Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:54, лекция
Синтетическим показателем степени участия страны в мирохозяйственных связях является экспортная квота (доля товаров, »экспортируемых из стран, в ВВП). Однако этот показатель имеет недостатки: завышение доли экспорта, поскольку экспорт учитывается по полной рыночной стоимости, а ВВП представляет часть стоимости совокупного продукта за вычетом стоимости товаро-материальных запасов; достоверность экспортной квоты ослабляется из-за неравномерного роста цен внутреннего и внешнего рынка.
Билет 3. Формирование и тенденции развития мирового рынка рабочей силы.
Мировой рынок труда — это система экономических механизмов, норм, инструментов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложения на межгосударственном уровне.
Особенности современных мировых рынков труда состоят в следующем.
1. Рост масштабов
международной трудовой
2. Разнонаправленность
основных потоков миграции
3. Рост доли молодежи,
женщин и детей в миграционном
процессе. Так, доля молодежи в
общем числе мигрантов
4. Увеличение продолжительности
пребывания мигрантов в стране
занятости. В Западной Европе
средняя продолжительность
5. Снижение степени
активности международной
6. Миграция ученых,
высококвалифицированных
7. Изменение этнической структуры иммиграции.
Возрастание доли цветных
иммигрантов из Азии, Африки, Латинской
Америки. Они образуют большие, однородные
общины на территории принимающей страны.
Общины живут в соответствии со своими
традициями и культурой. Формируются
замкнутые сферы экономической
активности, или анклавы, с так
называемой этнической экономикой. Между
коренными жителями и иммигрантами
наблюдаются социальные, политические,
расовые, культурные различия. Возникают
противоречия на этнической и религиозной
почве, нередко проявляющиеся в
конфликтах. На протяжении 80-х — 90-х
годов массовые беспорядки с участием
иммигрантов происходили во многих
европейских городах. Зачастую мигранты
заявляют о себе как об активной
политической силе. Население стран-реципиентов,
сталкиваясь с безработицей, другими
социальными проблемами, порой негативно
относится к приему иммигрантов.
Вместе с тем иммиграция способствует
формированию симбиоза традиций, мировоззрений,
культур населения стран-
8. Формирование «черного»
рынка труда в современных
центрах притяжения
9. Расширение масштабов
участия России в
Основные причины
привлечения иностранных
Билет 4. Экономические эффекты межстрановой миграции населения.
Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по
экономическим, так и по внешнеэкономическим причинам. В число последних включаются политические и религиозные причины, объединение и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера. Каждая из этих и многие другие неэкономические причины способны привести и приводят к крупным межгосударственным перемещения рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная миграция рабочей силы, по экономическим причинам, под которыми понимаются главным образом межстрановые различия в оплате труда.
По приблизительным оценкам, ежегодное миграционное сальдо к середине 90-х годов составляло примерно 1 млн. человек, т.е. в принимающие страны приезжало в среднем на 1 млн. человек больше, чем уезжало. По прогнозам, в ближайшие годы в связи со стабилизацией мировой экономики миграционное сольдо будет сокращаться.
Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие:
Миграция рабочей силы - переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.
Иммиграция - въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.
Эмиграция - выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.
Миграционное сальдо - разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.
“Утечка мозгов” - международная миграция высококвалифицированных кадров.
Реэмиграция - возвращение
эмигрантов на родину на постоянное место
жительства.
Билет 5. Иммиграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов.
ИММИГРАЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА СТРАН-ИМПОРТЕРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые
постоянно испытывают потребности в привлечении
рабочей силы, свою иммиграционную политику
основывают прежде всего на мерах регулирования
численности и качественного состава
прибывающих трудящихся-мигрантов.
В качестве инструмента регулирования
численности используется показатель
иммиграционной квоты, который ежегодно
рассчитывается и утверждается в стране-импортере.
При определении квоты учитываются потребности
страны в иностранной рабочей силе и по
отдельным категориям привлекаемого населения
(половозрастным группам, образованию
и т.п.), а также принимается во внимание
состояние национальных рынков труда,
жилья, политическая и социальная обстановка
в стране-импортере.
Иммиграционная квота может быть распределена
в определенной пропорции между различными
категориями иммигрантов. Например, в
США в 1995 г. было принято следующее распределение
иммиграционной квоты: 71% - родственники
граждан США, 20% - специалисты, в которых
нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов.
Новый закон об иммиграции, принятый в
США в 1996 г., существенно расширил размеры
квоты для иммигрантов, но и ужесточил
требования к их качественным характеристикам6.
