Межотраслевые системы стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:15, реферат

Описание работы

Современный уровень развития техники характеризуется многономенклатурностью, разнохарактерностью, постоянным возрастанием сложности и малым сроком жизни выпускаемых изделий, что требует определенной "гибкости" и динамичности производства при переходе на выпуск новой техники. Это обстоятельство имеет особое значение при создании крупных автоматизированных систем управления, основанных на единых системах проектно-конструкторской и технологической документации и типовых элементах, отражающих апробированный отечественный и зарубежный передовой опыт.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………3
2. Межотраслевые системы стандартов…………………………...4

2.1 Стандарты, обеспечивающие качество продукции………..7

2.2 Система стандартов по управлению и информации………13

2.3 Система стандартов социальной сферы……………………17

3. Заключение………………………………………………………24

Список использованной литературы………………………………27

Работа содержит 1 файл

Межотраслевые системы представлены государственными.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     Основополагающим  стандартом ССБТ является ГОСТ 12.0.001. Он определяет назначение, структуру, содержание системы и устанавливает требования безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защиты работающих, зданиям и сооружениям. В стандарте содержатся нормы по видам опасных и вредных производственных факторов (согласно ГОСТ 12.0.002 опасный производственный фактор — это производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья).

     В настоящее время стандарты ССБТ приобретают большую роль при  обязательной сертификации производственных объектов в соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда.

     Стандарты ССБТ являются основой нормативной  базы систем обязательной сертификации целого ряда видов продукции и услуг. В сфере торговли, общественного питания безопасность обслуживания в первую очередь определяется безопасностью процессов на самом предприятии сферы услуг. Вот почему при сертификации, допустим, услуг розничной торговли приходится учитывать в той или иной мере более 40 ГОСТов данной системы.

     Комплекс  стандартов в области охраны природы  и улучшения использования природных ресурсов представлен более 80 ГОСТами. Он охватывает все отрасли производства и направлен на исключение эксплуатации одних природных ресурсов в ущерб другим, предотвращает неблагоприятные последствия деятельности предприятий всех отраслей народного хозяйства. Основные положения комплексного подхода к природоохранной стандартизации изложены в ГОСТ 17.0.0.01 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения». Согласно этому основополагающему стандарту предусматривается функционирование следующих комплексных стандартов данной системы: «Охрана природы. Гидросфера»; «Охрана природы. Атмосфера»; «Охрана природы. Почвы»; «Охрана природы. Земля»; «Охрана природы. Флора»; «Охрана природы. Фауна»; «Охрана природы. Недра», а также комплекса стандартов организационно-методического характера. Стандарты каждого из комплексов устанавливают термины и определения, классификацию объектов комплекса, показатели состояния. Более всего загрязняют атмосферу автотранспорт и всевозможные технические средства, использующие двигатели внутреннего сгорания (например, сельскохозяйственная техника). Для снижения их вредности в России в качестве государственных стандартов введены Правила ЕЭК ООН № 24, 49, 83, устанавливающие требования к выбросам загрязняющих веществ, дымности отработанных газов автомобилей, а также Правила ЕЭКООН № 103, касающиеся сменных каталитических нейтрализаторов. Эти меры должны привести к уменьшению в 2—2,8 раза выбросов дизельных двигателей грузовых автомашин и автобусов и примерно в 10 раз уменьшить вредные для организма выбросы двигателей легкового транспорта (при условии применения нейтрализатора отработанных газов и неэтилированного бензина). Кроме того, для улучшения экологической обстановки в стандартах на топливо ужесточены требования но содержанию в нем свинца и марганца.

     Существенный  вклад в нормативное обеспечение  природоохранной деятельности вносят также следующие стандарты: ГОСТ Р 17.0.0.06— 2000 «Экологический паспорт  природопользователя. Основные положения»; ГОСТ Р 17.4.3.07—2000 «Почвы. Требования к составу и свойствам осадков сточных вод при использовании в качестве удобрений». По мнению специалистов, эффективность стандартизации как средства природоохранного регулирования определяется развитием в стране законодательства в сфере защиты окружающей среды. В России природоохранное законодательство развито сравнительно слабо, а сами законы не являются документами прямого действия, так как не содержат конкретных норм.

     Другое  дело — природоохранное законодательство стран ЕС, США, Канады. В Европе страной  с наиболее развитым природоохранным законодательством считается Германия. Число актов немецкого законодательства в области охраны окружающей среды достигает 2000. В них сформулировано множество экологических норм, правил, которые подробно регулируют все вопросы, связанные с их определением и контролем. Разрабатываемые на такой широко развитой законодательной основе экологические стандарты посвящаются методам контроля за состоянием окружающей среды, методам оценки влияния различных веществ на окружающую среду, техническим характеристикам оборудования для контроля и предупреждения загрязнения, разработке идентификационных знаков и символов и пр.

     Помимо  природоохранных стандартов системы 17, в России принято 14 национальных стандаргов на основе ИСО серии 14000 но системам управления окружающей средой: группы стандартов на требования (например, ГОСТ Р ИСО 14001 — 98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»); группа стандартов по экологическому аудиту; группа стандартов по экологической маркировке.

     Система стандартов социальной сферы пополняется  стандартами, разрабатываемыми в соответствии с федеральной целевой программой «Социальная поддержка инвалидов».

