Международный обмен технологиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Если выделить из области торгово-экономических отношений обмен сырьевыми и продовольственными товарами, которые так или иначе связаны с географическими, климатическими условиями и наличием полезных ископаемых, то оставшаяся часть внешнеэкономических связей в сегодняшнем мире явится следствием международного разделения труда, базирующегося на неравномерном развитии различных видов технологии, уровень которой определяет конкурентоспособность товаров на рынке, их качество и себестоимость, а, следовательно, и получение прибыли при реализации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международный обмен технологиями 4
1.1. Мировой рынок с технологиями: структура и особенности 4
1.2. Экономический обзор мирового рынка информационных
технологий (ИТ) 5
1.3. Некоторые особенности международного технологического рынка 8
Глава 2. Современные формы международного производственно-
технического сотрудничества 11
2.1 Основные формы международной передачи технологий 11
2.2. Россия и международный рынок технологий 21
2.3. Перспективы МНТС России 24
Заключение 31
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

МЭО.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

     В 2009 году Россией было заключено 621 соглашение по технологиям экспортного характера и 334 соглашения по импорту. При этом в российском экспорте большую часть составили научные исследования, а в импорте промышленные технологи уже используемые в мировом производстве. Данное положение вызвано отсутствием средств у российских разработчиков на доведение своих новых технологий до коммерческого использования результатов раз работок.

     В последнее десятилетие в мире наблюдается рост производительности труда вследствие повышения качества рабочей силы. Это стало определяющим фактором снижения себестоимости продукции. Россия пока еще не в состоянии преодолеть порога сырьевого фактора снижения себестоимости, и это особо трагично притом, что образование в мире стало одной из наиболее прибыльных отраслей экономики.

     Наблюдаемый последние 50 лет рост сознательности и культуры человечества порождает спрос на качественные знания и информацию. Возрастающее по объемам и скорости производство информации есть прямой продукт НТП и коммерческой целесообразности. Всеми экономистами признано, что основным товаром современности стала информация. В этой связи независимое производство информации ставит вопрос о роли национального государства присваивающего и распределяющего информацию в своих целях - удержание и укрепление власти.

     Непрерывное расширение мирового рынка технологий и высокая скорость обновления технологий повышает стоимость реализуемой на мировом рынке продукции по сравнению с товарным рынком и рынком услуг, что обусловлено высокой доходностью новых технологий и определяющей ролью в производственном процессе. [10, c.14]

     Тесная  связь мирового рынка технологий и мирового финансового рынка  особенно привлекательна для России, недопустимо низкая доля которой, на мировом рынке высокотехнологичных  товаров, составила около 1% в 1999 году.

     Необходимость в полномасштабной государственной  поддержке российских участников мирового рынка технологий усиливается низким уровнем отчислений на российскую науку в последнее десятилетие и слабым вниманием к мировому научно исследовательскому процессу.

     Даже  при беглом взгляде на проблемы российского  участия в международном технологическом обмене становится ясным, что для достойного участия России на мировом рынке технологий необходим, в первую очередь много кратный рост финансовых вложений в науку, образование и здравоохранение; финансирование изобретательского и рационализаторского движений на предприятиях; поддержка со стороны государства процесса патентования российских изобретений за рубежом; ясное законодательство в области ВЭД; нулевое налогообложение прибыли российских участников мирового рынка технологий инвестируемой в развитие производства и исследования; проведение широкомасштабной кампании по привлечению молодых кадров в данную область и, не побоюсь повториться, деньги, деньги и еще раз деньги, поскольку без государственной поддержки не возможно полномасштабное присутствие России на мировом рынке технологий, соответствующее накопленному опыту и богатству научных знаний. [5, c.15] 

2.3. Перспективы МНТС России 

     Анализ современного состояния и результативности действующих международных связей РФ показывает, что они не всегда достаточно эффективны. Повышение эффективности МНТС достаточно сложная и многоплановая задача. С одной стороны, это поддержка проводимых в стране исследований и разработок, сохранение и обновление отечественного научно-технического потенциала, обеспечение интересов страны, прежде всего ее технологической безопасности. С другой стороны, это создание условий для повышения роли российской науки в рамках международного разделения труда, охраны интеллектуальной собственности, защиты прав и интересов российских ученых за рубежом, пресечение какой-либо дискриминации со стороны иностранных партнеров. Необходимо более эффективно противостоять стремлению зарубежных партнеров, особенно из развитых стран, использовать наши экономические трудности и бреши в российском законодательстве для своего доступа к новейшим достижениям российских ученых и специалистов на неадекватных их ценности условиях.

