Межрегиональные программы экономической интеграции: сущность, цель, опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Становление и развитие данных объединений является объективной потребностью региональной экономической интеграции в условиях демократического федерального сообщества, результатом и условием развития общественного разделения труда, определенного уровня развития производительных сил и экономических отношений в регионах и в стране.
Объективными предпосылками межрегиональной экономической интеграции выступают природные, ресурсные, демографические, административно-территориальные, экологические условия и интересы. Объединяясь в ассоциации, регионы успешнее могут решать стоящие перед ними задачи по стабилизации и развитию региональной экономики и повышению жизненного уровня населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность, цель межрегиональных программ………………………………4
2. Опыт разработки региональных программ………………………………….5
3. Практические примеры межрегиональной интеграции…………………….10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

контр.раб.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

     7) контроль за исполнением контрактов  и расходованием средств и  др.

     Выделение федеральных инвестиций на конкурсной основе, предполагающее вложение в проекты до 80% собственных средств предприятий и объединений, является важным экономическим стимулом привлечения значительных финансовых ресурсов к программным мероприятиям.

     Крупные недостатки программ организационного и методического характера:

     1) слабо увязаны между собой,  не сбалансированы (во многом  из-за прекращения разработки  территориальных схем, а ранее  − из-за нарушения требования  учета последних);

     2) среди разработок есть лишенные  концептуального подхода, руководствующиеся лишь отраслевыми программами;

     3) нередко в региональных программах  цели и задачи сливаются, в качестве целевых установок выдвигаются задачи;

     4) наблюдается многочисленность подпрограмм,  что указывает на необходимость установления строгих правил отбора приоритетов и т.д.

     Многие  региональные программы (их несколько  сот), разработанные по инициативе регионов и межрегиональных ассоциаций, носят частный характер и не вписываются в систему федеральных программ.

     Большое количество программ постоянно:

     а) корректируется (с нарушением целей  и содержания),

     б) недофинансируется,

     в) плохо выполняется (доля федерального бюджета в их формировании снизилась  с 80% до 3−5%).

     Создание  федеральных округов позволяет  организовать эффективную разработку в их пределах единых комплексных программ развития регионов вместо автономных. Сохраняя принцип селективного федерального финансирования общегосударственных программ, имеет смысл готовить их по всем регионам (разным охватом) в интересах целенаправленного развития, сплошного выявления острых проблем и точек роста, интеграции регионов, объединив в семь групп соответственно схеме федеральных округов. Но есть много сторонников крайне небольшого числа программ − для остро проблемных регионов. Предлагается выделять потенциальные зоны программного регулирования с приоритетом государственной поддержки.

     Осуществление крупных программ регионального  развития способно значительно изменить многие стороны жизни региона  и даже целого государства, однако они требуют огромных финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов. Поэтому любая крупномасштабная программа нуждается в строгом научном и проектном обосновании. 

     3. Практические примеры межрегиональной интеграции

     Важнейшей формой межрегионального сотрудничества является взаимодействие предприятий и организаций разных регионов страны. Экономическая интеграция товаропроизводителей и предприятий сферы услуг в существенной степени зависит от масштаба страны и господствующей в ней экономической модели, от сегментирования потребительского рынка, от способностей транспортной и иной инфраструктуры обеспечивать эти процессы. Она, как правило, благотворно отражается не только на экономических показателях отдельных предприятий, но и на экономике регионов их расположения, а также народном хозяйстве всей страны и обществе в целом.

     В последнее время ассоциативные  формы межрегиональной интеграции товаропроизводителей начали формироваться  в рамках крупных экономических  районов и при содействии межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Так, наиболее крупными из специально созданных в рамках Сибири интеграционных хозяйственных структур, являются Сибирская агропромышленная корпорация "Агросиб", основной задачей которой является комплексная переработка сельскохозяйственного сырья Сибири, а также Сибирская промышленная корпорация "Сибагромаш", имеющая целью обеспечить выпуск сельскохозяйственной техники для нужд Сибири и России. Имеет хорошие перспективы для развития корпорация "Лен Сибири". Инициируемый Межрегиональной ассоциацией "Сибирское соглашение" проект "Сибирский автобус", призванный обеспечить выпуск современного автобуса для сибирских городов и загрузить заказами ряд смежных предприятий, по всей вероятности, также будет реализовываться через создание специальной машиностроительной корпорации.

     Аналогичные формы финансово-промышленной интеграции внутри крупных районов России осуществляются и другими межрегиональными ассоциациями (например, на Урале созданы межрегиональные  акционерные общества "Уральское золото" и "Уралантрацит").

