Международный обмен технологиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Если выделить из области торгово-экономических отношений обмен сырьевыми и продовольственными товарами, которые так или иначе связаны с географическими, климатическими условиями и наличием полезных ископаемых, то оставшаяся часть внешнеэкономических связей в сегодняшнем мире явится следствием международного разделения труда, базирующегося на неравномерном развитии различных видов технологии, уровень которой определяет конкурентоспособность товаров на рынке, их качество и себестоимость, а, следовательно, и получение прибыли при реализации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международный обмен технологиями 4
1.1. Мировой рынок с технологиями: структура и особенности 4
1.2. Экономический обзор мирового рынка информационных
технологий (ИТ) 5
1.3. Некоторые особенности международного технологического рынка 8
Глава 2. Современные формы международного производственно-
технического сотрудничества 11
2.1 Основные формы международной передачи технологий 11
2.2. Россия и международный рынок технологий 21
2.3. Перспективы МНТС России 24
Заключение 31
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

МЭО.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

1.3. Некоторые особенности международного технологического рынка 

     Рынок высокотехнологичной продукции  прочно удерживают три страны, являющиеся ведущими агентами мировой технологической торговли. Это США, Германия и Япония. Ежегодный объем экспорта данной продукции приходящейся на эти страны составляет 700, 530 и 400 млрд. долл. соответственно.

     К концу века наука окончательно стала  рассматриваться в качестве фактора производства. В США ежегодные расходы на НИОКР к 2008 г. достигли 150 млрд. долларов. Из них половина - частные инвестиции в рамках ТНК. К примеру, у "General Motors" вложено 7 млрд. долл., у "Ford Motors" - 5,2, у "IBM" - 3,4 млрд. долл. Если учесть, что расходы на НИОКР в высокотехнологичных компаниях составляют до 4%, а в фармакологии до 7% от ежегодного оборота, то появляются колоссальные показатели по деятельности ТНК. Так ежегодный оборот "IBM" доходит до 90 млрд. долларов. Такие средства совместно с перспективной государственной инновационной политикой позволяют подавать в год до 3000 заявок от корпорации. Отдача от одной только лицензионной торговли в 2000 году для "IBM" составила 1,5 млрд. долларов.

     В СССР также существовала система сбора и обработки научно-технической информации. Государственный комитет по науке и технике ежегодно приобретал полтора миллиона иностранных научно-технических журналов. Ежегодно около трех с половиной тысяч специалистов отправлялось за рубеж для изучения научных достижений.

     В 80-е годы Советский Союз получил на Западе более 30 тысяч видов новейшего оборудования и около 400 тысяч единиц технологической документации. По оценке французских служб, благодаря полученным материалам советский оборонно-промышленный комплекс сэкономил 6,5 млрд. франков, что эквивалентно годовой отдаче от работы 100 тысяч научных сотрудников.

     В 90-х годах в России наблюдалась  уже противоположная тенденция: "…Приватизация предприятий военно-промышленного  комплекса привела к массовой утечке новейших технологий, уникальных научно-технических достижений практически даром на Запад. В целом Запад приобрел в России столь большой объем новых технологий, что НАТО учредила для их обработки специальную программу…" Таково совместное заявление российских спецслужб сделанное в августе 1994 года. [9, c.24]

     В отношении инновационного цикла, в  мире существует требование по его  минимизации. В России он продолжает удлиняться. Вследствие одного этого страна утрачивает позиции на рынке высоких технологий. Сейчас, как указывалось ранее, около 30% этого рынка принадлежит США, 20% - странам ЕС и Японии и лишь 0,3% - России. Более того, в России наблюдается спад НТР: 60 из 264 технологий, признанных у нас современными, признанны современными и в ПРС. Только 17 российских технологий находятся на уровне передовых коммерциализированных технологий мирового рынка.

     В докладе Мирового экономического форума утверждается, что среди 49 стран, производящих 94% валового продукта мировой экономики, Россия по "индексу технологий" - показателю доли конкурентоспособной продукции на мировом рынке - занимает сейчас последнее место. Одной из главных причин такого положения международные эксперты считают сокращение интеллектуального потенциала общества.

     Хотя  экономический рост в настоящее  время в большой степени зависит от совершенствования информационных технологий (оценочно - на 70-80%), в России объем направляемых на их развитие инвестиций крайне мал: всего около 50 долл. на душу населения (в США свыше 800 долл., в Швейцарии - более 1000). В целом, за последние 10 лет российский уровень изобретательной активности снизился на 90%.[10, c.14]

 

Глава 2. Современные формы международного производственно-технического сотрудничества

2.1 Основные формы  международной передачи  технологий 

      Лицензионная  торговля

      Основной  формой международной передачи технологий является лицензионная торговля, которая осуществляется на основе лицензионных соглашений. Термин «лицензия» в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия.

      Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предметы лицензии, которыми являются:

      – запатентованные изобретения,

      – промышленные образцы,

      – товарные знаки,

      – ноу-хау, т. е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной.

      Изобретением признается техническое решение, обладающее новизной. Под техническим решением в широком смысле понимается практическое средство удовлетворения определенных потребностей.

      Техническое решение необязательно должно сопровождаться теоретическим обоснованием. Оно считается новым при условии, что его сущность не была раскрыта ранее в данной стране или за границей настолько, что стало возможным его осуществление. Раскрытие сущности решения может произойти посредством либо опубликования, либо демонстрации, либо в результате открытого применения. Во всех этих случаях становится доступным копирование решения, что влечет за собой утрату им новизны.

