Миграционная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:33, реферат

Описание работы

Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски.
Разбираясь в тонкостях миграционной политики, предстоит говорить сразу о нескольких направлениях – тенденциях эмиграции и волнах иммиграции, легальных и нелегальных мигрантах, беженцах, вынужденных переселенцы и, пожалуй, самом актуальном на сегодняшний день – трудовых мигрантах. Кроме того, важной темой сегодня является ситуация с внутренней трудовой миграцией в РФ.

Работа содержит 1 файл

Миграционная политика.docx

— 32.01 Кб (Скачать)

Миграционная  политика РФ

Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса  трудовых ресурсов и  сохранения устойчивого  экономического роста. Для России, как  для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств  в этой сфере несет ощутимые негативные риски.

 Разбираясь в тонкостях  миграционной политики, предстоит  говорить сразу о нескольких  направлениях – тенденциях эмиграции  и волнах иммиграции, легальных  и нелегальных мигрантах, беженцах, вынужденных переселенцы и, пожалуй,  самом актуальном на сегодняшний  день – трудовых мигрантах.  Кроме того, важной темой сегодня  является ситуация с внутренней  трудовой миграцией в РФ.

 Внятная государственная  политика по перечисленным направлениям  отсутствует до сих пор. Дело  в том, что вопросы миграционной  политики зачастую используются  политическими партиями как элемент  предвыборного пиара, а реальная  миграционная политика носит  ситуативный характер. Несмотря  на ряд шагов (наведение порядка  на рынках, борьба с игорным  бизнесом, приоритет коренного населения  на рынке труда), осуществляемых  властями, целостной концепции государственной  миграционной политики в интересах  России как не было (в момент  «открытия границ» нашего нового  государства), так и нет. Но  если тогда темпы были весьма  скромными – в 1989 году Россия  приняла 13 тыс. турок-месхетинцев из Ферганы, а год спустя 90 тыс. армян из Баку – то сегодня, много лет спустя, в Россию стало ежегодно въезжать более 200 тысяч человек. Однако и терять мы стали солидное число граждан ежегодно – более 30 тысяч.

 Тезис о ситуативном,  точечном реагировании на возникающие  проблемы имеет множество подтверждений  на практике. Наиболее наглядным  из них является частые смены  в последние годы квот для  иностранных трудовых мигрантов.  Изначально на 2009 год было запланировано  3,9 млн. квот на иностранную  рабочую силу. В начале 2009 года  эта цифра была сокращена на 50%. Таким образом, квота составляла  менее 2 млн., затем была сокращена  еще на 52 тыс. В 2010 и 2011 годах  продолжилось снижении квоты  и сейчас она составляет не  многим более полутора миллионов.  Однако представляется, что сокращения  числа легальных (!) мигрантов  в стране является не самой  правильной мерой с экономической  точки зрения, а так же она  не решает большинство проблем,  возникающих в миграционной сфере  в связи с ежегодным ростом  нелегальной трудовой миграции.

В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения  среди населения Российской Федерации  идей национальной нетерпимости.

 Основные вопросы, требующие  рассмотрения - создание условий  для привлечения в РФ квалифицированных  легальных трудовых ресурсов, совершенствование  миграционного учета, противодействие  нелегальной миграции, а также  комплекс мер по поддержке  внутренней трудовой миграции  в России и введение повсеместной  практики ее статистического учета.

 Решение озвученных  задач невозможно осуществить  без сбора и анализа качественной  и подробной информации о миграции. Источниками информации о миграции  служит административная статистика, перепись и обследования населения.  Однако все эти источники не  в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что затрудняет принятие взвешенных экономических и политических решений.

 Давно назрел выбор,  стоящий перед Россией: занять  позицию открытости или закрытости  в миграционных вопросах. Иммиграционная  открытость означает ставку на  повышение конкурентоспособности  отдельных корпоративных субъектов  или сегментов бизнеса за счет  снижения затрат на оплату  труда. Альтернативой этой модели  является выбор в пользу развития  экономики на основе внутреннего  рынка. Он, в числе многих других  условий, предполагает качественный  рост долгосрочных государственных  инвестиций в воспроизводство  человеческого капитала и селективную  закрытость в миграционной политике.

