Мировая и отечественная практика налогообложения недвижимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Для целей налогообложения налогооблагаемая база может включать в себя землю и строения, находящиеся на ней. В зависимости от организации налога на недвижимость земля и строения могут облагаться раздельно или совместно по стоимости, определяемой в соответствии с выбранной методикой. Две составные части налога на недвижимость обладают своими особенностями. Одной из важных особенностей налога на землю является его нейтральность по отношению к принятию решения экономическими агентами, являющимися плательщиками данного налога.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономическое содержание налогообложения недвижимости……...5
1. Основы налогообложения недвижимости………………………………….5
2. Функции системы налогообложения……………………………………….8
Глава 2. Практика налогообложения недвижимости………………………….10
2.1. Мировая практика налогообложения недвижимости…………………….10
2.2. Российская практика налогообложения недвижимости………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы………………………………………………………...…….18

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Глава 2. Практика налогообложения недвижимости

2.1. Мировая практика  налогообложения недвижимости 

     К настоящему времени во многих  странах накоплен богатый опыт  налогообложения недвижимости. Мировая практика уже выработала основные принципы:

1.Объектом  налогообложения, выступают земля,  здания и сооружения. То есть  такое имущество, которое в  отличие от движимого имущества  относительно легко выявить и  идентифицировать.

2. В  качестве основы для исчисления базы налога чаще всего выступает рыночная стоимость облагаемых объектов, что стимулирует их экономически наиболее рациональное использование.

     При определении стоимости объектов  для налогообложения: 

  • применяется капитальная (аккумулированная) стоимость объекта;
  • во Франции, отчасти Великобритании, в качестве основы берется арендная стоимость (потенциальная среднегодовая величина дохода от аренды недвижимого имущества).

3. При  определении стоимости недвижимого  имущества обычно используется не индивидуальная оценка каждого отдельного объекта, а массовая оценка на основе применения стандартных процедур расчета стоимости объектов для целей налогообложения. Это позволяет оценить большое число объектов при относительно небольших затратах.

     Методика определения оценочной стоимости базируется:

  • на сравнении продаж, то есть изучении цен рыночных сделок с объектами недвижимости (Австралия, Дания, Швеция, а также Индонезия и Япония - для земельных участков);
  • капитализации дохода от потенциального наилучшего и самого выгодного использования недвижимого имущества (некоторые кантоны Швейцарии, отдельные объекты недвижимости в Дании и Швеции);
  • на затратном методе, то есть расчете расходов, которые потребовались бы на полное восстановление данного объекта недвижимости (Индонезия, Япония и Южная Корея - для зданий);
  • на сочетании всех трех перечисленных методов (США, Канада, Нидерланды).

4. Льготы  предоставляются: 

  • социально незащищенным налогоплательщикам;
  • по типам недвижимости, обеспечивающим осуществление общественно-полезных видов деятельности;
  • по объектам, находящимся в государственной (муниципальной) собственности.

     Преимущество обычно отдается  льготированию объектов (типов недвижимости), а не налогоплательщиков. Вместе  с тем конкретные особенности налогообложения недвижимости могут отличаться друг от друга по странам:

  • в Дании, Южной Корее, Чили, Швеции, Японии предоставляемые льготы относятся только к объектам недвижимости, но не к налогоплательщикам;
  • в других странах сочетание того и другого, хотя в основном все равно льготы обычно распространяются на объекты. К льготируемым налогоплательщикам, как правило, относятся пенсионеры и инвалиды, кроме того, в некоторых странах при предоставлении льготы учитывается уровень доходов налогоплательщика;
  • к видам недвижимости, полностью или частично освобождаемым от уплаты налога, в большинстве стран относятся объекты культуры, образования, предназначенные для общественных нужд, государственного управления, для религиозных целей;
  • освобождение от уплаты налогов может даваться на фиксированный срок с целью стимулирования определенных видов деятельности. Так, в Чили, Швеции, Японии и двух штатах США льгота предоставляется по новостройкам в течении нескольких лет, а в Нидерландах - на период строительства здания.

5. Ставки  налога зависят от конкретной  законодательной и экономической  практики в стране. В зависимости  от юридически установленного  способа определения ставки налога  различают фиксированные и переменные (бюджетные) ставки.

  • фиксированные ставки устанавливаются центральными органами власти той или иной страны и представляют собой некоторый исходно заданный процент от налогооблагаемой стоимости. При этом нельзя заранее определить размер налоговых поступлений, поскольку величина налогооблагаемой базы год от года меняется. Такой порядок установления ставок принят в Великобритании, Индонезии, Чили, Швеции, Южной Корее, Японии;
  • переменные (бюджетные) ставки (Австралия, Канада, Нидерланды, США, Франция, Швейцария) местные власти планируют ставку налога на недвижимость исходя из предполагаемых бюджетных расходов и величины имеющейся налогооблагаемой базы.

     Ставка налога, таким образом, является переменной величиной. При этом в одних случаях, как, например, в Нидерландах и некоторых кантонах Швейцарии, местные власти наделены самыми широкими полномочиями в выборе размеров ставок, в большинстве же других случаев действуют общегосударственные и региональные нормативные акты, ограничивающие минимальную или максимальную величину ставки, или и то и другое вместе. Конкретный же размер ставки может варьировать по странам от долей процента до 7-10% при коэффициентах налогообложения 20-100% . Логично, что если налог на недвижимость исторически вводился с одновременной отменой других имущественных налогов, как например в Индонезии в 1986 году, где новый налог заменил семь ранее действовавших, то эффективная ставка нового налога выбирается с учетом требования компенсации отменяемых видов платежей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Российская  практика налогообложения недвижимости 

     Налоговая система Российской  Федерации существует уже более  десяти лет. За время развития  современной теории и практики  налогообложения в России предпринимались  попытки изменить регулирование  отдельных налогов и их элементов, в том числе путем передачи полномочий по изменению и дополнению элементов налогов от вышестоящих уровней власти органам власти в соответствии с уровнем налога.

