Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 22:40, курсовая работа
В настоящее время Российское государство переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее
Введение. --------------------------------------------------------------------------------------- 4
1. Проблемы перехода к рынку. ------------------------------------------------------------ 6
2. Концепции перехода к рыночной экономике. ---------------------------------------- 8
2.1 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям. ---------------- 8
2.2 Условия перехода к рыночной экономике в России. -------------------------- 9
2.3 Социально-экономическое развитие России. ---------------------------------- 11
2.4 Понятие переходной экономики. ------------------------------------------------- 13
2.5 Закономерности перехода к рыночной экономике. --------------------------- 16
3.Современная российская рыночная модель -------------------------------------------19
Заключение. ---------------------
Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей из других стран. Оба этих фактора могут содействовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами. В основе исторической тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет из рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения, либо слияния. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и под воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприятия.
Поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретение того или иного предприятия либо полностью, либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношение между сильным и слабым конкурентами.
Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя подобного рода централизация капитала и производства может быть экономически вынужденной как выбор третьего из двух зол: либо полная утрата самостоятельности, либо изматывающая экономическая "война". В основе процессов поглощения и слияния лежит стремление отдельных конкурентов умножить свою рыночную силу. Такая централизация капитала, а затем его концентрация позволяет существенно увеличить свою долю продажи на соответствующем рынке, контролировать рынок и цену своей продукции, а также существенно снизить затраты на ресурсы, благодаря крупным закупкам сырья и материалов. Рост рыночной власти нескольких корпораций делает бессмысленным ценовую конкуренцию, которая может превратиться в войну цен и привести к истощению всех его участников. Поэтому в рамках олигополистических структур ценовая политика отдельных фирм не может проводиться без должного учета реакции на нее конкурентов.
Другим существенным фактором,
создающим объективные
Эти препятствия связаны как с финансовыми проблемами, так и с требованием достижения низких издержек производства. В результате и с технической, и с экономической, и с финансовой точек зрения достижение масштаба производства становится трудно преодолимым барьером для вступления в отрасль. Кроме того, во многих случаях удовлетворение совокупных потребностей общества в национальных, региональных или локальных границах лучше обеспечивается на основе более рационального использования ресурсов несколькими хозяйственными субъектами, нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства. К тому же существуют общие правовые ограничения, защищающие интересы производителей, связанные с владением патентами, лицензиями.
Специфика олигополистической
структуры рынка обуславливает
особенности рыночного поведения
хозяйственных субъектов и
Ценовая конкуренция.
В условиях ограниченного
числа поставщиков
Если и происходит отток
или приток потребителей, то это
ощущает отрасль в целом под
воздействием понижения или повышения
цен всеми товаропроизводителями.
В зависимости от направления
динамики цен потребители будут
искать способы удовлетворения своих
потребностей: то ли путем расширения
объема закупок товара данной отрасли,
то ли других отраслей. С другой стороны,
понижение или повышение цен
одним из товаропроизводителей на свою
продукцию может вызвать
Однако наиболее достоверной реакцией можно считать то, что понижение цены кем-либо из конкурентов вызовет стремление у остальных конкурентов выровнять свои цены, то есть понизить их с той целью, чтобы недопустить расширение рынка продаж конкурента-инициатора понижение цен за счет других конкурентов. В то же время понижение цен одним из товаропроизводителей, как правило, конкуренты оставляют без внимания. Однако такое игнорирование повышения цен со стороны конкурентов связано с надеждой расширить свои доли в общем объеме продаж за счет того из олигополистов, который рискнул поднять цену на свой продукт.