Россия заинтересована в  притоке высококвалифицированных  кадров, способных внести свой вклад  в социально-экономическое развитие  страны, в развитие фундаментальной  и прикладной науки. Снятие законодательных  барьеров для иностранных специалистов, желающих работать в российских финансовых институтах, позволит повысить инвестиционную привлекательность страны.

 Проблема кадрового  дефицита в ряде регионов России (Сибирь, Дальний Восток) должна решаться, в первую очередь, за счет  экономического стимулирования  увеличения темпов внутренней  миграции, а так же комплексного  реформирования региональной политики  государства, а не за счет  повального привлечения иммигрантов из сопредельных стран.

 Все бюрократические  проволочки, препятствующие  возврату  на Родину русских из стран  СНГ и дальнего зарубежья, должны  быть устранены в кратчайшие  сроки. Необходимо предпринять  все возможные усилия для реализации  заявленного государством приоритета  осуществления репатриации , т.е возвращения на родину.

Заполнение иммигрантами пустующих ниш на рынке труда - речь идёт, прежде всего, о низкооплачиваемой  работе, которая так и не стала  привлекательной для отечественных  кадров – еще одна иллюстрация  ситуативного решения социальных проблем. Особенно данная тема актуальна в  связи с достаточно высоким уровнем  безработицы в стране. Следует  говорить о создании экономических  программ поддержки и трудоустройства  россиян. Требуется проработка базы мер стимулирования привлечения  отечественных рабочих на низкоквалифицированный рынок труда.

Негативные последствия  неконтролируемой миграции сегодня  – это трудности с ассимиляцией(потеря  одной части социума и замена др. частью социума), рост преступности в среде мигрантов, несоблюдение мигрантами налогового законодательства, массовый отток денежных средств из России в страны постоянного проживания (по данным международных экспертов, более 30% ВВП Таджикистана, Киргизии и Молдавии составляют заработки мигрантов из этих стран в России), актуализация национального вопроса.

 

 

 

 

 

НЕУТЕШИТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

 Доля желающих эмигрировать  из страны по сравнению с  1991 годом  выросла: при ответе  на прямой вопрос о желании  выехать за границу на постоянное  жительство, тогда сообщали 16% (сейчас - 22%). Наибольший эмиграционный потенциал  у 18-24-летних (39%), высокообразованных  респондентов (29%), а также активных  пользователей сети Интернет (33%). Большинство россиян не имеют  желания покидать Родину (75%) - это,  в первую очередь, пожилые (93%) и малообразованные (85%) сограждане, а также те, кто не пользуется Интернетом (87%)

 Сибирь, Дальний Восток, Чукотка, северные области европейской  части РФ, республики Северного  Кавказа, Поволжье относятся сегодня  к числу регионов из которых население массово уезжает.

 Потери национального  бюджета от неуплаты налогов,  причиняемые нелегальной миграцией,  — более 250 миллиардов рублей в год.

 Объем вывоза денежных  средств из России в обход  системы госконтроля ежегодно  составляет почти 260 миллиардов рублей.

По данным одного из крупнейших международных агентств недвижимости, если раньше 80% недвижимости покупалось с целью отдыха и вложения средств, то в 2010 году доля таких сделок сократилась  до 60%, в то время как с 5% до 12% выросло  число желающих получить вид на жительство, с 3% до 15% - для проживания детей по причине обучения в иностранных вузах.

 За истекшие полгода  нелегальными мигрантами было  совершено более 13 тыс. преступлений только в Москве.

 Согласно данным ФМС,  почти все мигранты в России  нелегальны. Трудовые контракты  в Москве заключили только 231 000 мигрантов. Таким образом, по разным оценкам, право находиться в России имеют только от 3% до 10% приехавших в столицу из стран ближнего зарубежья.

 По заявлению главы  Якутии Егора Борисова, за прошедший  год в регионе было официально  зарегистрировано только 4 высококвалифицированных  специалиста, остальные же мигранты  прибыли для выполнения непопулярных  работ. В сравнении с еще  более печальной ситуацией, сложившейся  на Дальнем Востоке, Якутию  можно назвать сравнительно популярным  в вопросах миграции регионом.

 

МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ

Согласно принятым в международном  сообществе представлениям, основой  миграционной политики является баланс представлений о необходимости  решения следующих проблем: демографической, освоения и удержания территорий государства, кадрового обеспечения  экономики, сохранения определенной культурной идентичности страны; принципиальной управляемости внутренних процессов

.

