократическая  модель социальной политики основана на концепции «солидарности» (социальная защита – это дело всего общества, а не отдельно взятых индивидуумов) и «социального гражданства» (требование равенства в социальной защите выше либерального требования типа «пусть каждый сам заботится о своем благосостоянии и обеспечении»).

Экономическая основа этой модели – эффективное производство, полная занятость, сильные объединения  работодателей и профсоюзов и договорные отношения между ними, которые контролируются государством, высокий уровень перераспределения общественного продукта. Социальная политика финансируется государством из бюджетных средств (через систему налогообложения). Государство обеспечивает реализацию гарантированных прав и действий социальной защиты и несет ответственность за активное функционирование различных негосударственных социальных служб. Это возможно при наличии сильного и децентрализованного управления.

Налоги, как правило, весьма высокие, имеют косвенный характер и связаны с розничной продажей товаров и услуг населению. Доходы облагаются по прогрессивной шкале. При этом подоходная прогрессия довольно существенна, и шведские предприниматели, чтобы избежать налогового воздействия, стремятся зарегистрировать свои предприятия в Европе. Уже перед первой мировой войной в Швеции действовали две системы социального страхования: для пожилых и инвалидов (пенсионное страхование по старости и инвалидности) и от безработицы. Это позволило разорвать обязательную связь старости и бедности, привело к возникновению понятия «обеспеченная старость». В 30-е годы в Швеции и Норвегии оформилось разделение пенсии на «народную» (социальную), выплачиваемую каждому жителю страны по достижении 65 лет из государственного бюджета, и трудовую, зависящую от стажа, характера деятельности и т. п. и пропорциональную объему страховых выплат. Если «народная» пенсия не превышает установленный государством одинаковый для всех минимум, то трудовая зависит от самого работника. Таким образом, получается, что минимум гарантирован, но заинтересованность в собственных усилиях сохраняется. Тогда же впервые были введены дотации на каждого ребенка для каждого родителя. Ребенок стал объектом социальной защиты, причем без всяких оговаривающих условий в виде многодетности, неполноты семьи и т. п.

Можно определить ряд принципов  социальной защиты, характерных для  социально-демократической модели:

Все люди имеют одинаковую ценность, независимо от возраста и производительности; общество не может отказаться от слабых элементов и должно предоставить им возможность удовлетворения своих потребностей.

Социальные услуги и сервис предоставляются на добровольных началах. Если же клиенты не в состоянии нести за себя ответственность, они могут быть принудительными.

Социальная защита должна быть непрерывной, всесторонней, адекватной социальным рискам, охватывать все  сферы жизни человека.

Социальная защита должна быть гибкой, доступной и способной  выравнивать социальные условия  для всех групп населения. Такой  подход помогает преодолеть разрыв в  физических и в социальных возможностях как«слабых» групп, так и всего  общества. В частности, все должны иметь равную возможность получить образование, квалификацию и оплачиваемую работу, т. е. стать нормальными, самообеспечивающимися членами общества.

Реализуя базовую идею шведской модели – национальную солидарность, правительство не только обеспечивает равную защиту интересов всех членов общества, но и добивается относительного снижения благосостояния отдельных групп населения.

Активная перераспределительная  политика в скандинавских странах  решила проблемы бедности, но не смогла вполне решить проблемы социально уязвимых групп (инвалидов, детей, стариков, безработных). Как следствие принципа обеспечения социальных прав граждан, уровень затрат на социальную защиту является довольно высоким, что позволяет добиваться ее эффективности и поддерживать большое число сторонников социал-демократической модели.

Модель предполагает наличие  корпоративной системы социальной защиты в рамках предприятий. Правительство  использует социальное партнерство  как механизм согласования интересов  наемных работников и работодателей, инструмент регулирования классовой борьбы в целях повышения уровня социальной защищенности трудозанятого населения. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованное общество и является итогом политической приверженности принципам общества благосостояния.

 

 

 

 

 

 

11.Американские  интеграционные модели. НАФТА и  МЕРКОСУР.

 

В 1992 г. США, Канада и Мексика  подписали договор о создании торгово-политического блока НАФТА — Североамериканской зоны свободной торговли, который вступил в силу в 1994 г. В настоящее время НАФТА - крупнейшая группировка в мире по территории, населению, емкости товарного и финансового рынков, масштабам научно-технического потенциала. На долю НАФТА в конце 90-х годов приходилось около 20% всей мировой торговли.

Модель североамериканской экономической интеграции в целом  развивалась по тем же принципам, что и ЕС. В то же время она  характеризуется рядом особенностей. Во-первых, длительное время интеграционные процессы формировались преимущественно на корпоративном и отраслевом уровнях, не были связаны межгосударственным и надгосударственным регулированием по типу ЕС.  Во-вторых,  НАФТА развивалась с учетом интересов американских транснациональных корпораций, чьи капиталы в экономике Канады и Мексики занимали доминирующее положение. Так в середине 90-х годов в США направлялось до 80% канадского экспорта и свыше 70% мексиканского. В результате степень и масштабы канадско-американской и мексиканско-американской  интеграции  намного   превзошли   уровень  интеграции экономики Мексики и Канады. Последние являлись скорее конкурентами  на  американском рынке  товаров  и  рабочей  силы, стремившимися привлечь капиталы и технологии американских корпораций, чем партнерами по интеграции. Следует отметить, что доминирующее положение США в экономике Канады и Мексики — характерная особенность послевоенного развития этих стран. В 70-80-е годы эти страны предприняли усилия по ослаблению зависимости своей экономики от воспроизводственных процессов США. Они диверсифицировали свои  внешние связи за счет расширения торгового сотрудничества со странами азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Канада усилила связи с Великобританией, Мексика - с Францией. В итоге доля США в совокупных иностранных частных прямых инвестициях в Канаде сократилась с 1980 по 1993 гг. с 79 до 64%. В Мексике показатели влияния США также снизились. Ослабление влияния США на экономику Канады и Мексики было обусловлено и изменением внешней политики американских корпораций.

Начиная с 70-х годов они  стали все в большей мере  ориентироваться  на  перспективные  с  их точки  зрения страны АТР  и страны Западной Европы. В итоге  в прямых инвестициях американских корпораций за границей доля Канады за период 1972 — 1992 гг. сократилась с 29 до 16%, доля Канады в иностранных прямых инвестициях в США снизилась за этот же период с 23 до 7%. С начала 90-х годов в связи с усилением международной конкуренции, активизацией интеграционных процессов в Западной Европе, углублением интеграционных процессов в странах АТР в развитии НАФТА наступил новый этап— объединение всех стран Латинской Америки. К 2010 г. планируется создать полноценный североамериканский рынок. Предусматриваются поэтапная ликвидация тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, введение комплекса мер по урегулированию возможных тарифных конфликтов. Подобная мобилизация социально-экономического потенциала стран североамериканского региона, обусловленная конкуренцией с европейскими и азиатскими интеграционными объединениями, предполагает установление контроля со стороны наднациональных органов.

Информация о работе Мировая экономика