Несовершенства рыночного
поведения. Рассмотренный только что
вариант олигополистической структуры
рынка, допускающий возможность
ценовой конкуренции, характеризует
собой разряженную олигополию, в
рамках которой весьма проблематично
согласовать поведение
Исторически, когда еще
отсутствовало антитрестовское
законодательство, в конце XIX, начале
XX веков первоначально стали
Параллельно с картелями
шел процесс образования трестов
и синдикатов - все это вело к
свертыванию конкуренции и навязыванию
воли крупных объединений
В связи с тем, что во
многих странах действует
Именно циклическое чередование
позиций фирм-олигополистов
В реальной действительности имеются между олигополистами существенные расхождения как в издержках, так и в эластичности спроса на их продукцию, кроме того, они могут намечать различные целевые установки, что обуславливает далеко нерыночное их поведение. Кроме того, в рамках тайных соглашений, которые фактически блокируют ценовую конкуренцию, могут развиваться неценовые формы конкуренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и дополнительных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением наилучшим после сбытовым обслуживанием. В частности предоставление скидок может привести к ценовой войне между олигополистами, так как нарушение одним из участников джентльменского или иного неофициального соглашения может вызвать ответную реакцию всех или нескольких олигополистов.
Поведение олигополистов
в рамках тайных соглашений предопределяется
необходимостью выбора золотой середины.
С одной стороны, они вынуждены
слишком в больших масштабах
максимизировать прибыль, ибо
это будет провоцировать
Лидерство в ценах -
это одна из форм рыночного поведения
фирм-олигополистов, при которой
все конкуренты на данном
рынке следуют в фарватере
ценовой политики ведущей или
господствующей фирмы олигополиста.
Речь идет о том, что наиболее
крупная или наиболее эффективная
в отрасли компания выбирает наиболее
подходящий момент и место для
изменения цены, тогда как
все остальные фирмы-олигополисты
автоматически следуют этому
изменению. В данном случае фактически
отсутствует ценовая
Однако когда мы говорим о "лидерстве в ценах", то предполагаем, что никаких соглашений или каких-либо договоренностей между фирмами не имеется. И, тем не менее, согласование действий олигополистов, несмотря на закамуфлированный характер, в определенном смысле происходит открыто. Ценовой лидер, высказывая публично те или иные намерения в отношении предполагаемого изменения цены, как бы будит реакцию остальных товаропроизводителей. Ответная реакция конкурентов на зондирование лидера отрасли служит своего рода сигналом к осуществлению либо воздержанию от тех или иных мероприятий. Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что он, как правило, не реагирует на незначительные колебания в условиях издержек и спроса.
Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости или иных факторах производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции. Наконец, цена на олигополизированном рынке может формироваться на основе учета средних общих издержек производства, к которым прибавляется надбавка обычно в размере определенного процента. В дальнейшем мы будем использовать термин "средние издержки", под которыми в долгосрочном периоде следует понимать всю совокупность издержек, так как деление издержек на постоянные и переменные приемлемо лишь для краткосрочного периода. В связи с тем, что издержки производства изменяются под влиянием масштаба производства, в качестве исходного уровня берется средний предполагаемый объем выпуска продукции в рамках определенного периода времени. Это обуславливает далеко не полную загрузку производственных мощностей. Однако показатель загрузки производственных мощностей (например, 75-80%) включает в себя не только составляющую основу масштаба производства для расчета цены, но определенный процент резервных мощностей как непременное условие для расширения производства в случае необходимости, и для его обновления.
Расчетная цена, образованная
на основе средних издержек производства
и определенной процентной надбавки
в качестве экономической прибыли,
служит своего рода стандартной ценой
для проведения ценовой политики,
которая призвана учитывать
действительную или возможную конкуренцию,
финансово-экономическую и рыночную
конъюнктуру, стратегические цели и
прочие обстоятельства. В заключение
следует отметить, что подобная
рода форма ценообразования в
основном присуща для фирм с высокой
степенью дифференциации и диверсификация
выпускаемой продукции, что
выступает значительным препятствием
для точного определения спроса
и издержек по каждому отдельно
взятому изделию. При этом данный
тип олигополистического
Информация о работе Микроэкономика в системе экономических знаний