     В этой связи предстоит устранить или уменьшить воздействие ряда факторов, отрицательно влияющих на повышение эффективности МНТС. К ним относятся: отсутствие должной координации мероприятий по международному научно-техническому сотрудничеству применительно к странам и международным организациям между российскими министерствами и ведомствами, соответствующими научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями; недостаточная увязка тематики двустороннего и многостороннего научно-технического сотрудничества с задачами государственных научно-технических программ и основных направлений работ государственных научных центров; медленные темпы развития совместной с иностранными партнерами инновационной деятельности и перевода определенной части международных научно-технических отношений на коммерческую основу; несовершенство нормативной базы осуществления сотрудничества с зарубежными странами, ограниченность налоговых и таможенных льгот, а также размеров государственной финансовой поддержки, предоставляемой российским соисполнителям международных программ и проектов. Последнее возможно, видимо, только по мере улучшения экономического положения в стране.

     Сохраняется определенная инерция в подходах российских научных организаций, ученых и специалистов к решению проблем, связанных с осуществлением международных связей. В этом деле преобладает стремление получать необходимые средства из государственного бюджета, не ведется поиск внебюджетных источников финансирования и потенциальных заказчиков научно-исследовательских работ, а также возможности более широкого применения результатов исследований в стране и за рубежом.

     Перспективы МНТС России зависят от внутренней социально-экономической ситуации и позиций страны в мире в экономической и политической сферах. Прогнозирование развития МНТС должно основываться на возможных вариантах развития страны. Из множества возможных путей развития нашей страны следует остановиться на двух.

     1. Окончательное превращение России  в сырьевую и энергетическую базу развитых стран в результате длительной ориентации на приоритетное развитие добывающе-сырьевого и топливно-энергетического комплексов, быстро нарастающего в последние годы технологического отставания от развитых стран и в ситуации постоянной утечки капиталов за рубеж, сокращения и фактического уничтожения собственных наукоемких производств, свертывания НТП, утраты финансовой и научно-технологической, а, следовательно, военной и политической независимости страны.

     На  этом пути Россия, даже в случае достижения относительно высокого уровня потребления (при первоначальном сокращении населения в несколько раз и благоприятных внешних условиях), может рассчитывать в XXI в. только на воспроизводство социально-экономического развития Запада второй половины

     XX в. При этом, опираясь на идеологию и теорию догоняющей Запад модернизации, Россия в итоге утратит свой прежний статус в мире и превратится в страну второго порядка значимости по влиянию на мировые процессы.

     2. Устойчивое развитие на основе собственного научно-технического и экономического потенциалов при участии в решении глобальных проблем и поиске наиболее эффективного самостоятельного пути к постиндустриальной цивилизации. Для этого необходимо разработать и принять новую стратегию развития, опирающуюся на традиционные особенности российского общества и его образа мышления и жизни и предполагающую первоочередное развитие наукоемких, информационных, энерго- и ресурсосберегающих технологий.

     В январе 2000 г. Правительство РФ утвердило Концепцию государственной политики в области международного научно-технического сотрудничества, реализация которой позволит в большей мере подчинить международное научно-техническое сотрудничество задачам развития отечественной науки в полном соответствии с государственными интересами России и реальной геополитической ситуацией в мире.

     Преодоление имеющихся негативных явлений, превращение  МНТС в реальный инструмент не только вывода из кризиса, но и наращивания НТП России невозможны без целенаправленного и действенного государственного регулирования в этой сфере отношений с другими странами. Это подтверждается и оправдавшей себя практикой развитых и новых индустриальных государств. При этом государственное регулирование международного научно-технического сотрудничества предполагает также учет интересов научной общественности, обеспечение свободы выбора направлений, партнеров и форм взаимодействия в рамках международных научных обменов.

     Для улучшения координации МНТС необходимо создать единую государственную систему управления этой сферой, так как в настоящее время, по различным оценкам, только 20-30% НТС России с зарубежными странами поддается хоть какому-то учету, а регулируется на государственном уровне еще меньший объем НТС.