Качественный состав трудящихся-иммигрантов
регулируется в принимающих странах путем
использования различных методов (в целях
определения групп иммигрантов, для которых
предусмотрены преференции, в части первоочередного
получения въездной визы).
О высоких требованиях к качеству прибывающей
рабочей силы свидетельствует необходимость
прохождения процедуры признания имеющихся
у мигранта документов об образовании
или профессиональной подготовке, а также
имеющегося опыта работы по специальности.
Возрастной ценз является одним из распространенных
критериев отбора иммигрантов. Шансы получить
разрешение на въезд в страну выше у более
молодых претендентов.
Национальность иммигранта является качественным
признаком, дифференцированным в зависимости
от национального состава принимающей
страны и учитываемым для обеспечения,
например, в США национального равновесия.
К числу других требований, предъявляемых
к качеству рабочей силы, относят:
• требование хорошего состояния здоровья
у прибывающего мигранта (характерно для
ряда скандинавских стран и США);
• дополнительные профессиональные требования,
относящиеся к ряду специальностей или
профессий (в США, например, иностранный
программист должен владеть принятыми
в стране программными средствами, быть
знакомым с соответствующими компьютерными
системами);
• ограничения личностного и психологического
плана. Так, например, претендент на получение
гражданства ЮАР должен иметь "добрый
характер". В США издавна ограничен
въезд для представителей любой из партий
тоталитарного типа.
Значение того или иного качественного
признака при отборе иммигрантов не является
постоянным и может меняться в пользу
других приоритетов. Вместе с тем по ряду
важнейших характеристик, таких, как возрастной
ценз, наличие трудового сертификата,
обладание определенной профессией и
профессиональной подготовкой, требования
достаточно устойчивы во времени.
Селективность миграционной политики
стран-импортеров выражается также в предоставлении
льгот отдельным категориям мигрантов
с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным
правом получения разрешения на иммиграцию
пользуются бизнесмены, предполагающие
открыть дело в стране пребывания.
Одной из целей иммиграционной политики
является защита национального рынка
труда от неконтролируемого притока иностранной
рабочей силы. Для осуществления этой
цели государства-импортеры применяют
меры, направленные на сокращение или
предотвращение иммиграции, а также на
сокращение иностранной рабочей силы
в стране пребывания. Например, в США одновременно
с ужесточением политики по отношению
к нелегальным иммигрантам законодательством
предусмотрено право на легализацию для
части иностранцев, без разрешения находящихся
в стране, что является гуманным актом
и свидетельствует о демократических
тенденциях в осуществлении иммиграционной
политики. Многие страны-импортеры рабочей
силы приняли и реализуют государственные
программы стимулирования репатриации
официально зарегистрированных иностранцев,
в которых преобладают экономические
(а не административные) стимулы (предоставление
материальной помощи и возможности приобретения
профессии и т.п.)
Билет 6. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов.
Международная
организация труда так
Современная международная трудовая миграция
характеризуется активизацией и ростом
влияния стран - экспортеров рабочей силы,
которые применяют различные методы и
средства для достижения целей эмиграции,
а именно:
• методы и средства защиты интересов
государства-экспортера трудовых ресурсов
путем регулирования масштабов эмиграции
и качественного состава эмигрантов, выезжающих
за пределы страны. Большинство государств
демонстрируют своей эмиграционной политикой
уважение прав своих граждан на свободное
перемещение. Некоторые страны проводят
политику сдерживания эмиграции, особенно
в отношении высококвалифицированных
специалистов и при нехватке квалифицированной
рабочей силы, а также при неблагоприятной
демографической ситуации;
• методы использования эмиграции в целях
обеспечения ресурсами экономики страны
путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов.
Для этого в национальных банках открывают
эмигрантам валютные счета под более высокую
процентную ставку, создают им выгодные
условия использования своих валютных
средств для приобретения товаров и производственного
оборудования и т.д. Ряд государств прямо
обязывает трудящихся-эмигрантов переводить
в страну происхождения значительную
(иногда дифференцированную по категориям)
долю полученной за границей заработной
платы. Государство привлекает также средства
частных посреднических организаций,
занимающихся трудоустройством граждан
за границей путем введения обязательных
вкладов и страховок;
• методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов
путем использования двусторонних соглашений
и контрактной формы найма рабочей силы
для работы за границей, которая призвана
обеспечить определенные экономические
и социальные гарантии (по заработной
плате, оплате проезда, жилью, продовольственному
обеспечению и медицинскому обслуживанию
и т.д.), а также путем организации учреждений,
фондов, представительств, назначения
специальных должностных лиц и т.п. в целях
контроля за выполнением условий международных
соглашений по трудовой миграции, решения
спорных вопросов в стране пребывания
мигрантов и соблюдения их основных прав.