     Так, с начала 2000 г. законодательные  (представительные) органы власти  субъектов РФ, ранее обладавшие правом вводить конкретный размер налоговой ставки в рамках предельной ее величины местного налога на имущество физических лиц, федеральным законом были лишены этого права, и полномочия по введению конкретных размеров налоговых ставок были переданы представительным органам местного самоуправления, т.е. на уровень власти в соответствии с уровнем налога.

     Передача представительным органам  местного самоуправления полномочий  по введению конкретных ставок  налога на имущество физических  лиц является позитивным сдвигом в развитии методов управления налогами в условиях федеративного государства, когда ставка налога вводится тем уровнем власти, к которому принадлежит бюджет, формируемый этим налогом.

    В целом, реформирование общих  принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации началось с 1 января 1999 г., когда вступила в силу часть первая Налогового кодекса РФ, в значительной части заменившая Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

      В части первой Налогового кодекса РФ заложена усовершенствованная налоговая система Российской Федерации, которая содержит не только налоги, ранее действовавшие в России и механизм взимания которых был определенным образом в части второй Кодекса модифицирован в соответствии с уровнем развития экономических отношений, но и новые налоги (например, налог на недвижимость), которые не были характерны налоговой системе страны, созданной в России со времени вступления в силу Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

     С 1 января 2001 г. с введением  в действие части второй Налогового  кодекса РФ в России начался  очередной этап налоговой реформы,  заключающийся в модернизации  системы федеральных налогов  и сборов.

     Процесс реформирования налоговой  системы Российской Федерации затронул с 1 января 2002 г. также систему региональных налогов, когда во исполнение решений Конституционного Суда РФ было усовершенствовано содержание элементов налога с продаж.

       Недостатки действующих земельного налога и налогов на имущество, в частности, отсутствие унификации налогообложения объектов недвижимости, неполный учет и несоответствующая реальным ценам оценка недвижимости в целях налогообложения привели к снижению фискальной роли недвижимого имущества в налоговой системе.

Учитывая  то, что земельный участок и  находящиеся на нем строения неразрывно связаны между собой и образуют единый объект недвижимости, возникает  объективная необходимость в  унификации методов налогообложения  и земельного участка, и находящихся  на нем строений.

     Для устранения недостатков, свойственных земельному налогу и налогам на имущество, а также для унификации налогообложения объектов недвижимости в рамках проводимой налоговой реформы в системе региональных налогов (в ст. 14 НК РФ, которая пока не действует) был установлен налог на недвижимость. Этот налог основывается на едином подходе к земельному участку и всему, что построено на его поверхности.

    Современные экономические отношения и преобладающие тенденции в развитии методов налогообложения в зарубежных странах предопределяют сложность механизма налога на недвижимость. Наполнение элементов налога на недвижимость (в отдельных странах - налога на собственность) конкретным содержанием зависит не только от общих принципов налогообложения недвижимости, возникших в рамках мировой налоговой системы, но и от специфики экономических отношений, сложившихся в конкретной стране.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Из данной курсовой работы  можно сделать следующие выводы.

     Теоретическими основами,  обуславливающими  необходимость существования налогообложения недвижимости являются:

  1. Базы местных бюджетов в основном состоят из налоговых поступлений от недвижимости;
  2. Налоги на недвижимость играют перераспределительную роль;
  3. С помощью   налогов   на   недвижимость   оказывается   возможным   подвергать налогообложению те виды доходов, которые не  могут  быть  базой  подоходного налога.

     Система налогообложения выполняет  следующие функции: фискальную, стимулирующую  и социальную.

     Целью установления в Российской Федерации налога на недвижимость является реформирование системы налогообложения недвижимого имущества (земельных участков, зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений и т.п.).

     Методы взимания нового налога на недвижимость призваны привести к единому показателю существующие методики исчисления отдельных налогов на отдельные объекты недвижимости (налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество (строения, помещения, сооружения) физических лиц), а также способствовать наиболее рациональному и прибыльному использованию недвижимости.

     Теория и практика взимания в России земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество (на строения, помещения и сооружения) физических лиц в условиях современных экономических отношений показывают, что методы взимания указанных налогов не обеспечивают надлежащей мобилизации доходов в бюджеты (фискальная функция) и не выполняют регулирующую функцию.  

Список  литературы 

1. Марченко А. В. / Экономика и управление недвижимостью: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс. – 2007. – 448 с.

2. Горемыкин В. А., Бугулов Э. Ф. / Экономика недвижимости. – М: Филинъ. -  2006. – 564 с. 

3. Максимов С. Н. / Экономика недвижимости: Учебное пособие. - Спб.: Изд-во СпбГУ. – 2005. – 468 с.

4. Ресин В.И. / Экономика недвижимости.: Учебное пособие. – М: Дело. -  2007. – 326 с.

5. Грабовой М. / Экономика и управление недвижимостью: Учебник для вузов. - Смоленск: АСВ. - 2008. – 524 с. 

Информация о работе Мировая и отечественная практика налогообложения недвижимости