     Сейчас  фонд государственных стандартов на технические средства для инвалидов насчитывает около 50 ед, из которых семь стандартов — на транспортные средства, 30 — на технические средства реабилитации для инвалидов с нарушением опорно-двигательной функции.

     За  рубежом действует социальный стандарт 5А—8000. Он устанавливает требования к производственной гигиене, технике безопасности, использованию детского труда, принудительного труда, прав профсоюзов, зарплате и продолжительности рабочего времени. Стандарт используется для независимой оценки и сертификации организаций сферы производства и услуг.

     Сертификация  по ЗА—8000 дает организации преимущество перед конкурентами при проведении тендеров, поиске потенциальных заказчиков продукции. Наоборот, организация с сомнительной репутацией, связанной с пренебрежением социальными и этическими нормами, не может рассчитывать на внимание клиентов.

     Хотя  рассматриваемый стандарт не принят в нашей стране, в Мурманской области успешно проведена апробация социально-экономического аудита зарубежного изготовителя по SА—8000. Знание и учет требований S А—8000 необходимы также российским производителям, планирующим экспорт продукции в страны, где принят этот стандарт или действуют соответствующие национальные законы и стандарты.

     В связи с тем, что на мировом рынке наблюдается стремительный рост производства экологически чистой продукции — «биопродуктов», возникла необходимость разработки стандартов на эти объекты.

     Стандартизация  требований к биопродуктам отвечает интересам групп людей, стремящихся к здоровому питанию, борющихся с избыточным весом. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире около 300 млн человек страдают ожирением и 750 млн имеют избыточный вес. Созданные стандарты явились нормативной базой сертификации биопродуктов и связанной с ней экологической маркировки.

     В России в 2004 г. начата подготовка документов, регламентирующих биопроизводство. Их разработчиками выступили Российский реги¬ональный экологический центр  и Минсельхоз России. Готовятся к  сертификации подразделения крупных  сертификационных компаний (например, «Вегле1ег»), появились независимые российские сертификационные компании (в частности, «Агрософия»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Заключение

       

     Анализ  существующих систем (комплексов) стандартов и опыт работы по их созданию показывают, что при формировании таких систем (комплексов) должны разрабатываться соответствующие системообразующие стандарты, которые, как показывают проведенные исследования, должны устанавливать определение и назначение системы, ее структуру, границы, принципы построения и развития. При этом сразу же необходимо отметить, что рациональная структура системы стандартов и ее границы могут быть определены на основе четкого представления о видах, структуре и свойствах объектов стандартизации, охватываемых рассматриваемой системой, и о видах устанавливаемых к ним в данной системе требований по стандартизации.

     Практика  работ по стандартизации показывает, что периодически возникает потребность  в создании новых систем (комплексов) стандартов для решения тех или  иных проблем стандартизации. Причинами  появления такой потребности могут быть:

  • появление новых актуальных объектов (групп объектов) стандартизации;
  • появление новых актуальных видов (подвидов) требований по стандартизации (новых видов показателей качества продукции или процессов);
  • необходимость совершенствования и приведения в систему существующих фондов НДС.

          По степени однородности можно  выделить виды создаваемых систем (комплексов) стандартов, охватывающих:

  • один вид объекта стандартизации и один аспект стандартизации;
  • один вид объекта стандартизации и несколько относящихся к нему аспектов стандартизации;
  • несколько видов объектов стандартизации и несколько относящихся к ним аспектов стандартизации.

     Последний вид соответствует случаю создания системы (комплекса) стандартов для  упорядочения деятельности в какой-либо области. Примеры таких систем: ГСИ, ЕСКД, ЕСТП.

          Предпочтительными представляются  более однородные системы (комплексы), для которых проще и эффективнее  решаются многие вопросы формирования, согласования с существующими  системами, применения и дальнейшего развития.

          Системообразующие стандарты должны устанавливать следующие основные требования (положения) к создаваемой системе (комплексу) - их определение, назначение, структуру, границы, принципы построения и развития. Определения и назначения для различных систем стандартов могут формироваться по форме аналогично. Для более полного раскрытия определения, назначения и других характеристик системы могут потребоваться дополнительные положения. Очевидно, что создаваемые системы (комплексы) стандартов должны быть гармонично "вписаны" в соответствующие однородные по виду объекта стандартизации и виду требований по стандартизации подсистемы ЕСТС третьего и более низких уровней и согласованы с ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об объекте (группе объектов) стандартизации, охватываемом создаваемой системой, с тем, чтобы этот объект мог быть согласован в классификационном и терминологическом плане с объектами стандартизации, уже охваченными действующими системами стандартов. Аналогичная задача должна решаться по отношению к множеству групп требований по стандартизации создаваемой системы (комплекса) для увязки ее по составу и содержанию с уже регламентированными требованиями соответствующей системы ЕСТС. Таким образом, анализ структуры и основных свойств объектов стандартизации создаваемой системы и содержания регламентируемых к нему требований позволяет обоснованно решать вопрос о структуре и границах этой системы.     Принципы построения и развития создаваемой системы стандартов определяются прежде всего требованиями принципов стандартизации с учетом особенностей создаваемой системы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

      
  1. И.М. Лифиц  «Стандартизация, метрология и сертификация»: учебник, М.: Юрайт-Издат, 2006.
  2. Постыка В.М. Место и границы стандартизации в управлении социальными процессами,  Стандарты и качество. - 1999.   № 9.
  3. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. № 184 ФЗ

Информация о работе Межотраслевые системы стандартизации