Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:14, контрольная работа
Становление и развитие данных объединений является объективной потребностью региональной экономической интеграции в условиях демократического федерального сообщества, результатом и условием развития общественного разделения труда, определенного уровня развития производительных сил и экономических отношений в регионах и в стране.
Объективными предпосылками межрегиональной экономической интеграции выступают природные, ресурсные, демографические, административно-территориальные, экологические условия и интересы. Объединяясь в ассоциации, регионы успешнее могут решать стоящие перед ними задачи по стабилизации и развитию региональной экономики и повышению жизненного уровня населения.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность, цель межрегиональных программ………………………………4
2. Опыт разработки региональных программ………………………………….5
3. Практические примеры межрегиональной интеграции…………………….10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Сущность, цель
межрегиональных программ………………
2. Опыт разработки
региональных программ………………………
3. Практические
примеры межрегиональной
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………...…
Введение
В период перехода к рыночной экономике необходимо совершенствовать экономические отношения между федеральным Центром и регионами с учетом возрастания их роли. Расширение прав регионов выражается, прежде всего, в увеличении их возможностей решать региональные социально-экономические проблемы на основе увеличения их бюджетов, оставления регионам большей части собираемых в них федеральных налогов. Возрастание роли регионов в стабилизации и эффективном развитии экономики вызывает необходимость совершенствования районирования и углубления межрегиональных экономических связей.
Межрегиональная
экономическая интеграция – объединение
экономических субъектов, углубление
их взаимодействия, развитие связей между
ними. Экономическая интеграция проявляется
как в расширении и углублении производственно-
Становление и развитие данных объединений является объективной потребностью региональной экономической интеграции в условиях демократического федерального сообщества, результатом и условием развития общественного разделения труда, определенного уровня развития производительных сил и экономических отношений в регионах и в стране.
Объективными
предпосылками межрегиональной
экономической интеграции выступают
природные, ресурсные, демографические,
административно-
1. Сущность, цель межрегиональных программ
Программа
− это согласованный и
Целью межрегиональных программ является:
а) прямое регулирование рыночной экономики,
б) интеграция государственных, коллективных и индивидуальных интересов и отношений,
в) мобилизация усилий для осуществления крупных национальных проектов,
г) проведение региональной политики государства.
Организация регионального программирования регламентирована законом, в частности «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» принят Правительством в 1995 г. и дополнен в 1996 г. (до 2010 г.).
При проектировании системы управления программой обычно предусматриваются традиционные административные формы оперативного руководства (исполнительная дирекция программы, органы региональной исполнительной власти и т.д.). Между тем для рыночных отношений наиболее перспективным может стать механизм коммерциализированных (самофинансируемых) корпоративных управленческих структур.
Создание государственной или смешанной (с контрольным пакетом акций у государства) корпорации (акционерной компании, концерна и т.д.), наделенной соответствующими правами и обязанностями для решения хозяйственных и организационных задач по реализации территориальной программы, будет способствовать эффективному освоению и развитию новых районов (зона БАМа и др.) и реконструкции сложившихся (зона Большой Волги и др.). Такая корпорация может интенсивно привлекать других коллективных и частных инвесторов.
Успешное регулирование этих процессов способна осуществлять государственная корпорация. При этом постепенно создаются условия для перехода от федерального и заемного финансирования к самофинансированию программного комплекса по мере его завершения. В результате участия государственного корпоративного предпринимательства в наиболее выгодных сферах деятельности получаемая прибыль реинвестируется в программные проекты. Своевременная концентрация и целевое расходование программных средств обеспечивается их централизованным накоплением
Программно-целевой
метод управления экономикой позволяет
успешно обеспечить нереализованный у
нас до сих пор способ социально-справедливого
вознаграждения за конечные результаты
труда по всей цепочке участников программного
проекта (например, от специалистов Минэкономразвития
России, научных и проектных институтов
до строителей и эксплуатационников объектов)
в зависимости от полученного общего эффекта
и трудового вклада разработчиков и реализаторов
программы (соответственно расчетной
схеме долевого участия).
2. Опыт разработки региональных программ
В последнее время в России подготовлено и реализуется много средне- и долгосрочных региональных программ федерального и регионального уровня, в том числе ряд особо крупных (Дальнего Востока и Забайкалья, Сибири, помимо большого числа программ по субъектам Федерации, охваченных ими уже на 2/3).
В конце 1990-х годов финансировались из федерального бюджета полностью или частично 50 федеральных целевых программ развития регионов, а всего насчитывалось около 200 таких программ, связанных с региональным развитием (включая отраслевые и пр.).
