Миграционная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:33, реферат

Описание работы

Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски.
Разбираясь в тонкостях миграционной политики, предстоит говорить сразу о нескольких направлениях – тенденциях эмиграции и волнах иммиграции, легальных и нелегальных мигрантах, беженцах, вынужденных переселенцы и, пожалуй, самом актуальном на сегодняшний день – трудовых мигрантах. Кроме того, важной темой сегодня является ситуация с внутренней трудовой миграцией в РФ.

Работа содержит 1 файл

Миграционная политика.docx

— 32.01 Кб (Скачать)

 

 

 То же самое  могла бы осуществлять и Россия, например, в Средней Азии, размещая  там плодоовощные комбинаты по  заготовке фруктов и сухофруктов,  заводы по производству соков,  по производству строительных  материалов. Это могло бы избавить  Россию от необходимости держать  на своей территории армию  нелегальных, неустроенных и по  определению склонных к криминалу  мигрантов.

 

 

 Возвращаясь к вопросу  квот – они необходимы еще  и потому, что есть определенные  критические пределы количественного  присутствия мигрантов на любых  территориях. Сегодня стала насущной  проблема столкновения цивилизаций,  преодоления межкультурных барьеров. Критическая доля иноязычного  и инокультурного населения, которое может комфортно уживаться с коренным в конкретной республике и стране, в целом составляет 7%. В России же эта критическая масса уже значительно превышена: у нас – от 15% до 20% мигрантов, включая нелегальных. Но когда на слабый, плохо размножающийся этнос налагается еще несколько пассионарных этнокультурных этносов с большой долей мужчин трудоспособного возраста – это уже, по мнению эксперта, «мирная форма оккупации».

 

 

 К сожалению, в данной  Концепции (имеющей все шансы  быть принятой) не продемонстрирована  никак осознанность необходимости  грамотной реорганизации политики  по привлечению соотечественников.  По разным оценкам, их число  составляет до 25 млн. человек.  Реальный потенциал для репатриации  составляет не менее 7 млн. человек.  Однако этот ресурс сейчас  не задействован, несмотря на  сложную демографическую ситуацию. Сегодня нужно серьезно заниматься  этим вопросом, создавать условия  для комфортного проживания на  территории страны: обеспечивать  репатриантов жильем, работой, а  не предлагать переезд в антисоциальные  условия, сложившиеся в большинстве  российских регионов.

 

 

России возможно стоит обратиться к опыту Скандинавии, где в отдельно взятом подъезде не может проживать более одной семьи мигрантов: потоки миграции распространяются по территории, и допустимые пределы очень строго соблюдаются. Образец весьма грамотной миграционной политики демонстрирует так же и Израиль. Возможно, и его опыт следует изучить подробнее.

 

 

 России необходимо  дальнейшее позитивное технологическое  развитие, инновации. Поэтому можно  совершенно спокойно рассматривать  возможность привлечения мигрантов  из числа выпускников ведущих  мировых вузов – России нужны  лучшие топ-менеджеры, которые будут двигать отечественные компании вперед, программисты, ученые, автомобилестроители и т.д. Этих людей мы должны всячески агитировать и приглашать даже сверх установленных квот.

 

 

 Но в предлагаемой  концепции, разумеется, есть и  прогрессивные, своевременные меры. В первую очередь это касается  системы выставления баллов желающим  жить и работать в России. Претендентам  предстоит продемонстрировать владение  русским языком и должной квалификацией,  мотивировать свое пребывание  на территории России. Данная  инициатива имеет опыт отработки  в других странах. В частности,  позитивные плоды она долгое  время приносила в США. Эту  инициативу стоит развивать и  совершенствовать: необходим комплекс  критериев. В частности, обоснованной  видится следующая мера – проверять  потенциальных переселенцев на  предмет законопослушности. Если  у кого-то из них на родине  были проблемы с законом –  въезд для такого мигранта  должен быть закрыт.

 

 

 

Альтернативная концепция. Фонд «Миграция XXI век» презентовал альтернативную государственной концепцию миграционной политики.

 

 

 «Последствия ошибок  и неверных решений в сфере  российской миграционной политики  могут быть гораздо хуже, чем,  предположим, то, что происходит  сейчас в Норвегии или Великобритании»,  – предостерегает президент Фонда  «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин. Он заявил об этом, представляя в августе 2011 года альтернативную концепцию миграционной политики, одним из авторов которой он является .