     Неизменным приоритетом должно остаться сотрудничество со странами-членами СНГ. С этой целью подготовлен пакет базовых договорно-правовых документов по обеспечению создания общего научно-технологического пространства Содружества, вступление в силу которых откроет качественно новый этап в отношениях с традиционными партнерами российских научных организаций, характеризующийся переходом к формированию и реализации представляющих взаимный интерес межгосударственных научно-технических программ, созданию конкретных международных научно-исследовательских центров и научных организаций, развитию обменов, способствующих выполнению задач национальных научно-технических программ стран Содружества. Дальнейшее развитие получат процессы создания единого научно-технологического пространства в рамках Союза Беларуси и России, расширятся масштабы научно-технологической кооперации обеих стран.

     Одновременно  будут осуществлены мероприятия  по дальнейшему развитию сотрудничества с развитыми государствами и ускорению кооперации с новыми индустриальными странами. В ходе этого будет расширен круг государств-партнеров, установлены новые кооперационные связи с ведущими зарубежными научными центрами на приоритетных направлениях современной науки, предполагается добиться увеличения вклада иностранных соисполнителей в совместные проекты, намечено расширить взаимодействие в области инновационной деятельности и коммерциализации технологий, создать необходимые предпосылки для продвижения отечественных разработок на мировой рынок наукоемкой продукции. [7, c.13]

     Важная  задача МНТС – обеспечение в ближайшие годы перехода от программ международной помощи российской науке, когда средства предоставляются по усмотрению зарубежной стороны, к проектам, приносящим обоюдную выгоду. Многие из них станут носить глобальный характер, потребуют активного сотрудничества ученых разных стран, в том числе на базе использования уникальных отечественных научных установок.

     Важный  вклад в решение глобальных проблем  могут внести наука и научное сообщество России, особенно в связи с участием в международных научно-технических проектах, называемых «меганаука», и передачей технологий развивающимся странам. Традиционно сложилось так, что российская наука ориентирована на решение глобальных проблем и в этой области добилась значительных результатов. Научно-исследовательские институты РАН имеют более 100 установок для проведения экспериментов, не имеющих мировых аналогов. Подобные установки и многое другое уникальное оборудование для проведения фундаментальных исследований могут быть использованы для решения проблем международного значения. Их можно использовать совместно со странами, развивающими фундаментальные науки. При этом вклад российской стороны будет осуществлен в форме предоставления экспериментального оборудования при минимальном финансовом вкладе, в то время как другие участники экспериментов будут финансировать совместные программы. В результате кооперации – нашей фундаментальной и их прикладной науки – может быть получен наукоемкий и высокотехнологический продукт.

     Необходимо  отметить, что российская наука в  большей степени ориентирована на решение глобальных проблем, чем наука развитых стран, так как традиционно оказывала помощь развивающимся странам в становлении национальной науки и образования. Несмотря на все трудности, переживаемые российской наукой, она до сих пор не утратила способности к воспроизводству и занимает достойное место в мировом научном сообществе. В России под большинство глобальных проблем имеются значительный научный задел и готовые технологии. В частности, отечественные ученые имеют высокие результаты и готовы внести существенный вклад в решение следующих проблем:

  • разработка способов лечения непобежденных инфекционных заболеваний – гриппа, СПИДа, туберкулеза – и других заболеваний, природа которых неизвестна;
  • разработка системы международного контроля за использованием генно-инженерных организмов и продуктов (пищевая, экологическая и этическая безопасность; создание международного агентства по типу Международного агентства по атомной энергии – МАГАТЭ);
  • разработка способов добычи и переработки полезных ископаемых с помощью микробных биотехнологий;
  • создание глобальной сети изучения и предупреждения природных катастроф с учетом данных геодинамики;
  • создание экологически чистой энергетики на основе традиционных и нетрадиционных возобновляемых источников энергии, включая регенерацию промышленных и бытовых отходов;
  • реализация программы разработки новых принципов и технических решений ядерной энергетики XXI в.;
  • создание высокоэффективных устройств детекции наркотических веществ и препаратов.

     В условиях нынешнего дефицита ресурсов формирование приоритетов в МНТС на государственном уровне должно исходить прежде всего из задач обеспечения безопасности страны, разработки технологий с высоким уровнем коммерциализации, реализации социально значимых проектов и технологического обновления отечественной промышленности.

     Принимая  во внимание геополитическую ситуацию и внешнеполитические интересы России, целесообразно сосредоточить усилия на преимущественном развитии научно-технических отношений с Беларусью, другими странами СНГ, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Со странами других регионов научно-технические отношения следует поддерживать на уровне «разумной достаточности»

Информация о работе Международный обмен технологиями