Международный технологический обмен и торговля услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 22:36, контрольная работа

Описание работы

Теоретики и практики делили услуги на торгуемые (способные к обмену) и неторгуемые (не могущие быть в силу своего характера предметом обмена). Водораздел пролегал по возможности так называемого трансграничного обмена услугами, т.е. случаев, когда потребитель и производитель услуги находились по разные стороны таможенной границы, а обмениваемая услуга ее пересекала (например, деятельность телекоммуникационных или почтовых служб), подобно тому как во внешнеторговой сделке товар физически перемещается от экспортера к импортеру, пересекая таможенную границу.

Содержание

1. Понятие услуг и их виды: международный туризм, транспортные услуги, страхование, аренда машин и оборудования (рентинг, хайринг, лизинг) 3
2. Деятельность ВТО по регулированию международной торговли услугами 11
3. Понятие международного технологического обмена. Лицензионная торговля 16
4. Франчайзинг в международной торговле 21
5. Контрольное задание 25
5.1. Различия между рентингом, хайрингом и лизингом. Примеры 25
5.2. Принципиальное отличие продажи полной лицензии от продажи патента 28
Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

Международный технологический обмен и торговля услугами.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

    Консалтинг  представляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются  фирмам и предприятиям в форме  консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем - делают аналитические обзоры экономической деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях аналогичного направления.

    Во  внешнеэкономических связях значительное место занимают отношения производителей экспортируемых товаров и услуг  с торговыми и посредническими  фирмами. Данные отношения опосредствуются  особыми видами договоров - договорами поручения и комиссии.

    Предметом договора поручения в сфере внешнеэкономической  деятельности являются чаще всего изучение рынка, расчеты цен, выявление заинтересованных клиентов, установление с ними контактов, проведение рекламных кампаний, проведение переговоров с заключением контрактов и т.д. Такие договоры на услуги носят возмездный характер.

    В соответствии с договором комиссии одна сторона (комиссионер) по поручению  другой стороны (комитента) обязуется  за вознаграждение совершить для комитента одну или несколько сделок от своего имени (на товар или услугу).

    Среди услуг, оказываемых посредниками, можно  отметить покупку и продажу товаров  от собственного имени, но за чужой  счет (комиссионная торговля), кредитование покупателей, сдача в аренду (лизинг), заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, контроль товаров, посредничество в платежных операциях, организацию соответствующего документооборота, улаживание недоразумений с таможней, представительство в арбитражных судах, складирование и погрузку, проведение рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на заграничные рынки и др.3

 

2. Деятельность ВТО по регулированию международной торговли услугами

     

    Всемирная торговая организация (ВТО) начала действовать с 1 января 1995 г. в качестве организационного механизма по обеспечению реализации правовых документов, принятых в результате переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ с 1986 по 1993 г. и получивших название «Уругвайского раунда».

    Всемирная торговая организация представляет собой организацию и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Членами ВТО являются 140 государства и еще 31 страна, среди которых Китай, Российская Федерация, Саудовская Аравия, которые ведут переговоры о вступлении в нее. Среди членов ВТО - 32 развитых страны и 100 развивающихся стран. На число членов ВТО приходится более 90% всей мировой торговли.

    Правовой  основой ВТО являются ГАТТ в редакции 1994 г. (поэтому новую организацию  часто называют ВТО/ГАТТ), а также  Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов (за исключением соглашений по торговле гражданской авиатехникой, по режиму правительственных закупок и договоренностей по молочным продуктам и говядине). Кроме того, в состав ВТО неотъемлемой частью входят так называемые механизм обзоров торговой политики и механизм разрешения споров.

    Членом  ВТО может быть страна, присоединившаяся ко всем соглашениям и договоренностям  «уругвайского» раунда, кроме 4 соглашений, перечисленных выше. Самостоятельным членом ВТО является Европейский Союз. Членство в ВТО является важнейшим условием интеграции в мировую экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта. Кроме того, «гаттовские» правила содержат механизм разрешения торговых конфликтов, и это единственная возможность защищаться от неправомерных действий торговых партнеров.

    Целью ВТО является либерализация международной  торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами-членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами.

