Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:15, реферат
Современный уровень развития техники характеризуется многономенклатурностью, разнохарактерностью, постоянным возрастанием сложности и малым сроком жизни выпускаемых изделий, что требует определенной "гибкости" и динамичности производства при переходе на выпуск новой техники. Это обстоятельство имеет особое значение при создании крупных автоматизированных систем управления, основанных на единых системах проектно-конструкторской и технологической документации и типовых элементах, отражающих апробированный отечественный и зарубежный передовой опыт.
1.Введение …………………………………………………………3
2. Межотраслевые системы стандартов…………………………...4
2.1 Стандарты, обеспечивающие качество продукции………..7
2.2 Система стандартов по управлению и информации………13
2.3 Система стандартов социальной сферы……………………17
3. Заключение………………………………………………………24
Список использованной литературы………………………………27
Основополагающим стандартом ССБТ является ГОСТ 12.0.001. Он определяет назначение, структуру, содержание системы и устанавливает требования безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защиты работающих, зданиям и сооружениям. В стандарте содержатся нормы по видам опасных и вредных производственных факторов (согласно ГОСТ 12.0.002 опасный производственный фактор — это производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья).
В настоящее время стандарты ССБТ приобретают большую роль при обязательной сертификации производственных объектов в соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда.
Стандарты ССБТ являются основой нормативной базы систем обязательной сертификации целого ряда видов продукции и услуг. В сфере торговли, общественного питания безопасность обслуживания в первую очередь определяется безопасностью процессов на самом предприятии сферы услуг. Вот почему при сертификации, допустим, услуг розничной торговли приходится учитывать в той или иной мере более 40 ГОСТов данной системы.
Комплекс стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов представлен более 80 ГОСТами. Он охватывает все отрасли производства и направлен на исключение эксплуатации одних природных ресурсов в ущерб другим, предотвращает неблагоприятные последствия деятельности предприятий всех отраслей народного хозяйства. Основные положения комплексного подхода к природоохранной стандартизации изложены в ГОСТ 17.0.0.01 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения». Согласно этому основополагающему стандарту предусматривается функционирование следующих комплексных стандартов данной системы: «Охрана природы. Гидросфера»; «Охрана природы. Атмосфера»; «Охрана природы. Почвы»; «Охрана природы. Земля»; «Охрана природы. Флора»; «Охрана природы. Фауна»; «Охрана природы. Недра», а также комплекса стандартов организационно-методического характера. Стандарты каждого из комплексов устанавливают термины и определения, классификацию объектов комплекса, показатели состояния. Более всего загрязняют атмосферу автотранспорт и всевозможные технические средства, использующие двигатели внутреннего сгорания (например, сельскохозяйственная техника). Для снижения их вредности в России в качестве государственных стандартов введены Правила ЕЭК ООН № 24, 49, 83, устанавливающие требования к выбросам загрязняющих веществ, дымности отработанных газов автомобилей, а также Правила ЕЭКООН № 103, касающиеся сменных каталитических нейтрализаторов. Эти меры должны привести к уменьшению в 2—2,8 раза выбросов дизельных двигателей грузовых автомашин и автобусов и примерно в 10 раз уменьшить вредные для организма выбросы двигателей легкового транспорта (при условии применения нейтрализатора отработанных газов и неэтилированного бензина). Кроме того, для улучшения экологической обстановки в стандартах на топливо ужесточены требования но содержанию в нем свинца и марганца.
Существенный
вклад в нормативное
Другое
дело — природоохранное
Помимо природоохранных стандартов системы 17, в России принято 14 национальных стандаргов на основе ИСО серии 14000 но системам управления окружающей средой: группы стандартов на требования (например, ГОСТ Р ИСО 14001 — 98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»); группа стандартов по экологическому аудиту; группа стандартов по экологической маркировке.
Система
стандартов социальной сферы пополняется
стандартами, разрабатываемыми в соответствии
с федеральной целевой
Сейчас фонд государственных стандартов на технические средства для инвалидов насчитывает около 50 ед, из которых семь стандартов — на транспортные средства, 30 — на технические средства реабилитации для инвалидов с нарушением опорно-двигательной функции.
