Минимизация трансакционных издержек

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Последние два века экономика Запада развивалась в основном за счет интенсивного использования факторов производства. Главной задачей современного этапа российской экономики является интенсивный рост, при котором снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек. Для приведения в действие всех факторов снижения издержек производства необходимо исследовать природу издержек, специфику данного

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты трансакционных издержек ............…………………5
1.1. Понятие и сущность трансакционных издержек ................……………….5
1.2. Типология трансакционных издержек. Трансакционные и трансформационные издержки…………………………………………………..9
2. Минимизация трансакционных издержек фирмы: институциональный анализ……………………………………………………………………………..13
2.1. Институциональный анализ: понятие институтов и их место в теории трансакционных издержек……………………………………………………....13
2.2. Подход Норта………………………………………………………………..16
2.3. Проблема измерения………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Курсовая минимизация трансакционных издержек.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

      При поэлементном разбиении многие составляющие этих издержек оказываются вполне измеримыми. Один из довольно убедительных примеров был дан Д. Нортом и Дж. Уоллисом при подсчете трансакционных издержек относительно ВНП США18. Выбор именно этой сферы был обоснован тем, что проблема роста издержек эксплуатации экономической системы была довольно популярной в 1980-е г. (и остается таковой в настоящее время, в частности, применительно к переходным экономикам). Основной причиной такого пристального внимания исследователей стал тот факт, что по мере развития общества, несмотря на то, что издержки отдельной сделки имели тенденцию к сокращению, доля трансакционных издержек в ВНП росла в связи с увеличением совокупного объема меновых операций.

Анализ Дж.Уоллиса и Д.Норта интересен тем, что он вскрывает всю неоднозначность источников расширения трансакционного сектора. Его рост может происходить19:

1) при  простом перемещении трансакционных  услуг из внерыночной сферы  на рынок;

2) при  снижении стоимости единичной трансакции (за счет экономии на масштабах или лучшей спецификации и защиты прав собственности государством), если эластичность спроса на трансакционные услуги по цене выше 1;

3) при  постоянной или повышающейся  удельной стоимости трансакционных  услуг, если это повышение перекрывается экономией на издержках производства в "трансформационном" секторе в результате научно-технического прогресса;

4) при  удорожании процесса обмена вследствие  установления государством неэффективных  правил, регулирующих отношения собственности.

      Расчет  производился на основе определения  совокупного объема ресурсов, используемых фирмами, продающими трансакционные услуги, а также измерения ресурсов, выделяемых на трансакционные услуги фирмами, производящими  другие товары и услуги. Исследование охватывало следующие сферы деятельности: оптовая и розничная торговля, финансы, страхование и операции с недвижимостью. В число обследуемых попали предприниматели, землевладельцы, служащие, контролеры, охранники и ряд других категорий работников, занятых в негосударственном секторе экономики. В результате исследования было выявлено, что рост трансакционных издержек составил с 1/4 ВНП в 1870 г . до 1/2 ВНП в 1970 г . Причем учтены были только специализированные трансакционные издержки, которые связаны с покупкой или наймом. Целый ряд издержек, например, ожидание в очередях или издержки поиска товара остались вне поля зрения исследователей.

     Специфические трудности в применении трансакционного  подхода возникают из-за того, что  отдельные трансакционные издержки не могут быть специфицированы и подсчитаны в силу отсутствия трансакций, которые повлекли бы за собой возникновение этого вида издержек. По мнению В. Капелюшникова, эти виды издержек можно назвать "виртуальными".

     "Виртуальные"  издержки могут перейти в разряд "реальных", если появится институциональное устройство (новый закон или новая организационная форма), делающее этот тип сделок экономически оправданным. В этом случае трансакционные издержки становятся наблюдаемыми и  потенциально измеримыми.

     В российской практике широко распространены сделки, заключаемые со "своими" – проверенными и хорошо знакомыми  партнерами. Такая форма персонализированного обмена сопряжена, в одном случае, с высокими трансакционными издержками за счет сокращения выбора участников и возможности заключить более выгодную сделку, возможности дальнейшего расширения поля деятельности и т.д., в другом – их экономией на трансакционных издержках оппортунистического поведения.

     Поведение российских экономических агентов  перестает казаться "странным" и "нерациональным" в условиях, когда институты, обеспечивающие надежность и безопасность неперсонализированного обмена, неразвиты и поддержание традиционных деловых связей обходится намного дешевле.

     В данном случае теоретическое обоснование получает  функционирование в переходной экономике таких "неэффективных", с точки зрения рыночной системы, институтов, как  институт неденежных расчетов: бартер, взаимозачеты и т.д.

     По  мере формирования новых институтов (например, появление всевозможных посредников, специализирующихся на сдаче новых фирм "под ключ", обналичивании денег и других, хотя еще в 1992 г . в России такие операции приходилось делать самим предпринимателям), происходит перевод трансакций в сектор трансакционных услуг и появляется возможность дать им обобщенную стоимостную оценку.

     Как показывает практика, в российской переходной экономике общая тенденция  состоит в том, что все больший  массив трансакционной деятельности перемещается в сектор трансакционных услуг20.

      В последнее время получил широкое применение метод, который можно назвать "экспериментальным". Суть его заключается в том, что исследователь самостоятельно начинает осуществлять какую-либо операцию, например, создает фиктивную фирму, и скрупулезно фиксирует каждый шаг: сколько форм нужно заполнить, сколько времени провести в очередях, сколько и каким чиновникам "дать" и т.д.