      Техническое решение признается обладающим существенными  отличиями, если оно характеризуется новой совокупностью признаков, дающих положительный эффект, например:

      а) все признаки являются новыми;

      б) часть признаков является новой, а часть – известной;

      в) все признаки являются известными, а их сочетание – новыми.

      Сходные однородные изобретения называются аналогами, а наиболее близкий из них к предложенному новому техническому решению – прототипом. Несущественные отличия в новом техническом решении не позволяют считать его изобретением, например использование эквивалентных средств.

      Промышленным  образцом (industrial design) признается новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент) продуктов труда. На промышленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенты.

      Товарный  знак (trademark) – это зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквенное или графическое изображение. Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания.

      Патенты на изобретения и промышленные образцы, сертификаты, подтверждающие регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, охраняемые Парижской конвенцией 1883 г., относятся к промышленной собственности.

      Промышленная  собственность вместе с авторскими правами образует понятие интеллектуальной собственности.

      Авторское право (copyright) распространяется на любые творческие произведения независимо от формы, назначения и достоинств произведения (лекции, доклады, статьи, брошюры, книги, технические описания, инструкции по эксплуатации, иллюстрации любого вида, рисунки, плакаты, фотографии и т.п.). Это право означает, что без согласия автора или его правопреемников никто не может ни в каком виде воспроизводить или любым иным образом использовать охраняемые правом объекты. Авторские права охраняются национальными законами, а на международном уровне – Бернской конвенцией 1886 г. и Всемирной конвенцией 1952 г.

      Наряду  с патентными лицензиями существуют и беспатентные лицензии на ноу-хау (непатентованное научно-техническое достижение и производственный опыт конфиденциального характера), владелец которого обладает естественной монополией в отличие от владельца запатентованного изобретения. Впервые этот термин был применен в США. [5, c.19]

      В отличие от запатентованного изобретения  ноу-хау не пользуется особой правовой охраной, поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая тайна. Ноу-хау могут включать:

      – предметы – образцы изделий, незапатентованные промышленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструменты, приспособления и т.д.;

      – техническую документацию – формулы, расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения и т.д.;

      – инструкции – пояснения, касающиеся конструкции производства или применения изделия, процесса производства, производственных навыков, практических советов; сведения об организации работы и данные, помогающие в решении экономических вопросов.

      В международной практике наиболее часто  встречаются патентные лицензии с одновременной передачей ноу-хау и оказанием технической помощи в налаживании производства. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачу ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т. е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.

      При заключении договоров на ноу-хау  не действует патентная защита, поэтому  особое значение в данном виде лицензионных соглашений имеют условия о неразглашении ноу-хау как в период срока действия лицензионного соглашения, так и после его окончания. В этой связи в соглашении иногда оговаривается порядок ознакомления с ноу-хау сотрудников лицензиата.

      Наиболее  характерными условиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании ноу-хау, являются:

      – не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение  срока действия соглашения и в  среднем до 5 лет после окончания  этого срока;

      – указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы;

      – не предоставлять сублицензии на ноу-хау, так как это может повлечь  за собой его утрату.

      Помимо  патентных и беспатентных выделяют самостоятельные («чистые») и сопутствующие лицензии. Самостоятельные лицензии предполагают передачу технологии или технических разработок независимо от их материального носителя. Сопутствующие лицензии имеют независимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг.

      Продажа лицензий позволяет существенно  ускорить процесс освоения нового рынка  и хотя бы частично возместить собственные  расходы на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых изделий продать лицензию на право их производства, например в случаях, когда возникают проблемы, связанные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объема собственного производства или выходом на внешний рынок. Развитию собственного производства может препятствовать множество причин – от нехватки сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала и производственных площадей.

      Препятствием  для экспорта изделий нередко  является протекционистская политика правительства страны, в которую предполагаются их поставки: высокие таможенные пошлины, импортные квоты, поощрение ввоза изделий в разобранном виде (с целью развития национальной промышленности).

      Во  всех этих случаях продажа лицензий – один из путей выхода на местный рынок, так же как создание в данной стране филиала фирмы-экспортера. Следует отметить, что при продаже лицензии обычно предусматривается поставка материалов, узлов и деталей для выпуска продукции. Таким образом, лицензионная торговля оказывается действенным стимулом для сбыта собственной продукции.

      В зависимости от объема прав, предоставляемых  лицензионным соглашением покупателю и продавцу, различают простую, исключительную и полную лицензии. Простая лицензия оставляет за продавцом право предоставлять аналогичные лицензии третьей стороне. Исключительная лицензия предоставляет покупателю монопольное право на использование данной технологии, а продавец не может ни самостоятельно использовать запатентованную технологию, ни передавать ее третьим лицам на данной территории. В случае полной лицензии продавец полностью лишается права использовать объект лицензии.

      Поскольку основной поток новых технологий идет из развитых стран в развивающиеся, правительства последних иногда вмешиваются в процесс ценообразования, ограничивая верхний предел цены по лицензионному соглашению.

      Многие  технологии продаются лицензиаром  контролируемым организациям – зарубежным филиалам многонациональных компаний или их дочерним фирмам. Последние, выступая в роли юридически самостоятельного лица, обеспечивают защиту интеллектуальной собственности, когда владение становится долевым, а также позволяют избегать ограничений по размерам платежей или валюте.

Информация о работе Международный обмен технологиями