За рубежом действует социальный стандарт 5А—8000. Он устанавливает требования к производственной гигиене, технике безопасности, использованию детского труда, принудительного труда, прав профсоюзов, зарплате и продолжительности рабочего времени. Стандарт используется для независимой оценки и сертификации организаций сферы производства и услуг.
Сертификация по ЗА—8000 дает организации преимущество перед конкурентами при проведении тендеров, поиске потенциальных заказчиков продукции. Наоборот, организация с сомнительной репутацией, связанной с пренебрежением социальными и этическими нормами, не может рассчитывать на внимание клиентов.
Хотя рассматриваемый стандарт не принят в нашей стране, в Мурманской области успешно проведена апробация социально-экономического аудита зарубежного изготовителя по SА—8000. Знание и учет требований S А—8000 необходимы также российским производителям, планирующим экспорт продукции в страны, где принят этот стандарт или действуют соответствующие национальные законы и стандарты.
В связи с тем, что на мировом рынке наблюдается стремительный рост производства экологически чистой продукции — «биопродуктов», возникла необходимость разработки стандартов на эти объекты.
Стандартизация требований к биопродуктам отвечает интересам групп людей, стремящихся к здоровому питанию, борющихся с избыточным весом. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире около 300 млн человек страдают ожирением и 750 млн имеют избыточный вес. Созданные стандарты явились нормативной базой сертификации биопродуктов и связанной с ней экологической маркировки.
В
России в 2004 г. начата подготовка документов,
регламентирующих биопроизводство. Их
разработчиками выступили Российский
реги¬ональный экологический
3. Заключение
Анализ существующих систем (комплексов) стандартов и опыт работы по их созданию показывают, что при формировании таких систем (комплексов) должны разрабатываться соответствующие системообразующие стандарты, которые, как показывают проведенные исследования, должны устанавливать определение и назначение системы, ее структуру, границы, принципы построения и развития. При этом сразу же необходимо отметить, что рациональная структура системы стандартов и ее границы могут быть определены на основе четкого представления о видах, структуре и свойствах объектов стандартизации, охватываемых рассматриваемой системой, и о видах устанавливаемых к ним в данной системе требований по стандартизации.
Практика работ по стандартизации показывает, что периодически возникает потребность в создании новых систем (комплексов) стандартов для решения тех или иных проблем стандартизации. Причинами появления такой потребности могут быть:
По степени однородности можно
выделить виды создаваемых
Последний вид соответствует случаю создания системы (комплекса) стандартов для упорядочения деятельности в какой-либо области. Примеры таких систем: ГСИ, ЕСКД, ЕСТП.
Предпочтительными
Системообразующие стандарты должны устанавливать
следующие основные требования (положения)
к создаваемой системе (комплексу) - их
определение, назначение, структуру, границы,
принципы построения и развития. Определения
и назначения для различных систем стандартов
могут формироваться по форме аналогично.
Для более полного раскрытия определения,
назначения и других характеристик системы
могут потребоваться дополнительные положения.
Очевидно, что создаваемые системы (комплексы)
стандартов должны быть гармонично "вписаны"
в соответствующие однородные по виду
объекта стандартизации и виду требований
по стандартизации подсистемы ЕСТС третьего
и более низких уровней и согласованы
с ними. Для этого необходимо иметь четкое
представление об объекте (группе объектов)
стандартизации, охватываемом создаваемой
системой, с тем, чтобы этот объект мог
быть согласован в классификационном
и терминологическом плане с объектами
стандартизации, уже охваченными действующими
системами стандартов. Аналогичная задача
должна решаться по отношению к множеству
групп требований по стандартизации создаваемой
системы (комплекса) для увязки ее по составу
и содержанию с уже регламентированными
требованиями соответствующей системы
ЕСТС. Таким образом, анализ структуры
и основных свойств объектов стандартизации
создаваемой системы и содержания регламентируемых
к нему требований позволяет обоснованно
решать вопрос о структуре и границах
этой системы. Принципы построения
и развития создаваемой системы стандартов
определяются прежде всего требованиями
принципов стандартизации с учетом особенностей
создаваемой системы.
Список
использованной литературы