Межотраслевые системы стандартизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:15, реферат

Описание работы

Современный уровень развития техники характеризуется многономенклатурностью, разнохарактерностью, постоянным возрастанием сложности и малым сроком жизни выпускаемых изделий, что требует определенной "гибкости" и динамичности производства при переходе на выпуск новой техники. Это обстоятельство имеет особое значение при создании крупных автоматизированных систем управления, основанных на единых системах проектно-конструкторской и технологической документации и типовых элементах, отражающих апробированный отечественный и зарубежный передовой опыт.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………3
2. Межотраслевые системы стандартов…………………………...4

2.1 Стандарты, обеспечивающие качество продукции………..7

2.2 Система стандартов по управлению и информации………13

2.3 Система стандартов социальной сферы……………………17

3. Заключение………………………………………………………24

Список использованной литературы………………………………27

Работа содержит 1 файл

Межотраслевые системы представлены государственными.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

     Рассматриваемый стандарт распространяется как на продукцию  производственного назначения, так и на товары народного потребления. В развитие ГОСТ 2.601 разработан ГОСТ Р 51772—2001. «Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Эксплуатационные документы. Виды и правила выполнения».

     В последние годы эта группа стандартов пополнилась отечественными стандартами (25), в которых содержатся требования к форме и содержанию Инструкций по применению потребительских товаров.

     Стандарты на системы качества. Требования к системам качества впервые были установлены в 1987 г. в четырех стандартах ИСО серии 9000—ИСО : 9000—9004. В 1994 г. после внесения изменений появилась вторая версия стандартов.

     В 2000 г. была утверждена третья версия стандартов:

     ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества». Основные положения и словарь;

     ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества». Требования;

     ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества». Рекомендации по улучшению деятельности.

     Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые в третьей версии полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию и называются «согласованной парой». При этом в каждом разделе ИСО 9004 в рамке содержится текст соответствующего раздела ИСО 9001. Однако несмотря на такую согласованность, назначение стандартов различно: ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества и используется для целей сертификации; ИСО 9004 предоставляет методическую помощь по системе менеджмента качества для улучшения деятельности организации в целом.

     Стандарты ИСО 9001 и 9004 запланированы как совместимые  со стандартами других систем, в  частности, с ИСО 14001 и 14004 соответственно, регламентирующими системы управления охраной окружающей среды.

     Требования, содержащиеся в ИСО 9001, являются общими для всех организаций, независимо от их вида, размера и выпускаемой  продукции или оказываемой услуги. Там же, где какие-либо требования ИСО 9001 из-за особенностей организации и ее продукции не могут быть применены, их можно исключить. Но следует иметь в виду, что исключать можно только те требования, которые изложены в одном разделе «Процессы жизненного цикла продукции», и только в случае, если они не влияют на способность организации выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим регламентам.

     В 2001 г. введены в действие стандарты  по системам качества в отдельных отраслях: ГОСТ Р 51705 по управлению качеством пищевых продуктов; ГОСТ Р 51814 — по системам качества в автомобилестроении. 

     2.2. Система стандартов по управлению и информации 

     Управление и информация тесно связаны между собой. Своевременная и полная информация — необходимое условие принятия правильного управленческого решения. Важнейшей задачей стандартов данного направления является унификация документов как по управленческим процессам, так и по информационной технологии.

     Стандарты по управленческой документации. Необходимость фиксации управленческих решений существует в любом управленческом аппарате — от высших органов государственной власти и управления до небольших коммерческих организаций. В результате закрепления практики управленческой деятельности создается совокупность документов — управленческая документация.

     Увеличение  объема информации, связанное с развитием народного хозяйства и общественной жизни страны, приводит к устойчивому росту количества управленческих документов, достигающего, по укрупненным оценкам, сотен миллиардов листов в год. Создание и обработка документов требуют все больших затрат. По данным западных фирм, еженедельно из-за небрежно составленных деловых писем компании несут убытки в несколько миллионов долларов.

