Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:50, курсовая работа
Международный лизинг является источником привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь. Это особенно актуально на современном этапе. Преимуществом международного лизинга является возможность предоставления предприятиям непосредственно современных средств производства без крупных единовременных затрат. Особую значимость это имеет для развития малого и среднего предпринимательства в Республики Беларусь.
Введение
Глава 1. Понятие договора международного лизинга
1.1 История развития лизинга
1.2 Понятие договора международного финансового лизинга
Глава 2. Правовое регулирование и развитие международного лизинга в республике Беларусь
2.1 Нормативно-правовая база осуществления лизинговой деятельности на территории Республики Беларусь
2.2 Характеристика лизинговых операций в Республике Беларусь
2.3 Перспективы развития международного лизинга в Республике Беларусь
2.4 Создание совместных лизинговых компаний
Заключение
Список использованных источников
Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Подписана в г. Оттава (Канада) 28.05.1988г. Свое участие в Конвенции Республика Беларусь оформила в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 02.07.1998г. №352 "О присоединении Республики Беларусь к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге".
Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге была заключена, как попытка унификации основных положений, касающихся операций международного лизинга. Необходимость ее принятия была вызвана, прежде всего, тем, что разные законодательные системы рассматривали лизинговые сделки с различных позиций. Конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров, заключаемых в связи с операциями по лизингу, сторонами которых являются коммерческие организации из разных стран, присоединившихся к Конвенции (в соответствии с оговоренной в ней процедурой). К настоящему моменту таких стран девять: Беларусь, Венгрия, Италия, Латвия, Нигерия, Панама, Россия, Узбекистан, Франция.
Конвенция не противоречит
белорусскому законодательству и не
требует внесения изменений в
действующие законодательные
Конвенция о межгосударственном лизинге. Подписана 25.11.1998г. и ратифицирована Законом Республики Беларусь от 09.11.1999г. №309-3 "О ратификации Конвенции о межгосударственном лизинге".
Регулирует юридическую сторону лизинговых отношений между субъектами хозяйствования государств, входящих в СНГ и подписавших данную Конвенцию. В настоящее время таких государств пять: Армения, Беларусь, Кыргызстан, Таджикистан, Украина. К сожалению, к данной Конвенции не присоединилась Россия, что не может не сказаться на развитии межгосударственного лизинга между нашими странами.
Следует отметить, что нормы
двух последних актов могут быть
применены только к лизинговым договорам,
носящим интернациональный
Несмотря на то, что обе
Конвенции по большому счету не имеют
юридического значения для сделок между
резидентами Республики Беларусь, оба
документа достаточно интересны
в плане детализации отдельных
вопросов лизинговой деятельности, не
совсем четко оговоренных в
Во многих странах финансовый
инструмент лизинга используется, прежде
всего, благодаря своим налоговым
льготам. В целях содействия развитию
лизингового сектора в странах
с развивающейся экономикой лизинговым
операциям должен сопутствовать
режим благоприятного налогообложения,
особенно, по сравнению с другими
финансовыми инструментами. Благоприятный
режим налогообложения
Планируя осуществление лизинговых сделок в Республике Беларусь, иностранная компания - лизингодатель, должна принять во внимание некоторые проблемы налогообложения лизинговых операций, с которыми она может столкнуться. В Республике Беларусь принят ряд документов, регулирующих данные отношения.
С января 2000 года в Беларуси
была введена новая система
Одно из них заключается в том, что существует определенный перечень субъектов хозяйствования, имеющих льготу по налогу на добавленную стоимость в размере от 50 до 100%. Следовательно, они не насчитывают данный налог на стоимость реализуемой продукции, оказанных работ и услуг и не являются плательщиками данного налога. К таким субъектам хозяйствования можно отнести индивидуальных предпринимателей, предприятия, оказывающие медицинские услуги или ориентированные на экспорт, либо сельскохозяйственные (ставка налога на продукцию и услуги - 10%) и т.п. Заключая договор на лизинг с лизинговой компанией или банком, вышеупомянутые субъекты обязаны уплачивать НДС, начисленный на лизинговые платежи в размере 18%. Эта сумма реально увеличивает стоимость лизинговой услуги, так как возврат НДС, уплаченного по договору лизинга является весьма затруднительным. Можно предположить, что большинство таких предприятий будет откладывать сроки инвестирования в свой бизнес, накапливать необходимые средства на покупку основных средств, брать дорогостоящие кредиты (не пользоваться льготами, которые предлагает лизинг) либо обращаться за этими услугами к иностранным лизинговым компаниям, предлагающим лизинговые услуги без НДС, как на экспортную услугу. К последнему прибегают резиденты Беларуси, основным видом деятельности которых являются, например, международные перевозки.
