Международный опыт государственных закупок

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 13:01, реферат

Описание работы

Целью итоговой работы состоит в анализе централизованной модели государственных закупок.
В соответствии с целью данной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, предмет и роль закупок в мировой экономике, организацию закупок товаров (работ) и услуг;
2. Изучить мировой опыт государственных закупок.

Содержание

Введение ..3
1. Государтственные закупки на современном мировом рынке ..5
1.1. Сущность, предмет и роль закупок в мировой экономике ..5
1.2. Организация закупок товаров (работ) и услуг……………………………………..8
2. Международный опыт государственных закупок 13
2.1. Американские госзакупки 13
2.2. Европейская система госзакупок 18
2.3. Немецкий опыт 19
2.4. Опыт международных финансовых институтов………………………………......21
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Итоговая работа РАНХиГС.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной  службы при Президенте Российской Федерации»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

ИТОГОВАЯ РАБОТА 
по программе курса повышения квалификации 
«Управление государственными и муниципальными закупками» 
на тему 
«Международный опыт государственных закупок»

Группа ГЗ ____

 

Слушатель

Тертерян Рубен  Андраникович__________________

Ф. И. О.

_____________________________________________

подпись

«____» _____________ 2013 г.

 

Руководитель _____________________________________________

уч. степень, уч. звание

_____________________________________________

Ф. И. О.

_____________________________________________

подпись

«____» _____________ 2013 г.

 

Отметка о защите _________________________________________

«____» _____________ 2013 г.


Санкт-Петербург 
2013

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

                   Практически во всех развитых  странах государство является  на внутреннем рынке важнейшим  заказчиком продукции для государственных  нужд. В США доля государственных  закупок равна примерно 15 % распределительной  части национального бюджета. В период с 1985 года по 1995 год объем государственных закупок вырос на 46 %, по сравнению с ростом на 142 % с 1975 года по 1985 год, что связано, в основном, с крупным сокращением расходов на оборону. Рост объема федеральных закупок в этот период был меньше, чем рост объема закупок на уровне штатов и местных органов управления. Еще выше доля государственных закупок в странах, где государственное управление существенно влияет на экономику (ФРГ, Франция и др.). В государствах с переходной экономикой доля государственных закупок в распределительной части национального бюджета достигает 50 %. Столь значительные объемы государственных закупок делают задачу обеспечения их эффективности первостепенной. Эффективность государственных закупок обеспечивается: прозрачностью закупочных процедур, экономичным расходованием бюджетных средств, строгой отчетностью ответственных за закупки лиц и справедливостью в обеспечении доступа всех поставщиков к государственным заказам.                                         Анализ мирового опыта использования различных закупочных процедур показывает, что наиболее эффективным способом выполнения всех принципов прокъюремента является проведение открытых конкурсов (тендеров).

                  Прокьюремент, или, говоря образно, "искусство закупать", учение вовсе не такое юное, как может показаться. Как в военном деле на протяжении веков развивались в противоборстве оружие и броня, так и в деловой сфере состязались продавцы и закупщики. Причем, чем сильнее развивались рыночные отношения, тем важнее становилась роль продавца. Не случайно в списках наиболее продаваемых бизнес-книг и востребованных учебных семинаров тематика эффективных продаж - «искусство продавать» - является одной из лидирующих. Однако, для максимизации прибыли важно не только продать продукцию подороже, но и нести при этом минимально возможные затраты на ее изготовление или приобретение. Ведь порой приобрести именно то, что нужно, и на оптимальных условиях не так-то просто. (4)

Актуальность работы состоит в том, что в современном мире система государственных закупок закономерно стала составной частью сферы внутреннего обмена товаров и услуг и одним из механизмов поддержания конкуренции и либерального способа хозяйствования.

              Целью итоговой работы состоит в анализе централизованной модели государственных закупок.

              В соответствии с целью данной работы необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность, предмет и роль закупок в мировой экономике, организацию закупок товаров (работ)  и услуг;

2. Изучить мировой опыт государственных закупок.

            Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственные  закупки на современном мировом  рынке

1.1. Сущность, предмет и роль закупок в мировой экономике

 

             Рынок государственных закупок  является важнейшим элементом  социально-экономического развития  страны, а сама система государственных заказов все более становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, оказывающего существенное влияние на ее динамику и структуру. [17, с.35].

           Термин «государственные закупки» почти в каждой стране интерпретируется по-своему. В большинстве случаев речь идет о закупках за счет государственного бюджета на обеспечение жизнедеятельности и функционирования органов государственной власти. При этом из понятия «закупки для государственных нужд» исключаются закупки товаров (работ, услуг), приобретаемых с целью их дальнейшей перепродажи. [12,с.68].

           Закупки - это приобретение любыми способами товаров, работ или услуг. Закупающей организацией может быть любой правительственный департамент, учреждение, орган или другая организация или любое её подразделение, которое в данном государстве занимается закупками (также государство, принимающее настоящий Закон, может включить в данный список другие организации или предприятия или их соответствующие категории, которые должны быть включены в определение "закупающая организация"). [24, ст.2(а), стр.2]

             Переоценить роль государственных закупок трудно. В современном мире это не просто процесс заказа, но инструмент выстраивания политики выполнения государством своих функций:

  1. защиты (ВПК);
  2. продовольственной безопасности (АПК);
  3. энергетической безопасности (ТЭК);
  4. социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура);
  5. охрана и сохранение природных ресурсов.

