Миграционная политика Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 00:12, реферат

Описание работы

Интенсивность миграционных связей Украины со странами бывшего СССР существенно уменьшилась. Относительно активным остается лишь обмен населением с наиболее этнически и географически близкими странами СНГ - Российской Федерацией, Беларусью и Молдовой. В то же время миграционные контакты с Закавказскими и Центральноазиатскими государствами приобрели односторонний характер - интенсивность прибытия населения из этих стран в Украину поддерживается на довольно значительном уровне, тогда как обратный поток постепенно угасает.
При ограниченных возможностях трудоустройства на официальном рынке труда Украины объективной реальностью и, без сомнения, массовым явлением стали трудовые миграционные поездки украинских граждан за рубеж. Влияние трудовых миграций на демографическую ситуацию неоднозначно.

Работа содержит 1 файл

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

МИГРАЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА УКРАИНЫ 

   Интенсивность миграционных связей Украины со странами бывшего СССР существенно уменьшилась. Относительно активным остается лишь обмен населением с наиболее этнически и географически близкими странами СНГ - Российской Федерацией, Беларусью и Молдовой. В то же время миграционные контакты с Закавказскими и Центральноазиатскими государствами приобрели односторонний характер - интенсивность прибытия населения из этих стран в Украину поддерживается на довольно значительном уровне, тогда как обратный поток постепенно угасает.

   При ограниченных возможностях трудоустройства  на официальном рынке труда Украины  объективной реальностью и, без  сомнения, массовым явлением стали  трудовые миграционные поездки украинских граждан за рубеж. Влияние трудовых миграций на демографическую ситуацию неоднозначно. С одной стороны, трудовые поездки - причина повышения уровня нестойкости браков (из-за ослабления семейных связей вследствие отъезда одного из супругов на длительный срок), что может отрицательно сказаться на рождаемости, и, кроме того, частые поездки и изнурительная работа ухудшают здоровье индивидов, следствием чего может стать преждевременная смерть. Но, с другой стороны, средства, заработанные мигрантами, улучшают возможности содержать детей, а также расширяют доступ индивидов к качественному медицинскому обслуживанию и отдыху.

   Масштабы  трудовых миграций по наиболее реальным оценкам составляют от 2 до 2,7 млн. человек. Основными центрами тяготения трудовых мигрантов из Украины являются Россия (40-50%), Польша (15-20%), Чехия (10-12%), Италия (около 10%), Португалия (5-8%). При этом наблюдаются существенные отличия в направлениях внешних трудовых миграций мужчин и женщин. Так, среди основных стран-реципиентов украинской рабочей силы резкое преимущество женщин наблюдается среди мигрирующих в Италию, кроме того, преимущественно женский характер имеет трудовая миграция в Турцию и Японию, а также Грецию. Россия и Португалия - страны преимущественно мужской миграции из Украины, среди выезжающих в Польшу женщины составляют около трети, среди выезжающих в Чехию - около четверти.

   Трудовые  мигранты - почти исключительно лица в возрасте 20-49 лет, то есть представители  наиболее экономически продуктивных возрастных групп. Максимальный уровень участия  в трудовых миграциях наблюдается в возрасте 25-29 лет. Чаще трудовыми мигрантами становятся лица с профессионально-техническим и полным средним образованием. Малообразованные люди из-за низкой квалификации имеют слабые возможности трудоустройства за границей, а высокообразованные слои меньше заинтересованы в этом из-за лучших возможностей трудоустройства в Украине. Почти 3/4 лиц, имеющих опыт трудовых миграций, ориентированы на повторение поездки.

   Абсолютное  большинство, как минимум 3/4 украинских трудовых мигрантов работает за границей нелегально, одно из последствий этого - многочисленные факты нарушений их прав. Условия труда украинских работников за границей абсолютно не отвечают нормативам, установленным как на родине, так и в стране пребывания. Обычной ситуацией является ненормированный рабочий день, несоблюдение техники безопасности, выполнение работ, связанных с риском для жизни и здоровья, случаются случаи несвоевременной и неполной выплаты заработной платы. Многим угрожает опасность оказаться в нечеловеческих условиях существования или стать жертвами торговли людьми. Медпомощь нелегальным мигрантам обычно и предоставляется нелегально (благодаря личным контактам работодателя с медицинскими работниками), то есть о нормальном лечении речь не идет. Для долгосрочных мигрантов существенной проблемой является адаптация к украинскому обществу, изменившемуся за период их отсутствия.