 

 

 

 «ФМС России существует  уже около 20 лет, – напомнил  Поставнин, – но до сих пор не решены даже проблемы соотечественников и вынужденных переселенцев». По его мнению, существующая формула решения миграционных проблем – «мина замедленного действия», которая не сегодня-завтра взорвется, и тогда последствия просчетов станут необратимыми.

 

 

 Свою позицию относительно  просчетов, которые допустило  государство в миграционной политике, Поставнин озвучил следующим образом: «Конструкция институциональной структуры российского миграционного ведомства, как и много лет назад, базируется на двух основных столпах – регистрации и принимающей стороне. Эта модель себя изжила. Надо не приукрашивать фасад, а строить новый. От выступлений ФМС ничего не меняется. Нам говорят, что нелегальных иностранцев депортируют. Но мы-то видим, что творится на улицах, глаза-то у нас есть. Бороться с нелегальной миграцией нужно или за границей, или на границе. Вывезти 6 млн нелегалов с территории страны невозможно. Просто умножьте эти 6 млн на $1000 (столько стоит отправка одного иностранца на родину) – и вы поймете, что задача нерешаема. Милиционер, понимая, что некуда их везти, полагает, что проще взять деньги и отпустить». Особенно неприятно удивляет поощрение бездействия властей в этой ситуации главой Фонда.

 

 

 Существующая сейчас  практика временной регистрации  мигрантов, по мнению авторов  альтернативной концепции миграционной  политики, также бесполезна: лишь 20-25% мигрантов ее оформляют, и только  половина из них действительно  проживает по указанному адресу. В итоге из учета выпадают  порядка 90% иностранных тружеников. В связи с этим один из  авторов альтернативной концепции  Ольга Воробьева предлагает ставить  мигрантов лишь на налоговый  учет, присваивая им, как и гражданам  РФ, индивидуальный номер налогоплательщика.

 

 

 «Они (мигранты) не платят  ни налогов, ни госпошлин, –  рассказывает Вячеслав Поставнин. – Миграционные патенты и карты просто покупаются. Государством теряются колоссальные деньги – эти суммы сравнимы с доходами нефтегазового сектора».

 

 

 Для того, чтобы выйти из сложившейся ситуации, авторы альтернативной концепции миграционной политики предлагают создать отдельное министерство миграции, межнациональных и конфессиональных отношений с входящей в его структуру Федеральной службой по надзору. По мнению инициаторов, новое министерство могло бы заняться вопросами трудоустройства мигрантов, адаптации вновь прибывших кадров и взаимодействия с  диаспорами. Пока же помимо ФМС за отправление миграционной политики ответственны 7 структур, однако они не справляются со своими обязанностями. Именно поэтому данные обязанности предлагается перевести в компетентность специального министерства.

 

 

Существующую систему  квотирования авторы альтернативной концепции  считают жизнеспособной, но не в  том виде, в котором она функционирует, а в адекватном «нормам миграционного  законодательства в части возможности, а не обязательности» ее применения.

 

 

 Вячеслав Поставнин считает необходимым «повысить роль низших уровней власти – городских, районных и муниципальных» в решении вопросов, лежащих в плоскости миграционной политики. Миграционные проблемы, по его словам, зреют на уровне муниципалитетов: «Они работают на земле. Вот пусть они и принимают решения, пусть регистрируют, выдают разрешения на работу, собирают налоги и пошлины, но пусть и несут ответственность, вплоть до уголовной, за миграционную обстановку на вверенной территории».

 

 

 Эти преобразования, по  подсчетам директора Фонда «Миграция  XXI век», будут приносить в бюджет  по $6 млрд ежегодно. Именно столько Россия теряет в теневых потоках. А вот официальная концепция – в той редакции, которую недавно презентовал глава ФМС Константин Ромодановский – напротив, способна лишь стимулировать рост коррупции.

 

 

 По заключению авторов  альтернативного документа, государственная  официальная концепция миграционной  политики России до конца не  отработана. Предлагаются различные  инновационные решения, но не  предлагаются механизмы. Как заявила вице-президент Фонда «Миграция XXI век» Наталия Власова, в проекте государственной концепции «не проработан вопрос о том, какие кадры будут реализовывать миграционную политику, не проработаны вопросы изменения существующей нормативно-правовой базы, не прописан вопрос о сертификации профессиональных трудовых навыков мигрантов, которые приезжают в Россию, трудятся здесь по нескольку лет, осваивают какую-то специальность, но не имеют документов, подтверждающих это». Опасность на сегодняшний день заключается в том, что именно эту концепцию миграционной политики правительство планирует утвердить уже в 2012 году.