    ВТО охватывает соглашениями практически  всю сферу международной торговой политики и значительную часть международной  коммерческой практики, а именно:

    1. таможенно-тарифное регулирование;

    2. антидемпинговое регулирование и применение компенсационных пошлин;

    3. использование субсидий и компенсационных мер;

    4. нетарифные ограничения;

    5. количественное регулирование и лицензирование экспорта и импорта, запреты экспорта и импорта;

    6. деятельность государственных торговых предприятий;

    7. таможенные союзы и зоны свободной торговли;

    8. таможенные формальности, сборы, требования к внешнеторговой документации;

    9. внутренние налоги, сборы, правила, относящиеся к внутренней торговле;

    10. защитные меры в торговле;

    11. технические барьеры в торговле;

    12. санитарные и фитосанитарные меры;

    13. правила происхождения товара;

    14. торговля услугами;

    15. торговые аспекты защиты прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами;

    16. торговля текстилем и одеждой;

    17. торговля сельскохозяйственной продукцией;

    18. осуществление правительственных закупок;

    19. торговля гражданской авиатехникой;

    20. торговые аспекты инвестиционных мер;

    21. международная торговля и защита окружающей среды.

    Важнейшие принципы ВТО в области регулирования  международной торговли и торговой политики следующие.

    Принцип наибольшего благоприятствования  или принцип недискриминации. Этот принцип требует, чтобы любое  преимущество, привилегия, льгота или  иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и безусловно на аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех других стран-участниц (ст. I ГАТТ-1994).

    Принцип национального режима. Данный принцип  устанавливает, что страны-участницы  должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что  и национальным товарам в области  внутренних налогов и сборов, а  также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).

    Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные  тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. ХI - ХVI ч. II). В ст. Ч1 говорится, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».

    Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии (ст. II ч. I).

    Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идет о решении вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий.

    Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» (ст. ХХV ч. 111) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» (ст. ХIХ ч. 111) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.

    Принцип региональных торговых договоренностей, в рамках которых группа стран  соглашается ликвидировать или  снизить барьеры в отношении  друг друга. Это допускается в  качестве исключения из общего правила  режима наибольшего благоприятствования  при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. ХХIV ч. III). Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять многостороннюю торговую систему.

    Главные задачи ВТО:

    - последовательная либерализация международной торговли, обеспечение свободного движения товаров и услуг за счет применения транспарентных и предсказуемых границ регулирования и устранения различных тарифных и нетарифных барьеров;

    - организация и проведение многосторонних торговых переговоров;

    - урегулирование торговых споров между государствами — членами ВТО на основе согласованной посреднической процедуры в рамках специального органа по торговым сделкам.

    ВТО призвана обеспечить эффективное применение этих соглашений, которые составляют правовой фундамент международной торговли и содержат обязательства подписавших их стран проводить торговую политику в пределах согласованных рамок, создавая тем самым справедливые и предсказуемые условия для непосредственных участников международной торговли — производителей, экспортеров и импортеров товаров и услуг.4 
 

 

3. Понятие международного технологического обмена. Лицензионная торговля

     

    В ходе международного обмена технологией  научно-технические знания предоставляются иностранному контрагенту на коммерческой основе. Технологии могут передаваться двумя способами: в материализованном виде (т.е. в виде продукции, оборудования) и в виде научно-технических знаний. Вследствие быстрого промышленного освоения продукции коммерческая реализация технологий в материализованном виде, как правило, более эффективна. Однако ввиду отсутствия расходов на промышленное производство изделий и их транспортировку обмен непосредственно знаниями может стать в будущем наиболее эффективным средством передачи технологий. В международной торговле передача непосредственно результатов интеллектуальной деятельности осуществляется посредством лицензирования.

    В настоящее время почти все  страны участвуют в обмене технологиями. Наиболее активно торговлю лицензиями осуществляют промышленно развитые страны, на долю которых приходится свыше 90% поступлений от экспорта лицензий и более 70% платежей за импорт. На долю же развивающихся стран приходится всего около 10 % международного обмена технологией.

    Лицензионные соглашения имеют много особенностей и значительно отличаются от наиболее распространенных на международном рынке экспортно-импортных контрактов, а на внутреннем рынке — договоров купли-продажи и поставки товаров.5

Информация о работе Международный технологический обмен и торговля услугами