     Новой организационной формой экономической  интеграции товаропроизводителей являются различного рода межрегиональные ассоциации, союзы, объединения товаропроизводителей. Например, в Сибири эффективно функционирует Межрегиональная ассоциация руководителей предприятий (МАРП), объединяющая наиболее инициативных хозяйственников и руководителей, представляющих как крупные и средние предприятия, так и малый бизнес, как производственную сферу, так и учреждения финансовой инфраструктуры. Эта ассоциация принимает активное участие в формировании новой экономической политики в регионе на основе принятия солидарных решений по наиболее актуальным проблемам производства и социальной сферы. Особое значение имеет взаимное информирование членов этой ассоциации о производственных возможностях по налаживанию кооперационных связей и производству новых видов продукции.

     Другой  пример – это деятельность Межрегионального Координационного Совета товаропроизводителей Сибири и Дальнего Востока. В частности, на своем заседании 18 декабря данный Совет принял два важных скоординированных решения “О позиции товаропроизводителей Сибири и Дальнего Востока в вопросах формирования тарифной политики на транспорте” и “Об эффективности функционирования рынка тепло - электроэнергии в энергоблоке Сибири”. Эти решения пронизаны духом интеграции, сотрудничества и солидарной ответственности за судьбу предприятий восточных районов, находящихся в особых условиях с позиций транспортных тарифов и тарифов на тепло и энергию.

     По  аналогичному пути пошли в других макрорегионах России. Например, на заседании Совета Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик  Уральского региона учрежден Союз промышленников Урала, который главную свою задачу видит в восстановлении интеграционных связей этого региона. Руководители ряда уральских областей, республик и промышленных предприятий учредили в Челябинске некоммерческое партнерство "Регионы Урала". Основными целями его создания являются формирование и реализация промышленной политики в масштабах Уральского региона; разработка в регионах Урала унифицированной законодательной базы в области промышленной политики; содействие в создании высокотехнологичных производств; содействие межрегиональным кооперационным связям и разделению труда в масштабах Урала; содействие в проведении инновационной и инвестиционной политики по формированию источников финансирования развития промышленности. В рамках создания этой организации принято решение о создании Уральского валютного фонда, который предполагается формировать за счет взносов территорий. Под залог активов фонда промышленные предприятия уральских областей и республик пропорционально выделенной на каждый регион квоте смогут привлекать инвестиционные ресурсы для технического перевооружения производства и собственного развития. Также было решено создать Уральский клиринговый расчетный центр.

     Новой важной тенденцией, проявившейся в  годы реформ, стало межрегиональное  сотрудничество элементов рыночной инфраструктуры. Образовывающиеся в столице и в регионах валютные, фондовые и товарные биржи, коммерческие банки, страховые организации, ипотечные, клиринговые центры, финансово-промышленные группы и т.д. искали новые формы взаимодействия со своими партнерами и клиентами в других регионах страны.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Важнейшим элементов федеральной региональной политики, через которую могут  реализовываться наиболее значимые межрегиональные программы и  проекты, имеющие в своей природе  интеграционный характер, являются федеральные целевые программы. В России накоплен серьезный позитивный опыт их разработки и реализации, однако необходима ревизия принятых программ, их резкое сокращение, систематизация и усиление контроля за эффективностью исполнения. Наиболее важным моментом является адаптация программного метода к рыночным условиям, а также поиск новых источников финансирования крупных федеральных интеграционных программ и проектов.

     Развитие  интеграционных процессов в сфере  производства и услуг в последние  годы заметно усилилось. Созданы крупные межрегиональные финансово-промышленные группы, усиливается координация регионов при создании элементов новой рыночной инфраструктуры. Начали работу несколько межрегиональных компаний, обслуживающих интеграционные связи субъектов Федерации. Однако наибольшие перспективы сулит развитие новых интеграционных транспортных систем, позволяющих по-новому оценить пути и возможности развития целого ряда регионов (особенно на востоке России).

     В формировании институциональных основ  интеграционных процессов субъектов Федерации в последние годы также имеются определенные продвижения, связанные в основном с деятельностью межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, которые стали заметным явлением в общественно-экономической жизни России.  
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы:

     1. А.Г.Гранберг. Региональная политика  в программах экономических реформ // Федерализм и региональная политика. - Новосибирск, 1995.

     2. Государственное регулирование  экономики: Учебное пособие для  вузов / Морозова Т.Г., Дурдыев Ю.М., Тихонов В.Ф. и др.; Под ред. проф. Морозовой Т.Г. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

     3. Гутман Г.В. Управление региональной  экономикой / Г.В.Гутман, А.А.Мироедов, С.В.Федин;  Под ред. Г.В.Гутмана. − М.: Финансы  и статистика, 2002.

     5. М.К.Бандман. Сибирь в системе экономических районов СССР – России // Регион: экономика и социология. – 2002.

Информация о работе Межрегиональные программы экономической интеграции: сущность, цель, опыт