      Хочется надеяться, что в недалеком будущем  будут найдены более точные методы подсчета, имеющие прочную математическую базу.

      В заключение можно сделать вывод, что теория трансакционных издержек значительно обогащает анализ как экономической организации, так и экономической системы путем раскрытия тех особенностей, связанных с видами издержек, которыми ранее пренебрегали. Она представляет уникальные возможности комплексного изучения экономических, правовых и организационных аспектов институциональной структуры от рыночного хозяйства на разных стадиях развития и с различной степенью государственного вмешательства, вплоть до его антипода – административно-командной экономики.  
 

      Заключение 

      В современных условиях российские предприятия  функционируют в обстановке высокой  рентабельности как экономической, так и законодательной. Глубокие преобразования, произошедшие в отечественной  экономике за последние годы, специфика нашего переходного периода к рыночным условиям, создали дополнительные сложности для выживания предприятий в такой ситуации.

      Полное  риска развитие проявляется в  таких тенденциях, как насыщение  рынка, стремление к концентрации и  интернациональности предприятий, сокращение технологических и жизненных циклов продукции, устранение барьеров для конкуренции. Поиску места издержек в системе рыночных отношений и было посвящено это исследование.

      Рассматривая  теорию трансакционных и постоянных издержек, мы пришли к выводу, что в принципе трансакционные издержки - это те же постоянные издержки, часть их. Учитывая, что данными издержками, как и любыми другими, можно управлять, в данной работе мы предложили определить понятие трансакционных издержек с позиции управленческого учета (хотя, возможно, понятие трансакционных издержек на данном этапе рыночного издержками", но это может стать темой для отдельной курсовой работы). Трансакционные издержки - это издержки (денежные и неденежные), появляющиеся при принятии управленческих решений о реализации товаров (информационных затрат по поводу рынков сбыта, покупателях, поставщиках, конкурентах, ценах реализации, затрат по рекламе, по заключению развития России правильнее было бы считать "маркетинговыми договоров и т.п.).

      Без понятия трансакционных издержек, невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы. Существование трансакционных издержек будет подталкивать желающих торговать к введению различных  форм деловой практики, обеспечивающих сокращение трансакционных издержек в том случае, когда затраты по выработке таких форм оказываются меньше, чем экономия на трансакционных издержках. Выбор партнеров, тип контракта, выбор предлагаемых продуктов и услуг - все может оказать влияние на уменьшение трансакционных издержек.

      В современных экономических учебниках, в основном, анализируется процесс  установления рыночных цен, но сам рынок  не рассматривается. Но это вполне объяснимо, потому что рынки представляют собой  институты, существующие для облегчения обмена, т.е. они существуют для сокращения трансакционных издержек. В экономической теории, предполагающей, что трансакционные издержки не существуют, рынкам нечего делать. Рассматриваемая экономистами структура рынка не имеет ничего общего с рынком как институтом, а уделяет внимание лишь таким предметам, как число фирм, дифференциация продуктов и т.п., при том, что влияние социальных институтов, облегчающих обмен, полностью игнорируется.

      Обобщая все вышесказанное, можно сделать следующее заключение: в условиях рынка не только можно, а необходимо всегда управлять издержками. Идет перестройка экономического мышления, при этом прослеживается следующая логическая цепочка: изменение теории издержек влечет за собой необходимость обучения специалистов и использование этих новых теорий на предприятиях материального производства с целью прогрессивного управления ими.

 

Список  литературы 

  1. Бренделева  Е. А. Неоинституциональная теория. Учебное  пособие. / Под ред. проф. Чепурина М.Н. – М.: ТЕИС, 2003.
  2. Волков А., Привалов А. А ну-ка, отниму! // Эксперт, 2001, № 1-2, Стр 28-29.
  3. Клямкин И., Тимофеев Л. Теневая Россия. М.: РГГУ, 2000.
  4. Ляско А. Особенности бартерных обменов в переходной экономике. // Вопросы экономки, 2000, № 6. Стр. 42-54.
  5. Микроэкономика:тпрактический подход / под ред Грязановой А.Г. и Юданова А.Ю.-М.: Кнорус, 2005
  6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М., 1997.
  7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - М.: Норма - Инфра-М, 2000.
  8. Олейник А. Издержки и перспективы реформы в России : институциональный подход. // МЭиМО.-1998-№1, Стр. 18-29.
  9. Олейник А.Н. Институциональная экономика. Учебное пособие // Вопросы экономики. 1999. №1-12.
  10. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Дело,2000.
  11. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. №2. Стр. 47-60.
  12. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 2008.
  13. Радыгин А., Энтов Р. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М., ИЭПП, 2000.
  14. Российская экономика: финансовая система. / Под ред. Герасименко В.В., Городецкого Д.Е. - М.: МГУ, ТЕИС, 2010.
  15. Селищев А.С. Микроэкономика- Спб.: Питер, 2003
  16. Тамбовцев В.Л. Институциональные изменения в российской экономике // Общественные науки и современность. 1999. №5. Стр. 54-65.
  17. Теория переходной экономики. Микроэкономика. /Под ред. В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 2001.
  18. Экономика: Учебник /Под ред. Булатова А.С., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: изд-во БЕК, 1999.
  19. Экономические реформы в России. Итоги первых лет 1991-1996. /Под ред. В. П. Логинова, А. В. Барышевой, Р. Лекача. - М., 1997.

Информация о работе Минимизация трансакционных издержек