Мирохозяйственные связи национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:54, лекция

Описание работы

Синтетическим показателем степени участия страны в мирохозяйственных связях является экспортная квота (доля товаров, »экспортируемых из стран, в ВВП). Однако этот показатель имеет недостатки: завышение доли экспорта, поскольку экспорт учитывается по полной рыночной стоимости, а ВВП представляет часть стоимости совокупного продукта за вычетом стоимости товаро-материальных запасов; достоверность экспортной квоты ослабляется из-за неравномерного роста цен внутреннего и внешнего рынка.

Работа содержит 1 файл

мировая экономика экзамен шпоры.docx

— 40.71 Кб (Скачать)

1. Несовершенные  двусторонние  и многосторонние 

соглашения, не обеспечивающие в полной мере благоприятные 

условия для  доступа российских предпринимателей на  внешние 

рынки, 

2. Дискриминация  российских производителей и 

экспортеров вследствие нечленства Российской Федерации во

Всемирной торговой организации (достаточно

распространенными случаями ограничения доступа российских

товаров на рынки  зарубежных стран являются меры, 12

противоречащие  современным правилам международной 

торговли, но легко  принимаемые в отношении России вследствие

отсутствия соответствующих  международных договоренностей 

и соглашений).

Препятствия, действующие  в отношении российских

поставщиков услуг  и инвесторов, а также из услуг  и 

капиталовложений  можно условно разделить на две  группы в 

зависимости от того, на какой стадии деятельности такие барьеры 

возникают: 14

1. Ограничения  в отношении доступа на рынок 

для российских поставщиков услуг, а также инвесторов; и 

2. Ограничения  в отношении деятельности российских 

поставщиков  и инвесторов.

Такие барьеры  могут принимать совершенно различные 

формы, исчерпывающего перечня которых нет, но своим

результатом они  всегда имеют либо возникновение 

дополнительных  сложностей у российского поставщика/инвестора 

при выходе на иностранный  рынок (учреждении дочерней

компании, филиала, покупке иностранных активов) –  в первом

случае; либо возникновение  у поставщика/инвестора каких8либо

сложностей уже  в процессе осуществления своей  деятельности на

внешнем рынке  – во втором случае. Такие «сложности»  независимо

от своей формы  ведут к причинению поставщику/инвестору 

ущерба –  ему требуется либо больше времени/финансовых

вложений для  осуществления своей деятельности, нежели

национальным  операторам или операторам третьих  стран, либо он,

так или иначе, лишается своей собственности на внешнем рынке 

или контроля над  ней.

В зависимости  от природы возникновения такие  барьеры 

могут быть как  очевидно незаконными, так и формально 

легитимными, т.е. применяться в соответствии с  национальным

законодательством иностранного государства, при этом такое 

законодательство  не противоречит международным обязательствам

этого государства  в отношении Российской Федерации.  

Департаментом торговых переговоров проводится работа по

созданию благоприятных  правовых условий для выхода

российских поставщиков  услуг/инвесторов на внешние  рынки, в 

том числе и  путем устранения действующих в  их отношении 

ограничений. 

Билет 10. Ценообразование  на мировом рынке.

Билет 11. Платежный баланс как отражение  мирохозяйственных  связей страны.

Платежный баланс - балансовый счет международных операций - это стоимостное выражение всего комплекса мирохозяйственных связей страны в форме соотношения показателей вывоза и ввоза товаров, услуг, капиталов. Балансовый счет международных операций представляет собой количественное и качественное стоимостное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических операций страны, ее участия в мировом хозяйстве. На практике принято пользоваться термином «платежный баланс», а показатели валютных потоков по всем операциям обозначать как платежи и поступления.

В последнее  время в дополнение к платежному балансу, содержащему сведения о  движении потоков ценностей между странами, составляется баланс международных активов и пассивов страны, отражающий ее международное финансовое положение в категориях запаса. Он показывает, на какой ступени интеграции в мировое хозяйство находится страна.