            О важности совершенствования механизма госзакупок свидетельствует и тот факт, что на рубеже XX-ХХI столетий доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте практически во всех странах (развитых и развивающихся) возросла более чем в 700 раз.[19, с.159-160] Отмечается увеличение, как объема, так и стоимости закупок для государственных нужд. Государство становится крупнейшим потребителем на рынке товаров, работ и услуг - доля государственных закупок постоянно растет и составляет в развитых странах более 20% ВВП. Поэтому Правительства, руководя государственными расходами и налогами, могут оказывать значительное воздействие на социально-экономические процессы, а государственные закупки все более рассматриваются как один из действенных инструментов социально-экономического развития и государственной политики в решении таких важнейших задач, как обеспечение единства экономического пространства, развитие рынков и сохранение конкурентной среды, поддержка регионов и групп населения, развитие определенных субъектов рынка и секторов экономики.

               Госзакупки - это инвестиции. Посредством механизма госзакупок решается проблема привлечения ресурсов для ускоренного экономического роста и социального развития. При этом важно учитывать, что для устойчивого и гармоничного социально-экономического развития важны не только темпы экономического роста, но и создание условий для решения таких важных задач, как:

  1. достижение социальной и технологической однородности экономического пространства страны;
  2. снижение дифференциации уровня жизни по доходным группам и между различными регионами;
  3. сближение технологического уровня производства в различных отраслях экономики;
  4. повышение социально-технологической однородности экономики.

             Именно посредством совершенного механизма госзакупок эти задачи могут быть решены наиболее эффективно. В пользу этого свидетельствует более чем 200-летний опыт развития Федеральной контрактной системы в США.[20, с.35-40]

            Что же является предметом государственных закупок?

             Согласно классификации, предложенной в типовом законе ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг» (далее – ЮНСИТРАЛ), принято подразделять предметы закупок на товары, работы и услуги. К «товарам» обычно относятся предметы любого вида и описания, в том числе сырье, изделия, оборудование и предметы в твердом, жидком или газообразном состоянии, электрическая энергия, а также услуги, сопутствующие поставкам товаров, если стоимость таких сопутствующих услуг не превышает стоимости самих товаров. Под «работами» подразумевают любую деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, сносом или обновлением зданий, сооружений или объектов, в том числе подготовку строительной площадки, выемку грунта, возведение, сооружение, монтаж и отделку, а также сопутствующие строительные услуги, такие, как бурение, геодезические работы, спутниковая съемка, сейсмические исследования и аналогичные услуги, если их стоимость не превышает стоимости самого строительства. «Услуги» означают любой предмет закупок помимо товаров и работ. [24, ст.2 (c, d, e), стр.3]

              Говоря о закупках, нельзя забывать о таком важном их элементе, как прокьюремент (procurement) – совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечивать потребности покупателя при проведении закупочной кампании посредством конкурсных торгов. Прокьюремент представляет собой взаимосвязанную систему, включающую:

  1. планирование закупок;
  2. определение целесообразности предложенной закупки;
  3. регламентирование закупок;
  4. проведение закупок;
  5. контроль закупок.

               В зарубежной закупочной практике существует устоявшаяся система базовых принципов прокьюремента, которые включают в себя:

       1.открытость и прозрачность - доступность информации о закупках;

        2.подотчетность и ответственность - четкое следование закупочным процедурам при государственном и общественном контроле;

  • конкурентность - выбор контрагента должен проводиться на принципах состязательности;
  • равенство и справедливость - недопущение дискриминации;
  • эффективность - максимальная экономическая выгода при достижении результата;
  • обоснованность - закупка той продукции, которая действительно необходима и наилучшим способом удовлетворяет реальным потребностям заказчика.

             Эти принципы являются основой для законодательства во многих странах, и нашли свое закрепление в ряде международных документов, в частности, в Многостороннем соглашении о государственных закупках в рамках Всемирной торговой организации. [13, п.1.2, стр.18] А всё потому, что вопросы регулирования государственных закупок во всем мире являются объектом пристального внимания со стороны законодателей - ведь в данном случае сам покупатель, то есть государство, заинтересовано в максимальной эффективности процесса. [5] Давайте же подробнее рассмотрим современные правила организации закупок, помогающие разрешить вопросы нечестной конкуренции и возможные конфликты сторон, возникающие в международной торговле.

 

1.2. Организация закупок товаров (работ) и услуг

             Государственные закупки и размещение заказов в развитых странах происходит на основе общепринятых методов:

  1. конкурсные процедуры (открытые, закрытые, двухэтапные, селективные),
  2. закупки на основе переговоров с несколькими потенциальными поставщиками,
  3. закупки в обычной торговой сети (метод запроса котировок),
  4. закупки у единственного источника.

            Наиболее широко используются именно конкурсные процедуры, ведь они позволяют обеспечить равные условия доступа к государственным заказам, открытость и прозрачность всех процедур и критериев выбора. Возможность применения иных способов требует соответствующих обоснований [1, с.79-82].

            Большинство развитых стран, несмотря на давние традиции рыночной экономики, учитывает в своем национальном законодательстве международные требования. Общепринятые в мировой практике принципы осуществления закупок (в том числе, принципы прокьюремента, о которых упоминалось выше) и размещения заказов сформулированы в законодательствах отдельных стран и зафиксированы в ряде международных документов, таких как

  1. Директивы ЕС,
  2. Многостороннее соглашение о государственных закупках в рамках ВТО,
  3. Документы Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и другие.

             Различия в законодательствах отдельных стран обусловлены приоритетами экономической политики того или иного государства. Закупочная практика, существующая в стране, является хорошим индикатором, как уровня развития рыночных отношений, так и состояния экономики в целом. На уровне национального законодательства происходит уточнение, конкретизация международных положений с учетом особенностей экономической политики государства. Выпускаются отраслевые нормативные акты, позволяющие на базе общего национального законодательства сформулировать конкретные положения, отражающие специфику той или иной отрасли [2, с.58-64].

Информация о работе Международный опыт государственных закупок