Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание работы

На древнейших этапах человеческой истории целые народы могли непосредственно соприкасаться друг с другом. Такие контакты возникали при миграциях, массовых бегствах от стихийных бедствий, при силовых разделах территорий, обменах.Жители первого в мире государства (Египта) еще 5 тысяч лет назад торговали с соседними племенами, покупая у них древесину, металлы, скот в обмен на продукты ремесла и земледелия. Они также организовывали экспедиции для хозяйственного освоения новых земель. В это же время жившие на территории России племена обменивались товарами с соседними племенами.

Работа содержит 1 файл

mirovaya_ekonomika.docx

— 65.80 Кб (Скачать)

Простота уравнения (7), связывающего сальдо платежного баланса с монетарными  переменными заставляет задуматься над проблемой: если все, что необходимо для улучшения состояния платежного баланса — это уменьшение нормы расширения денежной массы, то почему же платежный баланс не так легко уравновесить. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, каким образом сокращение денежной массы улучшает платежный баланс.

Контроль над денежной массой означает проведение жесткой денежно-кредитной политики. Рассмотрим экономику, которая растет и в которой наблюдается незначительная инфляция, так что спрос на номинальные кассовые остатки растет). При этом если рост денежной массы замедляется, появляется избыточный спрос на деньги (относительно их предложения). Рост спроса на деньги вызывает рост процентных ставок и падение расходов. Рост процентных ставок ведет к улучшению платежного баланса. Однако существует тонкое различие между установлением границы роста денежной массы и обычной жесткой денежно-кредитной политикой.

В открытой экономике с  фиксированными валютными курсами (а это одна из предпосылок монетаристского  подхода) объем денежной массы зависит  не только от стремлений центрального банка: он не может полностью контролировать предложение денег, так как вынужден покрывать любой спрос на иностранную валюту для поддержания курса национальной валюты. С другой стороны, жесткая денежно-кредитная политика, связанная с ограничением внутреннего кредита, обычно вызывает экономический спад.

Из положений монетаристского  подхода также вытекает, что снижение курса национальной валюты — девальвация  — может улучшить платежный баланс только лишь в краткосрочном периоде. Происходит это следующим образом: девальвация действительно улучшает конкурентное положение страны на мировых рынках, и это приводит к положительному сальдо внешней торговли. Согласно основному уравнению монетаристского подхода, положительное сальдо в данном случае (так как не происходит увеличения денежной массы) сопровождается ростом спроса на деньги. Как уже было показано, такая ситуация длится до тех пор, пока денежная масса не будет соответствовать новому уровню спроса на деньги, а платежный баланс не придет в равновесие. Таким образом, девальвация имеет только временный эффект для экономики, который продолжается до тех пор, пока цены и предложение денег не возрастут, чтобы полностью компенсировать более высокие цены на импортные товары и услуги.)

Следует отметить, что все приведенные рассуждения о монетаристском подходе к анализу платежного баланса касаются режима фиксированных валютных курсов. Если такой подход применять к платежному балансу страны с плавающими валютными курсами, то сальдо платежного баланса (сальдо официальных расчетов) будет саморегулируемым, величина официальных золотовалютных резервов не будет меняться, а денежная масса будет полностью находиться под контролем монетарных властей. На практике, как уже говорилось, большинство валютных режимов — это режимы управляемого плавания валютных курсов, центральные банки стран проводят определенную политику в области курса национальной валюты, поддерживая его в случае необходимости с помощью интервенций на валютном рынке. С другой стороны, даже если монетарные власти позволяют курсу национальной валюты свободно колебаться, существование мирового рынка ссудных капиталов делает денежный рынок страны чувствительным к событиям на денежном рынке других стран, что означает межстрановое движение капиталов, а значит и давление на процентные ставки и валютный курс, что действует как на объем денежной массы, так и на уровень спроса на деньги. Это доказывает, что монетаристский подход применим и в современных условиях.

Заканчивая анализ монетаристского  подхода к анализу платежного баланса, следует еще раз подчеркнуть, что его ценность состоит прежде всего в том, что с его помощью впервые удалось показать монетарную природу общего сальдо платежного баланса или сальдо баланса официальных расчетов. Но с другой стороны, указанный подход абсолютно неприменим (а как правило, приводит к ложным выводам) при анализе причин ухудшения состояния платежного баланса. На деле причина дефицита платежного баланса может не иметь ничего общего с избыточным предложением денег, а его выравнивание с помощью мер денежно-кредитной политики может привести к совершенно неожиданным результатам. Дело в том, что дефицит платежного баланса может возникнуть при равновесии на денежном рынке, например, вследствие падения внешнего спроса на экспортируемые товары. Ограничение денежной массы в таком случае может привести к увеличению уровня безработицы и валового выпуска, не исправляя дефицит платежного баланса.

 

 

 

 

 

 

8.Мировой рынок  услуг.