 Нерешенность многих  из этих проблем в современной  России имеет своим результатом  отток граждан нашего государства зарубеж.

 Согласно данным Росстата, в 2009 году Россию покинули 32458 человек. В 2010 году из России  выехали 33578 человек. Чаще всего  в последние годы мигрантов  из России стали принимать  Германия, Израиль, США и Финляндия.  Несмотря на политические и  дипломатические противоречия между  Россией и странами Балтики,  русские стабильно увеличивают  количество граждан этих государств в среднем на 1 тыс. человек в год.

 В то время как  в США и Израиль с каждым  годом отправляется все меньше  российских граждан, в два раза  увеличилось количество переселенцев  из России в Чехию. Ежегодно  в Чешскую республику переезжают  около 400 человек. На 80% увеличился  поток русских в Великобританию  и Францию. В два раза чаще  в качестве своей новой родины  русские стали выбирать Норвегию.

Обсуждение проекта Концепции  государственной миграционной политики. Авторы проекта Концепции государственной  миграционной политики РФ предполагают, что основная причина миграционного  беспредела кроется в наличии системы квот. Любопытно, что корнем проблемы ведется не то, что исполнение этой «гибкой системы» практически никак не контролируется, а именно в самом наличии этих квот.

 Проблема, со слов главы  ФМС Константина Ромодановского, который презентовал проект документа  в Общественной палате, заключается  не в мигрантах, а в посредниках .

 «Проблемы квотирования  как таковой нет, есть проблема  правоприменительной практики. Закон  позволяет применять квоты достаточно  гибко. Но применяются они безобразно. Они стали коррупционным механизмом. Никто не отменит квоту как  регулятор», – ответил Ромодановскому  бывший замдиректора ФМС и  ныне президент фонда «Миграция  XXI век» Вячеслав Поставнин.

 Спорной представляется  также и инициатива об упразднении  такого документа, как разрешение  на временное проживание, которое  сейчас выдается трудовым мигрантам.  Вместо него приезжим предполагается  предоставлять временный или  постоянный вид на жительство. Оправданность данной меры разве  что с точки зрения антикоррюпционной и антибюрократической представляется недостаточной для того, чтобы инициатива стала реальной реформой. Данная мера является непопулярной в большинстве стран Европы. Например, в Испании нельзя стать резидентом, если ты просто купил там квартиру. Только лишь спустя год после приезда гражданин другого государства приобретает этот статус и может начать решать вопрос с видом на жительство и гражданством. Почему бы не пойти по этому пути? Таким образом, в течение года трудовой мигрант является просто иностранным гостем, который работает на территории России, и только в случае, если по истечении этого срока к нему нет претензий ни от правоохранительных органов, ни от работодателя, можно смотреть дальнейшие перспективы.

 По мнению, директора  Института демографических исследований, И.Белобородова, система квот должна  быть, наоборот, усилена. «Их снятие  будет означать открытие всех  миграционных шлюзов, рост преступности, дальнейшую стагнацию российской  экономики за счет использования  примитивных форм первобытного  труда, отсутствие даже намека  на инновации и, в конце концов, полный саботаж всех деклараций  премьера и президента на уровне  руководства ФМС. Они ведь не  слышат, что говорит руководство  страны: Россия должна встать  на позитивный путь социально-экономического  развития. Существующие миграционные  потоки и их регулирование  в высшей степени этому препятствуют»  - утверждает Белобородов.

 

 

 

 В представленной концепции  совершенно никак не отражается  понятие селективной миграции, т.  е. нет критериев отбора. Нет  и намека на то, что в первую  очередь нужно задействовать  безработных граждан России, нет  понятия межгосударственного диалога  в плане снижения нежелательной  для России миграции и возможного  выноса ряда производств за  пределы страны. Ведь часть европейских  производств, например, размещена  в Китае: они просто не захотели  приглашать к себе огромное  количество китайцев. Они вынесли  туда производство, начиная от  текстиля и заканчивая автомобилестроением  и кораблестроением. И, надо признать, что эти страны ни разу еще  об предпринятом шаге не пожалели, поскольку таким образом укрепили межгосударственные отношения, повысили доходность обеих стран и нашли занятие для избыточного трудоспособного и активного населения Китая.

Информация о работе Миграционная политика РФ