Платежный баланс за определенный период (месяц, квартал, год) составляется на основе статистических показателей о совершенных за этот период внешнеэкономических сделках  и позволяет анализировать изменения  в международных экономических  отношениях страны, масштабах и характере  ее участия в мировом хозяйстве. Показатели платежного баланса за период связаны с агрегатными показателями экономического развития (валовым внутренним продуктом, национальным доходом и  т.п.) и являются объектом государственного регулирования. Состояние платежного баланса за период тесно связано  с состоянием национальной валюты в  долговременном аспекте, степенью ее стабильности или характером изменений валютного  курса.

Структура платежного баланса. Платежный баланс имеет следующие основные разделы:

  • торговый баланс, т.е. соотношение между вывозом и ввозом товаров;
  • баланс услуг и некоммерческих платежей (баланс «невидимых» операций);
  • баланс текущих операций, включающий движение товаров, услуг и односторонних переводов;
  • баланс движения капиталов и кредитов;
  • операции с официальными валютными резервами

Билет 12. Результаты участия страны  в мирохозяйственных  связях. 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 3.Международная  торговая политика.

Билет 1. Протекционизм в  международной торговой политике.

Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.(Адам Смит)

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ, обмен товарами и услугами между людьми и фирмами разных стран. На протяжении нескольких тысячелетий, со времени зарождения цивилизаций, вывоз товаров в зарубежные страны в обмен на иноземные товары являлся неотъемлемой чертой мирового хозяйства. В 19 в. стремительный рост производства и развитие средств транспорта и связи привели к огромному расширению сферы внешней торговли и увеличению ее объема. Тем не менее на протяжении большей части 20 в. действовала тенденция к снижению доли пересекающих границы товаров и услуг в совокупном мировом объеме производства.

Основой хозяйственной  политики многих стран в XV—XVIII вв. являлся  меркантилизм (от итал. mercante — торговец, купец). Меркан¬тилисты уделяли большое  внимание внешней торговле как источнику  увеличения общественного богатства, поступления драгоценных металлов. Выгода от внешней торговли связывалась  с получением пре¬имуществ данной страны за счет других стран. Для превышения поступления золота и серебра  из-за границы над их оттоком использо¬вались  жесткие меры. Соответствующая экономическая  политика по¬лучила название протекционизма (от лат. protectio — защита, покрови¬тельство); ее сутью является создание отечественным  предпринимате¬лям льготных условий  деятельности по сравнению с иностранцами. Протекционизм — это экономическая  политика государства, заклю¬чающаяся в целенаправленном ограждении национальной экономики от иностранной конкуренции. 
Активная протекционистская политика отдельных стран неиз¬бежно вызывает аналогичную реакцию иностранных контрагентов. Интенсивное развитие внешнеэкономической деятельности в усло¬виях промышленного переворота и перехода к крупному машинному производству стимулировало появление в конце XVIII в. принципа свободной торговли — фритредерства (от англ. free trade — свобод¬ная торговля). Соответствующая политика связана с минимальным государственным вмешательством во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложе¬ния. Экономическая аргументация против протекционизма связана с разработкой теории сравнительных преимуществ. Если страны будут придерживаться соответствующих принципов, то весь мир станет потреблять самую дешевую из возможных совокупность благ; значит, тот, кто выставляет торговые барьеры, снижает общие дохо¬ды мира.

Билет 2. Фритредерство  в международной торговой политике.

Билет 3. Таможенные пошлины, их виды и особенности  использования.

Элементом управления внешнеэкономическими связями является таможенная система, включающая таможенные органы и таможен¬ное законодательство. 
В Российской Федерации в систему таможенных органов входят: 
1. Государственный таможенный комитет (ГТК) — центральный орган федеральной исполнительной власти, осуществляющий непо¬средственное руководство таможенным делом. 
2. Региональные таможенные управления, осуществляющие руко¬водство таможнями, расположенными на территории определенного региона Российской Федерации (их 17). 
3. Местные таможенные органы: 
таможни (154), 
таможенные посты (510). 
Таможня — это государственный орган, осуществляющий кон¬троль за перемещением грузов через таможенную границу, их учет и взимание установленных таможенных пошлин и таможенных сборов. Непосредственно на Государственной границе Российской Федера¬ции таможенный контроль осуществляют таможни.