 

Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

 Одной из важнейшей  закономерностей развития экономики  во всем мире является взаимосвязь  экономического роста и повышения  роли услуг в национальной  экономике. Это находит выражение  в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество. Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

неосязаемость

невидимость

неразрывность производства и потребления

неоднородность и изменчивость качества

неспособность услуг к  хранению

Именно в силу неосязаемости  и невидимости большинства услуг  торговлю ими иногда называют невидимым  экспортом или импортом. Однако и  в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации. В отличие от товаров услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю.  Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Все многообразие услуг в современной развитой экономике можно сгруппировать в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:

Транспорт:

пассажирский (международная  перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих  услуг)

грузовой (международная  перевозка грузов)

Поездки:

деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими  по делу: командировки)

личные (например, туризм)

Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи между  резидентами и нерезидентами)

Строительство

Страхование

Финансовые услуги

Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области  компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

Роялти и лицензионные платежи

Другие бизнес – услуги:

посреднические услуги

лизинг

прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные  и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

 Личные, культурные, рекреационные  услуги:

аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)

прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

 Правительственные услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые  международными организациями по  сохранению мира)

В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом. К концу 90-х годов сфера услуг в ведущих зарубежных странах выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 62 – 74 % в ВВП, 63 – 75 % - общей численности занятых и превысила 50% общего объема капиталовложений (без жилищного строительства) .

Все большее значение приобретает  производство услуг на зарубежных филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных  в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля. Одна из главных закономерностей общественного развития – опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п.   Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.

20% всей мировой торговли  приходится на торговлю услугами. По данным ВТО, в 1998 г. мировой  экспорт услуг составил 1,2 трлн. долларов, что на 2% меньше, чем в предыдущем  году.

Участие ведущих стран  в мировом экспорте услуг в 1998 г. было следующее (в %): США – 18,1, Великобритания – 7,7, Франция – 6,1, Германия – 5,9, Италия – 5,4, Япония -  4,7, Нидерланды и Испания – по 3,7, Бельгия и Люксембург – по 2,7, Гонконг – 2,6, Австралия – 2,4, Канада – 2,2, Швейцария – 2,0, Республика Корея и Китай – по 1,8, Турция – 1,7, Сингапур – 1,4, Швеция – 1,4, Тайвань – 1,3.

На протяжении двух последних  десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. В мировой  экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные тенденции были характерны в этот период и для других структурных показателей многих стран, которые и определили в результате структурные изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг.

В наиболее общем виде оценить  участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран.

Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х годов колебалась в пределах 10 – 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.

Роль услуг в экономике  стран оценивается также с  помощью индекса, рассчитанного  как отношение доли экспорта товаров  к доли экспорта услуг в ВВП  стран. Чем меньше индекс, тем большее  значение имеют услуги. Определение  доли экспорта услуг в торговле услугами наглядно укажет на страны нетто-экспортеры и импортеры услуг. Так, отрицательное сальдо баланса услуг Германии – крупнейшей участницы мировой торговли услугами – является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой. Внешнеторговая квота (отношение торговли услугами к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли услугами страны в расчете на душу населения показывают степень открытости экономики во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг. Достаточно информативным является коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами, рассчитанный как отношение экспорта услуг страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте услуг. Он позволяет установить степень специализации стран на экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует о высокой степени развитости экономики, в которой сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.[6]

Однако сфере услуг, международной  торговле услугами  оказывалось недостаточное внимание учеными, особенно в последние годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает необходимость создания международных механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

В настоящее время Всемирная  торговая организация ведет список отраслей услуг, по которым страны выражают согласие с либеральным режимом  доступа на национальный рынок для  зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме того, многие страны считают, что положительный эффект может принести либерализация рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг заинтересованы  развитые страны, стремящиеся к дальнейшему расширению экспорта.

В 1997 г. достигнуты соглашения о либерализации рынка телекоммуникаций и информационных технологий (вступило в силу с января 1998 г.) и о либерализации  рынка финансовых услуг (с 1999 г.). Режим свободной конкуренции позволит и дальше снижать стоимость услуг телефонной связи (в рамках первой) или страхования (в рамках второго). Однако в сложной ситуации могут оказаться национальные коммуникационные компании, национальные банки и страховые общества. Поэтому в сфере регулирования торговли услугами следует проводить поэтапную, согласованную политику, чтобы не нарушить экономического баланса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Деятельность  Мирового банка, МВФ, ЕБРР и  других валютно-финансовых и кредитных  организаций в России.

 

Совместные миссии МВФ  и Всемирного банка осуществляют тесную координацию своих действий с другими донорами, в частности ЕБРР и ЕС. Помимо этого, миссии предложили ЦБР создать координационный комитет во главе с ЦБР для координации работы доноров. Достигнут значительный прогресс в формулировании общего стратегического видения процесса реструктуризации банковского сектора России, что нашло свое воплощение в стратегии реструктуризации банковской системы, разработанной Центральным банком России, включающей:

- общие принципы (защита  кредиторов - частных лиц, равный  подход к иностранным и отечественным  корпоративным кредиторам, отнесение  убытков на частных акционеров  и в значительной степени на  корпоративных кредиторов, участие существующих акционеров, корпоративных кредиторов и потенциальных новых инвесторов в рекапитализации банков, которым будет оказана помощь);

- безотлагательные меры (расчет объема неплатежеспособности по банковскому сектору путем проведения исчерпывающей проверки и анализа деятельности четырех крупнейших банков и подготовки отчетов о финансовом состоянии других банков, оценка затрат на оказание возможной государственной поддержки и разработка институциональной базы как руководства для проведения процесса реструктуризации);

Информация о работе Мировая экономика