     Одним из путей снижения затрат на управленческие документы могут быть унификация и стандартизация их за счет сокращения избыточности информации, создания обшей модели построения документов, применения единой терминологии, типизации текста. Проведенная в этом направлении работа завершилась разработкой унифицированной системы документации (УСД).

     К управленческой документации относятся организационно-распорядительная, внешнеторговая, отчетно-статистическая, бухгалтерско-финансовая, расчетно-денежная и другие ее разновидности.

     Для примера рассмотрим организационно-распорядительную и внешнеторговую документацию.

     Организационно-распорядительная документация (ОРД) выполняет особую роль среди УСД в силу своей универсальности — распорядительная и исполнительская деятельность характерна для всех без исключения управленческих структур независимо от их уровня, юридического статуса и направлений деятельности. Требования к ОРД установлены ГОСТ 6.38. Указанный стандарт регламентирует оформление следующих документов: приказов, распоряжений, актов, протоколов, объяснительных и докладных записок, инструкций, служебных писем, заявлений, анкет, представлений, решений, постановлений, предписаний, штатных расписаний, указаний, уставов.

     Внешнеторговая  документация является объектом отечественных  и международных стандартов. В  связи со вступлением России в  ВТО, интенсификацией международной торговли очень актуальна задача гармонизации отечественных стандартов на внешнеторговую документацию со стандартами ИСО.

     Большую роль в повышении эффективности  внешнеторговых операций играют УСД Международной системы электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ). Проведение работ но данной системе вызвано тем, что для оформления внешнеторговой сделки и сопровождения товаров, перевозимых от производителя к покупателю, используется большое количество данных, которые должны передаваться, приниматься, обрабатываться и регистрироваться. Расходы на оформление внешнеторговых сделок составляют заметную часть товарооборота (до 15%). Кроме того, при сложных структурах потока внешнеторговой информации и участии в этом процессе большого количества организаций снижаются оперативность передачи и достоверность данных. Значительная рационализация торговых процедур достигнута в большинстве экономически развитых стран благодаря переходу на безбумажную технологию обмена информацией (электронная обработка и передача данных), что стало возможным в условиях широкого внедрения средств вычислительной техники и каналов связи.

     Стандарты ЭДИФАКТ служат универсальным языком обмена данными независимо от используемых средств связи, типов ЭВМ, прикладных систем (коммерческих, транспортных, управляющих и т.п.). На основе ИСО 9735 разработан методом прямого применения ГОСТ 6.20.1, определяющий правила подготовки и передачи сообщений, предназначенных для обмена. Другим важнейшим стандартом является ГОСТ 6.20.2 (соответствует ИСО 7372), согласно которому вводится для применения «Справочник элементов внешнеторговых данных ООН».

     Стандарты по информационным технологиям. Как  известно, информационная технология (ИТ) — это совокупность средств и методов, которые позволяют обеспечить общество всей необходимой информацией.

     По  данным ЮНЕСКО, более половины населения  наиболее развитых стран принимает непосредственное участие в процессах производства и распространения информации; в ряде стран до половины национального продукта связано с информационной деятельностью. Поэтому сфера ИТ является одним из наиболее перспективных направлений развития международной и национальной системы стандартов.

     Современная информационная технология — это совокупность, с одной стороны, средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных систем, с другой — методов обработки, передачи, хранения и использования информации. В настоящее время стандарты по ИТ как самостоятельный комплекс стандартов находятся в стадии формирования.

