Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 22:40, курсовая работа
В настоящее время Российское государство переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее
Введение. --------------------------------------------------------------------------------------- 4
1. Проблемы перехода к рынку. ------------------------------------------------------------ 6
2. Концепции перехода к рыночной экономике. ---------------------------------------- 8
2.1 Исходные позиции для перехода к рыночным отношениям. ---------------- 8
2.2 Условия перехода к рыночной экономике в России. -------------------------- 9
2.3 Социально-экономическое развитие России. ---------------------------------- 11
2.4 Понятие переходной экономики. ------------------------------------------------- 13
2.5 Закономерности перехода к рыночной экономике. --------------------------- 16
3.Современная российская рыночная модель -------------------------------------------19
Заключение. ---------------------
Абсолютная или чистая
монополия возникает в том
случае, когда одна фирма
становится единственным производителем
продукта, у которого нет близких
заменителей или субститутов.
Чистая монополия характеризуется
целым рядом специфических
Поэтому, что свойственно
поведению предприятия, то характерно
и для отрасли. В этом смысле
чистая монополия занимает противоположную
позицию чистой конкуренции. Как
мы уже знаем, в условиях чистой
конкуренции положение
Отсутствие заменителей
монополизированного продукта,
имеет большое значение с точки
зрения рекламы. В зависимости от
типа предполагаемого продукта или
услуги монополист может варьировать
уровень расходов на рекламу или
не заниматься ею вообще. В частности,
реклама предметов роскоши направлена
на привлечение покупателей, тогда
как товары первой необходимости
в рекламе не нуждаются, так как
их потребители постоянно
При нисходящей кривой спроса на свой продукт как на продукт отрасли фирма-монополист может вызывать изменение цены на него путем манипуляции количеством его предложения. Появление и длительное функционирование предприятий-монополистов обусловлено наличием целого ряда экономических, технических, юридических и других барьеров, препятствующих вступлению других товаропроизводителей в отрасль. Эти барьеры бывают очень серьезными, либо незначительными .
В то же время необходимо
заметить, что как теория, так
и накопленный мировой опыт позволяет
сделать вывод о том, что
в долговременном периоде абсолютно
непреодолимых барьеров для вступления
в отрасль не существует. Исходя
из принципа различной степени
Закрытая монополия. Закрытая
монополия возникает в
Естественная монополия.
Естественная монополия образуется
в тех отраслях, в которых
долгосрочные издержки достигают минимума
только тогда, когда одна фирма
обслуживает весь рынок в целом.
В таких отраслях оптимальный
масштаб производства товара близок
или превосходит его объем,
на который предъявляется спрос
по любой цене, достаточной для
покрытия издержек производства. В
данной ситуации разделение выпуска
между двумя или большим
Природная монополия. Природные
монополии возникают в
Открытая монополия. Открытая
монополия характеризуется тем,
что фирма на некоторое время
становится единственным поставщиком
какого-либо продукта, не в результате
какой-либо защиты от конкурентов,
как это имеет место в случае
закрытой или естественной монополии,
а благодаря новизне
Однако это не исключает появления конкурентов, но они могут появиться на рынке гораздо позже. Конечно, данная классификация имеет весьма упрощенный характер. Отдельные фирмы при стечении благоприятных для них обстоятельств могут обладать чертами сразу нескольких видов монополий. К их числу относятся компании, обслуживающие систему телефонной связи, электрические и газовые компании, которые сочетают в себе одновременно свойства и естественной монополии, предопределяемой уровнем технического и технологического развития отрасли, и закрытой монополии, связанной с появлением на определенном этапе развития экономики тех или иных юридических барьеров для вступления в отрасль.
В принципе, на больших исторических
интервалах времени все без исключения
монополии считаются открытыми.
Преимущества в издержках естественных монополий могут быть сведены на нет изменениями в технологии или появлением принципиально новых субститутов. Все монополии в условиях бурного научно-технического прогресса подвержены ударам конкуренции.
Ценовая дискриминация.
Реализация ценовой
Следует заметить, что монополия - не единственная рыночная структура, в которой встречается явление ценовой дискриминации. Однако ниже будет рассмотрена модель ценовой дискриминации для монополии.
На первом рынке цена равна. Отсюда можно сделать вывод, что, проводя выверенную политику сегментации рынка, фирма-монополист добивается максимизации прибыли.
При этом более высокая
цена устанавливается в тех случаях,
когда спрос на ее продукцию менее
эластичен. Следует отметить, что
ценовая дискриминация
Хорошо продуманная система ценовой дискриминации всегда будет давать фирме-монополисту прибыль большую, чем в случае установления единой цены. Если к тому же фирма-монополист сможет продавать последовательно каждую единицу товара по ее цене спроса, то в этом случае она будет действовать подобно фирме в условиях совершенной конкуренции, так как предельные издержки сравняются с ценой товара. При совершенной конкуренции выпуск фирмы всегда выше, чем у фирмы-монополиста. Следовательно, проводя ценовую дискриминацию, фирма-монополист увеличивает выпуск готовой продукции по сравнению с фирмой, устанавливающей единую цену на все товары.
