Межрегиональные программы экономической интеграции: сущность, цель, опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Становление и развитие данных объединений является объективной потребностью региональной экономической интеграции в условиях демократического федерального сообщества, результатом и условием развития общественного разделения труда, определенного уровня развития производительных сил и экономических отношений в регионах и в стране.
Объективными предпосылками межрегиональной экономической интеграции выступают природные, ресурсные, демографические, административно-территориальные, экологические условия и интересы. Объединяясь в ассоциации, регионы успешнее могут решать стоящие перед ними задачи по стабилизации и развитию региональной экономики и повышению жизненного уровня населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность, цель межрегиональных программ………………………………4
2. Опыт разработки региональных программ………………………………….5
3. Практические примеры межрегиональной интеграции…………………….10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

контр.раб.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

     Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сущность, цель  межрегиональных программ………………………………4

2. Опыт разработки  региональных программ………………………………….5

3. Практические  примеры межрегиональной интеграции…………………….10

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованной литературы………………………………………...…15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В период перехода к рыночной экономике  необходимо совершенствовать экономические  отношения между федеральным  Центром и регионами с учетом возрастания их роли. Расширение прав регионов выражается, прежде всего, в увеличении их возможностей решать региональные социально-экономические проблемы на основе увеличения их бюджетов, оставления регионам большей части собираемых в них федеральных налогов. Возрастание роли регионов в стабилизации и эффективном развитии экономики вызывает необходимость совершенствования районирования и углубления межрегиональных экономических связей.

     Межрегиональная экономическая интеграция – объединение  экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция проявляется как в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.

     Становление и развитие данных объединений является объективной потребностью региональной экономической интеграции в условиях демократического федерального сообщества, результатом и условием развития общественного разделения труда, определенного уровня развития производительных сил и экономических отношений в регионах и в стране.

     Объективными  предпосылками межрегиональной  экономической интеграции выступают  природные, ресурсные, демографические, административно-территориальные, экологические условия и интересы. Объединяясь в ассоциации, регионы успешнее могут решать стоящие перед ними задачи по стабилизации и развитию региональной экономики и повышению жизненного уровня населения. 
 

     1. Сущность, цель межрегиональных программ

     Программа − это согласованный и увязанный  по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, проектных, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и  других целевых мероприятий, реализуемых при поддержке государства.

     Целью межрегиональных программ является:

     а) прямое регулирование рыночной экономики,

     б) интеграция государственных, коллективных и индивидуальных интересов и отношений,

     в) мобилизация усилий для осуществления крупных национальных проектов,

     г) проведение региональной политики государства.

     Организация регионального программирования регламентирована законом, в частности «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» принят Правительством в 1995 г. и дополнен в 1996 г. (до 2010 г.).

     При проектировании системы управления программой обычно предусматриваются  традиционные административные формы оперативного руководства (исполнительная дирекция программы, органы региональной исполнительной власти и т.д.). Между тем для рыночных отношений наиболее перспективным может стать механизм коммерциализированных (самофинансируемых) корпоративных управленческих структур.

     Создание  государственной или смешанной (с  контрольным пакетом акций у  государства) корпорации (акционерной  компании, концерна и т.д.), наделенной соответствующими правами и обязанностями для решения хозяйственных и организационных задач по реализации территориальной программы, будет способствовать эффективному освоению и развитию новых районов (зона БАМа и др.) и реконструкции сложившихся (зона Большой Волги и др.). Такая корпорация может интенсивно привлекать других коллективных и частных инвесторов.

     Успешное  регулирование этих процессов способна осуществлять государственная корпорация. При этом постепенно создаются условия для перехода от федерального и заемного финансирования к самофинансированию программного комплекса по мере его завершения. В результате участия государственного корпоративного предпринимательства в наиболее выгодных сферах деятельности получаемая прибыль реинвестируется в программные проекты. Своевременная концентрация и целевое расходование программных средств обеспечивается их централизованным накоплением

     Программно-целевой  метод управления экономикой позволяет успешно обеспечить нереализованный у нас до сих пор способ социально-справедливого вознаграждения за конечные результаты труда по всей цепочке участников программного проекта (например, от специалистов Минэкономразвития России, научных и проектных институтов до строителей и эксплуатационников объектов) в зависимости от полученного общего эффекта и трудового вклада разработчиков и реализаторов программы (соответственно расчетной схеме долевого участия). 

2. Опыт разработки региональных программ

     В последнее время в России подготовлено и реализуется много средне- и  долгосрочных региональных программ федерального и регионального уровня, в том числе ряд особо крупных (Дальнего Востока и Забайкалья, Сибири, помимо большого числа программ по субъектам Федерации, охваченных ими уже на 2/3).

     В конце 1990-х годов финансировались  из федерального бюджета полностью  или частично 50 федеральных целевых  программ развития регионов, а всего насчитывалось около 200 таких программ, связанных с региональным развитием (включая отраслевые и пр.).

     Все программы задействованы на решение  насущных задач регионального развития. Несмотря на формальное разнообразие целей, они исходят из реальной социально-экономической обстановки в регионе и направлены на ее коренное улучшение, прежде всего на скорейшую стабилизацию экономики.