   В целом украинские граждане, как правило, удовлетворены условиями собственного труда, они сознательно соглашаются  работать в напряженном ритме с целью заработать как можно больше средств. Этому способствует тот факт, что временно находясь за границей в другом социуме, у граждан Украины резко снижаются потребности затрат времени на поддержку социальных связей, в частности нет необходимости отводить время для семьи. Ради минимизации затрат в стране-реципиенте мигранты проживают в некомфортных условиях, некоторые привозят продукты из Украины.

   Работа  за границей позволяет трудовым мигрантам  добиться более высокого материального  положения. Средний доход в семьях трудовых мигрантов выше, чем в тех семьях, в которых никто не работал за границей.

   К основным причинам межрегиональной  трудовой миграции экономического характера  можно отнести различия в уровне экономического и, в частности, промышленного  развития отдельных регионов. Рабочая сила мигрирует из регионов с низким уровнем жизни в более развитые области.

   К положительным последствиям трудовой миграции специалисты относят:

   • смягчение условий безработицы  в регионах-экспортерах мигрантов;

   • приобретение регионом-получателем знаний и опыта приезжих.

   По  возвращении домой мигранты, как  правило, пополняют ряды среднего класса, например, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места. Но чаще, добившись  в большом городе карьерного роста и более перспективной должности, они предпочитают не возвращаться…

   Среди негативных последствий трудовой миграции можно назвать:

   • желание скрыть получаемые доходы;

   • «утечку умов»;

   • снижение квалификации работающих мигрантов (иногда).

   Сегодня внутренняя трудовая миграция является одной из особенностей развития украинского  рынка труда. Не имея возможности  найти работу по специальности дома, люди едут в те регионы Украины, в  которых их профессии востребованы. В первую очередь, в большие города — Киев, Днепропетровск, Харьков.

   Доля  межрегиональной миграции в общей  численности мигрантов составляет 23%. Приток рабочей силы из регионов в столицу, начавшийся несколько  лет назад, в нынешнем году достиг небывалого размаха. Но если еще год-два назад столица привлекала, в основном, специалистов низшего звена (строителей, разнорабочих, неквалифицированный персонал), то сегодня это приток персонала среднего звена (менеджеров по продажам, юристов и т. п.).

   Потребность в работниках наблюдается в промышленности, финансовой сфере, сфере туризма и гостиничного бизнеса, оптовой и розничной торговле, а также в торговле транспортными средствами. По регионам Украины самый большой спрос на специалистов наблюдается в Днепропетровской, Хмельницкой, Полтавской, Киевской и Одесской областях, а снижение этого показателя — в Закарпатской, Черкасской, Тернопольской, Сумской, Черновицкой и Винницкой областях.

   Численность постоянных жителей, например, в Киеве  — 2,6 млн человек. А приехавших на заработки в столицу — около 1 млн. А это 8% трудоспособного населения Украины. В настоящее время существует план по выведению промышленных предприятий за пределы и на окраины города, а на их месте будут построены торгово-развлекательные центры и дорогостоящее жилье.

   Статистика говорит, что самые высокие темпы сокращения населения наблюдаются в Восточной и Центральной Украине. При этом, в центральном и северном регионах интенсивнее всего убывает сельское население. Наблюдается катастрофический кризис семьи как института общества.

   Для того чтобы переломить ситуацию необходимо:

   1. Принять закон о предприятиях, организующих трудоустройство в  других регионах, то есть вывести  из тени сотни рекрутинговых  фирм, по сути, вербующих нелегалов-гастарбайтеров.

   2. Сформировать общий банк данных о трудовых квотах и вакансиях.

   3. Организовать обсуждение с руководством  регионов проблем регулирования  миграционных потоков (например, по трудовым квотам).

   Основным  приоритетом государственной политики в области миграций населения  следует признать оптимизацию внешней трудовой миграции украинских граждан, преодоление отрицательных последствий и недопущения их в будущем. Кроме того, важно сконцентрировать усилия на недопущении нелегальной миграции (прежде всего транзита нелегальных мигрантов из развивающихся стран через территорию Украины) и на активизации миграционных резервов смягчения депопуляции.