В посольствах и представительствах некоторых
стран за рубежом назначаются атташе по
труду, которые призваны обеспечивать
защиту прав трудящихся-мигрантов, в том
числе разрешение спорных вопросов при
их размещении, ведение переговоров с
работодателями.
Заслуживает внимания опыт создания специальных
фондов, в задачи которых помимо контроля
за соблюдением прав трудящихся-мигрантов
и членов их семей входит накопление средств
(фонда благосостояния), предназначенных
для обеспечения медицинского обслуживания,
жилищного строительства, расширения
сети школ и т.п. возвращающихся на родину
мигрантов;
• меры, способствующие как защите государственных
интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.
Государство стремится выработать такой
механизм регулирования миграции, который
позволял бы совмещать защиту государственных
интересов и его граждан. Одним из инструментов
реализации данной задачи является введение
порядка обязательного государственного
лицензирования деятельности по найму
граждан для работы за границей. Цель лицензирования
- наделение правом посредничества при
трудоустройстве за границей только тех
организаций, которые обладают достаточными
знаниями, опытом работы, располагают
надежными международными связями и способны
нести материальную и юридическую ответственность
за результаты своей деятельности;
• меры, направленные на взаимную защиту
интересов стран-экспортеров и стран-импортеров
трудовых ресурсов (например, при проведении
политики сдерживания масштабов миграции,
нелегальных перемещений, стимулирования
возвращения мигрантов на родину).
Билет 7. Мировые центры и направления трудовой миграции.
Трудовая миграция
характерна практически для всех
национальных экономик. Однако уровень
ее интенсивности существенно
На практике встречается еще один, пятый
вариант трудовой миграции: из развитых
в развивающиеся или переходные экономики.
Однако количество мигрантов, выбирающих
это направление, невелико и представлено
в основном персоналом ТНК, занятым в филиалах
и дочерних компаниях, членами различных
благотворительных организаций и фондов,
а также искателями приключений и авантюристами.
Среди центров притяжения мигрирующей
рабочей силы самым значительным, существующим
уже по крайней мере три столетия, является
Северная Америка (США и Канада). По данным
американской статистики, на протяжении
90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1
млн иммигрантов при официально установленной
квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел. приходится
на трудовую миграцию. Другим "магнитом"
для мигрантов выступают страны Европейского
Союза. На их долю приходится более четверти
всего совокупного оборота иностранной
рабочей силы. Лидеры в этом регионе - Франция
(8% иностранцев в населении страны) и Германия
(7,5%). Кроме них, в Западной Европе крупными
принимающими государствами являются
Великобритания, Бельгия, Нидерланды,
Швеция, Австрия. Третьим мировым центром
трудовой миграции считается Австралия,
правительство которой крайне обеспокоено
низкой плотностью населения на подавляющем
большинстве территории страны, а также
возрастанием в его структуре доли китайского
этноса. Отсюда провозглашенный Канберрой
комплекс мер по стимулированию переселения
в эту страну-континент представителей
белой расы, преимущественно женщин в
фертильном возрасте (т. е. способных создавать
семью и иметь детей).
Наконец, следует упомянуть и о таком важном
центре миграции, как Израиль, который
прилагает усилия по возвращению на историческую
родину всех евреев с целью выживания
в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной
среде арабского мира. И хотя миграция
евреев на "Землю обетованную" носит
в целом политическую мотивацию, экономический
аспект в ней также присутствует, о чем
свидетельствует высокая интенсивность
потока мигрантов в Израиль из стран с
худшим уровнем жизни.
За последние два десятилетия появились
новые региональные центры притяжения
мигрантов. Среди них выделяются страны
Персидского залива (Саудовская Аравия,
Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские
Эмираты) и новые индустриальные страны
в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия,
Мексика) и Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур,
Тайвань). На Африканском континенте "полюсом"
притяжения мигрантов стала ЮАР, а на пространстве
СНГ - Россия. При этом наша страна выступает
экспортером рабочей силы для "дальнего
зарубежья" (среднегодовые темпы трудовой
эмиграции - 10 тыс. чел.) и одновременно
ее импортером из государств Содружества
- особенно Украины, Белоруссии, Молдавии,
Казахстана (среднегодовые темпы трудовой
иммиграции - 300-500 тыс. чел.).
Информация о работе Мирохозяйственные связи национальной экономики