Виды и критерии выделения таможенных пошлин 
А. По товарному обращению 
1. Ввозная (импортная) — пошлина, взимаемая при перевозке то¬варов в таможенную зону. Импортные пошлины, т.е. налогообложе¬ние ввозимых в страну товаров, используются наиболее часто. 
2. Вывозная (экспортная) — пошлина, которой облагаются экс¬портные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. 
3. Провозная (транзитная) — пошлина, взимаемая с товаров, пере¬секающих национальную территорию транзитом. Международный транзит — это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок являются активной статьей в балансе услуг государства. 

Билет 4. Экономические  последствия применения экспортных пошлин.

Билет 5. Экономические  последствия  применения импортных  пошли.

В условиях открытой экономики, при взаимодействии различных  стран между собой необходимо уделять особое внимание средствам  импортной и экспортной политики. Действия в этой области могут  помочь стране достичь высоких результатов  или, наоборот, ухудшить ее положение. Чтобы последнее не произошло, нужно  знать инструменты внешнеэкономического регулирования и умело пользоваться ими.

По отношению  к импортной политике применяются  таможенные тарифы на импорт. Это означает сбор денег с товаров, ввозимых на территорию данной страны из-за рубежа. Эту деятельность осуществляет специальное  таможенное ведомство. При этом цена, по которой данный товар будет  продаваться в этой стране, будет  выше общемировой. Таможенные пошлины  могут взиматься либо из расчета  фиксированной суммы с единицы  измерения, либо в виде установленного процента от стоимости данного товара. Установление импортных пошлин отражается на потребителях, так как цена возрастает. Но это позволяет отечественным  производителям повышать цены и на свои товары, так как потребитель  предпочтет все равно купить дешевле  местный товар. Все это приводит к тому, что ресурсы внутри страны используются менее эффективно, и  к тому, что отечественный производитель  не стремится улучшить качество своей  продукции, так как в любом  случае у него есть преимущество –  более низкая цена. Но в то же время, если пошлины распространяются на какую-либо продукцию, используемую местными производителями, их издержки увеличатся, что может  привести даже к сокращению производства. Таким образом, используя данный инструмент, необходимо проанализировать возможные последствия и принять  решение об их необходимости.

Билет 6. Номинальный  и реальный уровень таможенной защиты, их роль в торговой  политике.

Билет 7. Общая система  преференций, механизм ее реализации.

Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово - экономической политики и  используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта, источники сырья  и сферы приложения капитала.

Преференции - преимущества, льготы, предоставляемые  отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности. Преференции  осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов. Преференции предоставляются  государством и носят адресный характер. В отношениях между государствами  преференции предоставляются как  на началах взаимности, так и в  одностороннем порядке.

а последние годы национальная система  преференций России весьма расширилась  и усложнилась. Появление законодательной  базы позволило четко устанавливать  порядок формирования и применения таможенно-тарифного регулирования.

Россия  имеет собственную автономную систему  преференций, бенефициаром (пользователем) которой являются развивающиеся  страны. В соответствии статьей 36 национальная схема преференций пересматривается Правительством РФ периодически, но не реже одного раза в пять лет. Согласно постановлению Правительства РФ установлено, что национальная схема  преференций подлежит ежегодному пересмотру на основании мотивированного представления  МВЭС и МИД РФ.

Национальная  схема преференций включает в  себя три основных элемента:

1) перечень развивающихся стран – пользователей схемой преференций РФ;

2) перечень наименее развитых стран – пользователей схемой преференций РФ;

3) список товаров, на которые преференциальный режим не распространяется. 

Билет 8. Нетарифные ограничения внешней торговли, причины  и последствия их использования.

Билет 9. Квотирование внешнеторговых  поставок в системе  нетарифного регулирования.

Квоты - количественные ограничения на перемещение товаров  через таможенную границу РФ, устанавливаемые  Правительством Российской Федерации  в исключительных случаях. 

Квоты можно  разделить на 3 категории: 

Информация о работе Мирохозяйственные связи национальной экономики