     Ряд программ имеет содержательную концепцию, подробно отражающую:

     1) современное состояние и основные проблемы развития хозяйства,

     2) цели, задачи и федеральную значимость  программы, 

     3) инвестиционную стратегию,

     4) научное обеспечение и т.д. (например, в программах по Дальнему Востоку  и Забайкалью, Якутии, Бурятии, Калининградской области и др. выбраны те направления развития (подпрограммы), которые в наибольшей степени отвечают долгосрочным интересам региона и России).

     В программе по Дальнему Востоку и  Забайкалью, исходя из комплексного анализа социально-экономической ситуации и оценки регионально-ресурсного потенциала в новых рыночных и геополитических условиях, сформулированы принципы и направления федеральной политики по отношению к этому обширному региону, формы и механизмы ее реализации. Определены этапы решения задач регионального развития, приоритеты структурной политики, важнейшие программные мероприятия и необходимые средства. Актуальность такого подхода обусловлена общегосударственным значением региона, масштабностью и остротой его социально-экономических проблем, решение которых диктуется обеспечением территориальной целостности и экономической безопасности России и ее геополитических интересов.

     Основные  программные мероприятия подразделяются на 3 этапа:

     1 этап − комплекс неотложных  мер по выводу экономики из  кризиса и улучшению социально-экономической ситуации (1996−1997 гг.) включает:

     а) обеспечение потребностей в топливно-энергетических ресурсах и регулирование тарифов  на электрическую и тепловую энергию;

     б) регулирование транспортных тарифов;

     в) ликвидацию последствий стихийных бедствий и др.

     2 этап − этап стабилизации (1998−2000 гг.) − намечалось решить задачи:

     а) по снижению топливно-энергетического дефицита;

     б) по преодолению депрессии в отраслях специализации;

     в) по закреплению новых экономических отношений и созданию условий хозяйственного роста.

     3 этап − этап оживления экономики  (2001−2005 гг.) − позволяет сконцентрировать  усилия на проблемах структурной  перестройки и устойчивого развития, в том числе: 

     а) на комплексном решении энергетической проблемы;

     б) на развитии транспортной инфраструктуры и ослаблении зависимости от транспорта регионального производства;

     в) на обеспечении потребностей России в важнейших, прежде всего стратегических видах минеральных ресурсов;

     г) на улучшении снабжения рыбной продукцией;

     д) на расширении экспортного потенциала региона и др.

     На  всех этапах должны обеспечиваться:

     1) предотвращение оттока населения и закрепление квалифицированных кадров посредством государственной политики содействия занятости и социальной защиты;

     2) вовлечение Дальнего Востока  в мировое хозяйство через экономическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

     3) охрана окружающей среды и  рациональное природопользование.

     Необходимость поэтапной взаимоувязки в решении  проблем ускоренного освоения, адекватного и опережающего укрепления производственной инфраструктуры и улучшения условий жизни населения обусловила в программе Нижнего Приангарья (концепция) разработку трех блоков девяти целевых подпрограмм:

     1) развития промышленных отраслей территориальной специализации;

     2) обслуживающего и инфраструктурного  секторов;

     3) социального развития и экологической  стабилизации.

     В отличие от этих крупных программ, круг решаемых проблем, например, по небольшой Псковской области, сравнительно узок, ограничивается мероприятиями в строительном и агропромышленном комплексах, в социальной сфере и по обустройству приграничных территорий.

     Во  всех программах обстоятельно рассмотрены  вопросы их финансирования. Для реализации программных мероприятий привлекаются средства из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных источников. На долю федеральных источников приходится от 20% (Якутия) до 33% (Курилы, первый этап) всех ассигнований.

     Как правило, включенные в программы  подпрограммы, рассматриваются вариантно. Например, развитие транспортного комплекса Калининградской области представлено в сценариях использования существующей системы транспорта и ее активного развития (расширения и реконструкции). Многопланово разработаны и вопросы эффективности программ. Так, программный вариант освоения Нижнего Приангарья переносит приоритет в средне- и долгосрочной перспективе на развитие производств по глубокой переработке сырья. Это помимо прочего будет способствовать резкому сокращению дотационности территории и ее постепенному приближению к самообеспечению на основе эквивалентного продуктообмена с вытекающим отсюда главным результатом − способностью перехода к саморазвитию на высоком техническом уровне. Стоимостной объем производства продукции в базовых отраслях территориальной специализации возрастет более чем в 14 раз. Будут созданы новые промышленные узлы и центры.

     В программах нашли отражение как  опробованные ранее, так и предложенные новые механизмы их реализации. Например, программой по Дальнему Востоку и Забайкалью предусматриваются следующие формы управления:

     1) государственный контракт,

     2) договор о совместной деятельности,

     3) долевое субсидирование,

     4) льготное кредитование,

     5) проведение тендеров,

     6) конкурсный отбор проектов, их экспертиза,

Информация о работе Межрегиональные программы экономической интеграции: сущность, цель, опыт