Ценовая дискриминация нередко используется фирмами на Западе. В ряде случаев она носит систематический характер, когда фирма-продавец классифицирует потребителей по вкусам, доходам, возрасту, месту жительства, характеру работы, и реализует свои товары согласно этой градации.
Однако чаще всего к ценовой дискриминации фирмы прибегают по мере необходимости в ходе конкурентной борьбы с целью привлечения дополнительных покупателей: устанавливаются скидки на крупные оптовые партии, дают предпочтение первым покупателям товара и т. п.
Оценка ценовой дискриминации
неоднозначна. Во многих странах
отдельные виды запрещены законодательно.
Например, в США закон допускал
фирме-производителю продавать
В Канаде запрещается ценовая дискриминация только в тех случаях, когда товар одного качества и количества продается по разным ценам.
Предприятия в условиях монополистической конкуренции, олигополии. Монополистическая конкуренция.
Все товаропроизводители обычно стремятся к соответствию производимых и реализуемых на рынке товаров, потребительскому спросу. Если товар не продан, то не получена ни прибыль, ни возмещены издержки производства. До середины XIX века в национальных экономиках развитых стран можно сказать господствовала свободная конкуренция. В этих условиях, объем поставляемой продукции каждым производителем-продавцом был настолько невелик, что он не позволял оказывать влияния на установление рыночной цены на данный вид изделия. При этом капиталы могли свободно мигрировать между отраслями в поисках более прибыльного своего приложения.
Начиная со второй половины XIX века, постепенно завоевывает позиции несовершенная конкуренция. Она связана с возникновением крупных хозяйственных субъектов (объединений), которые постепенно стали подчинять себе все большую часть отраслевых рынков. Все это сопровождалось процессом концентрации производства (сосредоточение большого количества рабочей силы и объемов производства на крупных предприятиях). В этих условиях сокращается количество производителей-продавцов и появляется некоторая возможность влиять на рыночную цену.
Появление и развитие
крупных товаропроизводителей в
конце XIX века - начале XX века обязано
во многом формированию и развитию
корпоративной частной собственности
в виде акционерных обществ. Этот
процесс сопровождался как
К упрочению несовершенной
конкуренции помимо естественного
укрупнения фирм, могут привести меры
законодательного, государственного
регулирования. Ограничения возникают
из-за действия патентов, дающих почти
монопольное право распоряжения
новой технологией или продуктом.
Все это ведет к изменению
в рыночном поведении хозяйственных
субъектов, в способах ведения рыночной
борьбы, которые были обусловлены
формированием
Появление монополий качественно изменило конкурентные отношения. Как мы уже знаем, монополия означает наличие единственного продавца. Если мы допускаем достаточно широкое трактование понятия "товар", тогда оказывается, что не один продаваемый в стране товар не продается единственным продавцом. Если мы определяем товар очень узко, то тогда любой продавец оказывается в некотором смысле монополистом, поскольку никогда два продавца не смогут, и не будут предлагать абсолютно качественно одинаковые продукты. Следовательно, слово "монополия" допускает расширительную трактовку. И нет подходящего способа определить грань, в каждом случае, насколько широко или узко надо определить понятие "товар".
Ни один продавец не является
монополистом в самом прямом
смысле слова, или, можно сказать, что
не существует абсолютно неэластичного
спроса. Ни один покупатель не зависит
целиком от продавца, точно также
как и очень редкие продавцы сталкиваются
с абсолютно эластичными
Монополистическая конкуренция. Особенности монополистической конкуренции.
Особенности монополистической конкуренции.
Приступая к рассмотрению монополистической конкуренции, после того как нами уже освоены рыночные структуры с чистой конкуренцией и с чистой монополией, надо начать с того, что она является своего рода "золотой серединой" между ними. Можно сказать, что монополистическая конкуренция не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монопольной. Для монополистической конкуренции характерно значительное число товаропроизводителей, которое превышает как минимум 25 субъектов. Хотя четких границ здесь нет.
Однако важно отметить
тот факт, что каждое предприятие
в определенных рамках обладает контролем
над ценой. Основные положения теории
монополистической конкуренции
были сформулированы экономистом Э.Гемберменом
(США) и Д.Робинсом (Великобритания).
Однако пальма первенства самой идеи
монополистической конкуренции
принадлежит английскому
Информация о работе Микроэкономика в системе экономических знаний