Все программы задействованы на решение насущных задач регионального развития. Несмотря на формальное разнообразие целей, они исходят из реальной социально-экономической обстановки в регионе и направлены на ее коренное улучшение, прежде всего на скорейшую стабилизацию экономики.
Ряд программ имеет содержательную концепцию, подробно отражающую:
1)
современное состояние и
2)
цели, задачи и федеральную
3) инвестиционную стратегию,
4)
научное обеспечение и т.д. (например,
в программах по Дальнему
В программе по Дальнему Востоку и Забайкалью, исходя из комплексного анализа социально-экономической ситуации и оценки регионально-ресурсного потенциала в новых рыночных и геополитических условиях, сформулированы принципы и направления федеральной политики по отношению к этому обширному региону, формы и механизмы ее реализации. Определены этапы решения задач регионального развития, приоритеты структурной политики, важнейшие программные мероприятия и необходимые средства. Актуальность такого подхода обусловлена общегосударственным значением региона, масштабностью и остротой его социально-экономических проблем, решение которых диктуется обеспечением территориальной целостности и экономической безопасности России и ее геополитических интересов.
Основные
программные мероприятия
1 этап − комплекс неотложных мер по выводу экономики из кризиса и улучшению социально-экономической ситуации (1996−1997 гг.) включает:
а) обеспечение потребностей в топливно-энергетических ресурсах и регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию;
б) регулирование транспортных тарифов;
в) ликвидацию последствий стихийных бедствий и др.
2 этап − этап стабилизации (1998−2000 гг.) − намечалось решить задачи:
а) по снижению топливно-энергетического дефицита;
б) по преодолению депрессии в отраслях специализации;
в)
по закреплению новых
3
этап − этап оживления
а)
на комплексном решении
б) на развитии транспортной инфраструктуры и ослаблении зависимости от транспорта регионального производства;
в) на обеспечении потребностей России в важнейших, прежде всего стратегических видах минеральных ресурсов;
г) на улучшении снабжения рыбной продукцией;
д) на расширении экспортного потенциала региона и др.
На всех этапах должны обеспечиваться:
1) предотвращение оттока населения и закрепление квалифицированных кадров посредством государственной политики содействия занятости и социальной защиты;
2) вовлечение Дальнего Востока в мировое хозяйство через экономическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
3) охрана окружающей среды и рациональное природопользование.
Необходимость поэтапной взаимоувязки в решении проблем ускоренного освоения, адекватного и опережающего укрепления производственной инфраструктуры и улучшения условий жизни населения обусловила в программе Нижнего Приангарья (концепция) разработку трех блоков девяти целевых подпрограмм:
1) развития промышленных отраслей территориальной специализации;
2)
обслуживающего и
3)
социального развития и
В отличие от этих крупных программ, круг решаемых проблем, например, по небольшой Псковской области, сравнительно узок, ограничивается мероприятиями в строительном и агропромышленном комплексах, в социальной сфере и по обустройству приграничных территорий.
Во всех программах обстоятельно рассмотрены вопросы их финансирования. Для реализации программных мероприятий привлекаются средства из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников. На долю федеральных источников приходится от 20% (Якутия) до 33% (Курилы, первый этап) всех ассигнований.
Как правило, включенные в программы подпрограммы, рассматриваются вариантно. Например, развитие транспортного комплекса Калининградской области представлено в сценариях использования существующей системы транспорта и ее активного развития (расширения и реконструкции). Многопланово разработаны и вопросы эффективности программ. Так, программный вариант освоения Нижнего Приангарья переносит приоритет в средне- и долгосрочной перспективе на развитие производств по глубокой переработке сырья. Это помимо прочего будет способствовать резкому сокращению дотационности территории и ее постепенному приближению к самообеспечению на основе эквивалентного продуктообмена с вытекающим отсюда главным результатом − способностью перехода к саморазвитию на высоком техническом уровне. Стоимостной объем производства продукции в базовых отраслях территориальной специализации возрастет более чем в 14 раз. Будут созданы новые промышленные узлы и центры.
В программах нашли отражение как опробованные ранее, так и предложенные новые механизмы их реализации. Например, программой по Дальнему Востоку и Забайкалью предусматриваются следующие формы управления:
1) государственный контракт,
2) договор о совместной деятельности,
3) долевое субсидирование,
4) льготное кредитование,
5) проведение тендеров,
6) конкурсный отбор проектов, их экспертиза,
Информация о работе Межрегиональные программы экономической интеграции: сущность, цель, опыт