Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 19:43, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить причины безработицы и определить её тенденции. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие «безработица»;
Проанализировать статистические данные;
Сделать вывод об основных причинах безработицы в мире;
Рассмотреть основные тенденции в развитии безработицы.
Введение 3
1. Теоретические основы безработицы. 4
1.1. Понятие и виды безработицы. 4
1.2. Причины безработицы. 8
1.3. Последствия безработицы. 10
1.4. Методы борьбы с безработицей. 13
2. Безработица в России: текущие состояние и перспектива развития. 20
2.1. Безработица в России и политика занятости. 20
2.2.Государственное регулирование занятости 26
2.3. Меры по стабилизации ситуации в сфере занятости 29
Список использованной литературы 33
В периоды экономического спада фактическая безработица превышает естественный уровень. Разность между фактическим и естественным уровнем безработицы характеризует уровень циклической безработицы
Наличие циклической безработицы говорит о неполном использовании производственных возможностей страны23.
Во время такой безработицы людям не может помочь ни переориентация, ни подготовка по какой-либо новой квалификации. Кроме социальных бедствий, она приносит еще и потери в объеме реального ВВП.
Во время такой безработицы людям не может помочь ни переориентация, ни подготовка по какой-либо новой квалификации. Кроме социальных бедствий, она приносит еще и потери в объеме реального ВВП. Американский экономист Артур Оукен сформулировал закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с её естественным уровнем. Итак, закон Оукена выражается следующей формулой:
Формула №1
где Y – фактический ВВП, Y* - потенциальный ВВП, λ – эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к изменениям циклической безработицы (коэффициент Оукена)24. Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:
Формула №2
(Yt - Yt-1)/ Yt-1 = 3% - 2(ut – ut-1)
где Yt - фактический ВВП данного года,
Yt-1 - фактический ВВП
предыдущего года, т.е. в левой
части уравнения записана
ut - фактический уровень безработицы данного года,
ut-1 - фактический уровень безработицы предыдущего года,
3% - темп роста потенциального ВНП, обусловленный: а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом;
2 - это коэффициент,
показывающий на сколько
Таким образом, серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования рынка труда и стабилизации занятости.
Методы борьбы с безработицей бывают: государственные, макроэкономические ,микроэкономические, активные, пассивные.
Государственные меры по сокращению безработицы.
Меры, с помощью которых государство может бороться с безработицей многообразны и различны. Так как безработица вызвана не только несовершенством рынка труда, но и макроэкономическими факторами, государство разрабатывает комплекс мер, включающих инструменты микроэкономической и макроэкономической политики26.
Макроэкономические меры.
Позволяют снизить кейнсианскую безработицу (вызванную дефицитом совокупного спроса). Целенаправленная фискальная политика может увеличить совокупный спрос в экономике посредством увеличения государственных расходов и снижения ставок налогов. В результате вырастет спрос на труд и занятость. С помощью монетарной политики, увеличив предложение денег в экономике, можно снизить банковский процент, что приведет к росту совокупного спроса и занятости.
Микроэкономические меры.
Это те государственные
мероприятия, которые касаются непосредственно
рынка труда. С их помощью можно
снизить уровень как
Государственная политика на рынке труда делится на активную и пассивную.
Активные меры.
Призваны помочь человеку вернуться или вновь войти в состав рабочей силы, найти работу и дать возможность самому зарабатывать на жизнь себе и своей семье. Такие меры экономически эффективны – растет занятость, значит, растут и объем ВВП, и доходы госбюджета, и благосостояние общества.
К активным мерам относятся
Информационная и
Пассивные меры.
Пассивные меры – это меры социальной защиты. С экономической точки зрения они неэффективны, так как не побуждают людей больше трудиться – наоборот, часть из них выходят из состава рабочей силы и становятся иждивенцами работающих членов общества.
К пассивным мерам относятся:
а). Выплата пособий по безработице и дополнительных пособий на содержание семьи. Пособия разделяют на три вида:
1. Пособие по безработице. Это наиболее крупная материальная помощь. Её получают лица, зарегистрированные на бирже труда, имеющие определенный стаж работы и вносившие взносы в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей, взносы самих работников и дотации бюджета.
И тем не менее, пособие по безработице не обеспечивает прожиточного минимума. Пособие получают, как правило, не более половины безработных. К тому же срок получения пособия по безработице ограничен: в Германии — 100 недель, Япония — 40, США — 30.
2. Денежная поддержка.
Это второй этап финансовой
помощи не имеющим работы. В
одних странах она имеет
3. Материальная помощь. Если тот или иной человек не работает и не может по какой-либо причине найти работу, получать пособие и денежную поддержку или срок получения пособия истек, государство выделяет безработному и его семье денежные средства, оплачивает некоторые коммунальные услуги (например, частично погашает квартплату). Все это делается, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума.
б). Досрочные пенсии, которые позволяют сократить численность экономически активного населения и, при прочих равных условиях, безработицу;
в). “Worksharing” («разделение работ»): государство создает стимулы к работе в режиме неполной занятости (полдня вместо полного, или 2-3 дня в неделю). Таким образом, одно и то же число рабочих мест позволяет занять больше людей29.
Службы занятости и кадровые агентства
Особое место в системе
регулирования рынка труда
В большинстве стран служба занятости является государственным учреждением и осуществляет свою деятельность под руководством министерства труда. Они как правило осуществляют свои функции в крупных городах и административных центрах. В этих условиях легче устанавливать контакты с соискателями работы и пособий, а также работодателями30.
К функциям государственных служб занятости относятся:
Частные агентства выступают чаще всего как консультанты в сфере занятости или рекрутинговые агентства, являющиеся более мобильными, чем государственные структуры. Наиболее результативные частные агентства имеют обширный банк данных, досье на компании, где сосредоточены сведения о специфических требованиях вакантных мест, условиях оплаты, перспективах развития компании и деловой карьеры31.
Услуги кадровых агентств:
1) Подбор персонала для юридических лиц:
- Поиск и привлечение
специалистов высшего и
- Прямой поиск специалистов-профессионалов;
- Подбор творческого
персонала для эксклюзивных
- Подбор редких, уникальных специалистов;
- Подбор временного персонала;
2) Карьерное консультирование:
3) Аналитические исследования рынка труда и заработной платы33.
Таким образом, повышение уровня безработицы – это
уже государственная проблема, связанная
с несовершенством механизмов регулирования
и саморегулирования экономической системы.
Высокий уровень безработицы со своими
последствиями стоит в одном ряду с бедностью
и социальной нестабильностью, как самые
острые проблемы глобального и национального
масштабов.
В настоящее время на российском рынке труда происходит повышение уровня безработицы прежде всего за счет населения, неконкурентоспособного на рынке труда, и перехода скрытой безработицы на несостоятельных предприятиях и в бюджетной сфере (избыточной занятости) в официальную форму, регистрируемую службой занятости.
Рост временной (фрикционной) и институционально-маргинальной (социальной) безработицы при относительно низком для переходных процессов уровне структурно-профессиональной и циклической форм ее проявления. Растет хроническая безработица, связанная с низкой мобильностью безработных на рынке труда.
Применительно к российскому рынку труда можно выделить следующие специфические причины безработицы:
Информация о работе Мировая безработица: текущее состояние и пути её преодоления