 

 

 

Половина преступлений в 2011 году в Москве совершено нелегальными мигрантами. Статистика, опубликованная ГУВД Москвы, свидетельствует о том, что за истекшие полгода мигранты совершили 13 203 преступления в Москве. Доля преступлений нелегалов в общей  массе составила 48%, притом, что их численность в городе – 16%. Наличие  в городе 2 млн нелегальных мигрантов признал мэр столицы Сергей Собянин . Согласно данным Федеральной службы миграции, почти все мигранты в России нелегальны. Трудовые контракты в Москве заключили только 231 000 мигрантов.

 

 

 Нелегальные мигранты  обосновались в России, создав  анклавы. Примечательно, что нелегальным  работодателем для приезжих часто  оказывается само государство.  Согласно сведениям ресурса demoscope.ru, работники ГУП ЭВАЖД в районе  Северное Чертаново поселились в парке на территории города. В неофициальных интервью сотрудники госструктуры признают, что таджики оформлены нелегально.

 

 

 Вывод крайне прост,  нынешняя миграционная политика, одной из характерных черт  которой является то, что права  мигрантов совершенно не обеспечиваются, оборачивается для страны ростом  преступности в среде мигрантов  и обострением национального  вопроса.

 

 

 

Программа противодействия  незаконной миграции на 2012-2014 гг. Как  стало известно, 3 сентября 2011 года Совет  министров иностранных дел СНГ  одобрил и внес на рассмотрение заседания  Совета глав государств проект Программы противодействия незаконной миграции на 2012-2014 годы. Проект Программы был разработан по поручению Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ. Данная программа является уже третьим по счету аналогичным документом, созданным в рамках Содружества. Срок действия предыдущей истекает в этом году.

 

 

 Основными задачами  Программы являются выработка  и реализация согласованной миграционной  политики, развитие международно-правовой  базы сотрудничества, совершенствование  и сближение национального законодательства  государств – участников Содружества,  совершенствование пограничного  и миграционного контроля на  государственных границах стран  СНГ.

 

 

 Проектом документа  предусматривается проведение совместных  или согласованных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий  и спецопераций, информационное  и научное обеспечение сотрудничества, осуществление сотрудничества в  сфере подготовки, переподготовки, повышения квалификации руководящих  работников и специалистов.

 

 

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ…

 

 

 

 Необходимо признать, несовершенства сегодняшней миграционной  политики привели к тому, что  страна наводняется бросовой  рабочей силой. 40% трудовых мигрантов  не имеют профессионального образования,  а 20 % вообще не имеют никаких  специальных навыков. И эти  люди работают сегодня в строительстве,  транспорте, общепите, т.е. в тех  отраслях, где от качества рабочей  силы нередко зависит здоровье  и жизнь граждан России.

 

 

 

 Необходимо отдавать  себе отчет в том, что сама  миграция трудовых ресурсов не  является проблемой, основной  трудностью является предстоящая  работа над изменением ее структуры.  На повестке дня сегодня стоит  прекращение практики существования  России в режиме «миграционного  пылесоса».

 

 

 

 Проблемы, связанные с  трудовыми мигрантами в России, нужно решать не только законодательно, но и с помощью институциональной  модернизации. Миграционная политика  в России может привести к  последствиям еще более тяжелым,  чем в Норвегии и Великобритании, считают эксперты. По их мнению, необходимо создать новое единое  ведомство, которое занималось  бы этими проблемами, в связи  с тем, что к деятельности  ФМС сегодня назревает все  больше вопросов и претензий.

 

 

 

 Кроме того, в условиях сократившихся в последние годы объемов внутренней миграции, она не в полной мере выполняет свою важную функцию - перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны. В связи с чем очень важно сегодня развивать общероссийский рынок труда, чтобы каждый гражданин России был уверен: расстояния не станут помехой для того, чтобы найти при необходимости новую работу, и при этом уровень трудовых и социальных гарантий будет достойным.

Информация о работе Миграционная политика РФ