Миграция населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Население представляет собой сложную совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий и действующих в существующих общественных формациях. Оно характеризуется системой взаимосвязанных показателей, таких, как численность и плотность населения, его состав по полу и возрасту, национальности, языку, семейному положению, образованию, принадлежности к социальным группам и ряду других.

Работа содержит 1 файл

контр по рег. экономике.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

В новой экономической ситуации политика стимулирования переселения в регионы Севера утратила свой смысл, так как последние очень быстро столкнулись с рядом специфических социально-экономических проблем: сложность содержания инфраструктуры в условиях, когда цены на топливо и иные ресурсы перестали быть регулируемыми; спад производства и банкротства градообразующих предприятий, распространение безработицы. Север оказался перенаселенным, неопределенными стали пути дальнейшего развития большинства территорий. Сохранившиеся районные коэффициенты к заработной плате полностью утратили стимулирующий миграцию смысл, а политика государства поменялась на противоположную: в 1990-х гг. был принят ряд постановлений по содействию выезду населения из северных регионов; частично реализация указанной политики была возложена и на корпорации, хозяйствующие в указанных районах и местностях, которые сами были заинтересованы в оптимизации численности населения «подведомственных» им территорий.

В то же время от попыток перенаправить миграционные потоки в регионы Севера и Востока страны государство полностью не отказывалось: например, размер долговременных беспроцентных возвратных ссуд на строительство/приобретение жилья для вынужденных переселенцев для регионов Севера и Востока страны устанавливался в максимальном размере — 70% (притом что размер ссуды колебался от 5 до 70% общей стоимости жилья, эта мера трактовалась как инструмент государственного регулирования вынужденной миграции).

По данным Министерства регионального развития РФ, за 1995—2006 гг. за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на жилищные субсидии гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, переселено около 90 тыс. человек, однако реальный масштаб выезда населения был существенно большим. К переселению северян привлекались средства, предоставленные Всемирным банком. В настоящее время помощь в переселении оказывается в форме предоставления жилищных субсидий.

В официальных документах, принимаемых правительством, например в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, декларировалась необходимость сохранения численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, в том числе путем привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе. Более подробно политика в данной области была изложена в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. В ней были предусмотрены направ­ления политики, с одной стороны, способствующие гражданам переселяться в соответствии с их интересами, с другой — обеспечивающие поддержку территорий, в том числе важных в стратегическом отношении. В основу управления миграцией, «территориального перераспределения экономически активного населения», должны быть положены прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации.

В России помимо этого приняты и действуют два постановления Правительства РФ, призванные содействовать внутренней миграции граждан: это постановления «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность», в рамках которого в 1994—2007 гг. было переселено 20,3 тыс. семей, или 74,5 тыс. человек, в том числе в 2007 г. — 2,6 тыс. человек, и «О финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения».

Оба постановления малодейственны, предусматривают очень небольшой размер компенсационных выплат, предоставляемых желающим переселиться, и нуждаются в серьезном совершенствовании, если государство стремится проводить политику по стимулированию миграции. Кризис подтолкнул власти к определенной корректировке этих мер: готовятся поправки в закон «О занятости населения в Российской Федерации», где помимо прочего предлагается существенно увеличить компенсационные выплаты работникам, привлекаемым из других регионов на рабочие места, созданные в рамках реализации федеральных программ и инвестиционных проектов. Ожидается, что этой поддержкой в 2009 г. воспользуется 80 тыс. потенциальных работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1.                  Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 472 с.

2.                  Население России 2007 : Пятнадцатый ежегодный демографический доклад / под ред. А. Г. Вишневский ; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М. : Изд. дом Гос. ун-та – Высшей школы экономики, 2009. - 296 с.

3.                  Введение в экономическую географию и региональную экономику России : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. проф. В.Г. Глушковой, доц. А.А. Винокурова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 432с.

12

 



Информация о работе Миграция населения