   Основными целями государственной политики в  сфере регулирования трудовых миграций являются:

  • обеспечение социальной защиты украинских работников за границей;
  • обеспечение возвратности внешних трудовых поездок;
  • привлечение "миграционных" денег в экономику Украины;
  • предотвращение снижения квалификации высокообразованных специалистов из-за занятий за границей низкоквалифицированными работами.

   Согласно  данным отчета Всемирного банка (ВБ) "Миграция и денежные переводы" Украина заняла пятое место в мире по количеству трудовых мигрантов. Около 7 млн граждан Украины работает за границей. Больше всего - в России, Италии и США. По количеству мигрантов Украина уступает Мексике, из которой выехало около 12 млн человек, Индии, Китаю и России. В 2009 г. граждане Украины получили 245 тыс. разрешений на работу в РФ, за первое полугодие 2010 г. - 160 тыс.

   Кроме того, по данным статистиков Чешской  Республики, украинские трудовые мигранты покидают Чехию, а на их место приходят граждане стран Европейского Союза. На протяжении почти двух десятилетий украинцы считались в Чехии символом дешевым, а часто и рабского труда. В последнее время символика изменилась: не украинцы преобладают в чешском хозяйстве, а работники из Польши, Словакии, Болгарии, Румынии.

   За  двадцать лет из Украины уехали 4,5 миллиона человек. Масштабы «бегства за счастьем» превысили все предыдущие периоды эмиграции из страны. Едут те, кто знают, что они не нужны государству и те, кому не нужно это государство. Первые от вторых отличаются только уровнем разочарования в родине.

   География украинской эмиграции предсказуема. Примерно 2 млн. осели в России, 1,7 млн. – в странах Евросоюза, 500 тысяч – в США. Критерий официальной  оседлости отличает «утечку мозгов»  от «гастарбайтеров»: из двух миллионов  украинцев в РФ официально зарегистрировались 170 тысяч человек, из полумиллиона «итальянских украинцев» — только около 200 тысяч. «Неофициальщики» принадлежат к касте трудовых беженцев, для которых отъезд за границу – это не способ начать новую жизнь, а лишь попытка хоть как-то сохранить прежнюю.

   О проблеме гастарбайтеров официальное  государство вспоминает нехотя. Ничего удивительного – ведь домработницы, мусорщики или официантки с украинской пропиской ежегодно пересылают на родину до 10% национального ВВП. Только из России за три квартала 2010 года на Украину почтовыми переводами было отправлено $2 млрд – больше шлют домой лишь жители Узбекистана.

   Естественно, что наведение порядка в сфере  трудовой миграции волнует европейские  страны куда больше, чем официальный  Киев. Неквалифицированные «эмигранты» воспринимаются властями Украины скорее как благо – полная безответственность за их судьбу дополняется регулярным финансовым ручейком, текущим в страну.

   Куда  ехать – вопрос открытый. Легально украинские «гастарбайтеры» могут работать лишь в тех странах, с которыми у Украины заключены договора о взаимном трудоустройстве. Список невелик: Россия, Чехия, Польша, Литва, Словакия, Латвия, Молдова, Армения, Беларусь и Вьетнам.

   С Россией понятно: по прогнозу Росстата, к концу 2011 года численность граждан сократится до 142 миллионов человек, а к 2030 — до 139 миллионов. Трудоспособных жителей к 2030 году будет 76,8 миллиона человек (87,5 миллиона в 2011 году), стариков — 40 миллионов (31,3 миллиона в 2011 году). По прогнозам экспертов лишь миграция сможет сбалансировать отрицательный прирост населения. И что бы там ни говорили, украинские мигранты для россиян предпочтительнее тех же азиатов.

   В восточной Европе украинцы трудятся сельхозрабочими, садовниками, строителями  или сиделками. Подобный подряд выгоден всем – «гастарбайтерам» можно платить меньше, а их «заграничный» статус лишает людей прав на социальные гарантии и делает куда более покладистыми в общении с работодателем. При этом даже 2 евро в час, которые украинец получает на чешских стройках (в отличие от 7 евро в час, которые платят чешским рабочим) – это больше, чем их возможный заработок на родине. «Новая» Европа делает свои восточные границы всё более прозрачными – ведь их собственный «пролетариат» предпочитает работать в «старом Евросоюзе».

Информация о работе Миграционная политика Украины