     На  формирование комплекса современных  гармонизированных стандартов нацелена Программа комплексной стандартизации ИТ. Полная реализация этой программы (при наличии финансирования) позволит внедрить в стране свыше 500 стандартов, соответствующих ИСО/МЭК. Комплексная программа предусматривает разработку стандартов по 18 направлениям, среди которых:

     1) взаимосвязь открытых систем (в  частности, локальные вычислительные сети);

     2) языки и системы программирования;

     3) технические средства;

     4) элементы данных и кодирование информации;

     5) носители информации;

     6) методы и средства защиты информации;

     7) микропроцессорные системы (включая  персональные ЭВМ);

     8) микрография и оптическая память  для записи, ведения и использования документов и изображений.

     Важное  место в программе занимают стандарты  по применению ИТ в различных областях: в работе учреждений, в промышленности, банковском и издательском деле, в области научно-технической информации, на транспорте, в торговле и управлении (включая систему ЭДИФАКТ).

     К стандартам по ИТ относится Система  информационно-библиографической документации (СИБИД). Ее задачами являются: совершенствование организации и управления деятельностью в области научно-технической информации (НТИ); повышение производительности труда информационных работников в результате применения эффективной технологии, прогрессивных норм и требований; обеспечение условий для рационального взаимодействия органов информации различных уровней. СИБИД включает три подсистемы: научно-техническая информация; библиотечное дело и библиография; редакционно-издательская работа.

     Ряд стандартов СИБИД используется в  практике вузов. В стандартах по представлению информации и по документам даны требования к содержанию, структуре и оформлению рефератов и аннотаций (ГОСТ 7.9), промышленных каталогов (ГОСТ 7.22), информационных изданий (ГОСТ 7.23) и отчетов о научно-исследовательской работе (ГОСТ 7.32). Кстати, последний стандарт особенно широко используется в практике вузов при выполнении письменных работ (контрольных работ, рефератов, курсовых и дипломных работ), поскольку студенты должны руководствоваться требованиями к оформлению работ, в частности к составлению списка использованных источников, к правилам нумерации страниц, оформлению страниц, иллюстраций, таблиц и т.д.

     В рамках комплекса стандартов ИТ разработаны  стандарты по штриховому кодированию — ГОСТ Р 51001, ГОСТ Р 51002, ГОСТ Р 51003, которые используются предприятиями-изготовителями для налаживания автоматизированного учета продукции (товаров) при ее изготовлении, хранении, транспортировании и реализации.  

     2.3. Система стандартов социальной сферы 

     Система «социальных» стандартов регламентирует правила безопасности и представлена тремя группами:

     1) комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

     (ГОСТ  Р 22.);

     2) комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда»

     (ГОСТ 12.);

     3) комплекс стандартов по охране природы (ГОСТ 17.). 
          Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) начал формироваться в период 1992—1995 гг. Опыт ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, произошедших в последнее десятилетие XX в., показал низкую готовность населения и органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и несовершенство или отсутствие НД, регламентирующих эти вопросы. Между тем ущерб, наносимый России катастрофами, исчисляется миллиардами рублей, ежегодно погибает более 50 тыс. и получают увечья 250 тыс. человек. Подобная ситуация наблюдается и в зарубежных странах.

     Все большие финансовые затраты требуются  на предупреждение возможных ЧС на современных промышленных предприятиях. Так, в ряде отраслей промышленности они уже достигают 20—25% и более  от общих капиталовложений.

     В связи с вышеизложенным возникла необходимость создания комплекса государственных стандартов по обеспечению безопасности населения и объектов производственного и социального назначения в ЧС.

     Комплексность безопасности в БЧС, разработанный  впервые в мире российскими специалистами, включает 76 национальных стандартов.

     Комплекс  стандартов «Система стандартов безопасности труда» (ССБТ) имеет своим объектом систему «человек — машина —  среда (производственная и бытовая предметная среда)» и выполняет важную социальную функцию по предупреждению аварий и несчастных случаев с целью обеспечения охраны здоровья людей на производстве и в быту.

     Комплекс  включает более 350 ГОСТов, т.е. из всех межотраслевых  систем стандартов он имеет наиболее обширный фонд.

Информация о работе Межотраслевые системы стандартизации