Для нерезидентов Республики
Беларусь дешевле заключить договор
с лизинговой иностранной компанией,
так как с нее не будет взиматься
налог на добавленную стоимость,
поскольку компании, оказывающие
услуги лизинга на экспорт, имеют
льготу по налогу в своей стране.
Выход из сложившейся ситуации может
подсказать российский опыт. У лизингополучателей
России также возникают ситуации,
когда при реализации ими товаров
(работ, услуг) налогообложение производится
по ставке 0 или 10%. В таком случае
возникшая разница направляется
на погашение обязанностей компании-лизингополучателя
по уплате других налогов или сборов,
которые подлежат зачислению в федеральный
бюджет. Если по истечении трех месяцев
налогоплательщик все еще не полностью
компенсировал уплаченный НДС, то бюджет
должен вернуть эту разницу
В случае если лизингодатель является резидентом какой-либо страны, а лизингополучатель является нерезидентом данной страны, лизинговые платежи по заключенному договору лизинга облагаются НДС по ставке 0%.
В настоящее время иностранная
компания, не имеющая физического
присутствия в Республике Беларусь,
планирующая осуществление
В соответствии с Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь "Об утверждении правил проведения валютных операций" № 72 от 30.04.2004г. (в ред. Пост. Правления Национального банка Респ. Беларусь от 17.12.2007г) разрешено осуществление расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга), без оформления в Национальном банке Республики Беларусь отдельного разрешения на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, если срок платежа не превышает 180 дней, но "осуществление расчетов по экспорту и (или) импорту товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на срок более 180 дней, а также в случае получения (предоставления) аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки платежа по указанным объектам на срок более 180 дней", относится к валютным операциям, связанными с движением капитала.
Необходимо отметить, что валютный лизинг в последнее время стал пользоваться большей популярностью по сравнению с лизингом в белорусских рублях, так как при невысоких темпах инфляции и высоких процентных ставках по рублевым кредитам относительно низкие ставки по валютным кредитам делают валютный лизинг более привлекательным. Данное постановление также разрешило юридическим лицам - резидентам использовать иностранную валюту при расчетах по договорам финансовой аренды (лизинга) автомобильной техники, произведенной в Республике Беларусь, а также по договорам финансовой аренды (лизинга) в случае, если объект лизинга был приобретен лизингодателем за иностранную валюту.
Действующее таможенное законодательство предусматривает, что товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь по лизинговым сделкам, могут ввозиться в соответствии с двумя таможенными режимами - режим выпуска товаров для свободного обращения и режим временного ввоза товаров. В случаях, когда товары вывозятся по договорам лизинга с таможенной территории Республики Беларусь, то могут применяться соответственно режимы экспорта или временного вывоза [9, стр.133].
В настоящее время при оформлении имущества, ввозимого по договору финансового лизинга, в соответствии с режимом выпуска товаров для свободного обращения лицо, осуществляющее ввоз предмета лизинга, обязано уплатить все таможенные пошлины, платежи, а также налог на добавленную стоимость, в полном объеме. Такой подход противоречит сущности лизинга, когда право собственности до окончания действия договора лизинга, независимо от наличия опциона выкупа, остается у лизингодателя.
Порядок и условия выдачи
таможенными органами разрешений на
использование товаров в
Срок временного ввоза товаров ограничен. Предельные сроки, на которые товары могут быть временно ввезены на территорию Республики Беларусь, установлены этим же нормативным правовым актом и применительно к лизингу составляют два года.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.11 97 г. № 587 "О лизинге" при таможенном оформлении объектов лизинга в таможенном режиме свободного обращения по заявлению заинтересованного лица предоставляется рассрочка по уплате таможенных платежей, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет [3, стр.53].
Основная проблема, препятствующая
развитию лизинга в Республики Беларусь,
заключается в следующем: ввоз или
вывоз товаров на основании договоров
лизинга не имеет никаких преимуществ
по сравнению с обычным ввозом/
Описание основных проблем
практического применения некоторых
форм лизинга показывает, что все
они являются результатом недоработки
экономическо-правовой базы, регламентирующей
общественно-экономические
Однако, как отмечают эксперты,
за время уже более чем
2.2 Характеристика лизинговых операций в Республике Беларусь
Первые лизинговые компании в нашей стране появились в начале 90-х годов прошлого века. До 2004 г. в стране отсутствовала централизованная система сбора статистической информации по объемам лизинговых операций. Единственным источником информации, хотя и очень приблизительным, было анкетирование, которое проводил Белорусский союз лизингодателей [13].
По данным за 1997 г., собранным только среди членов Белорусского союза лизингодателей, объем лизинговых операций составил 460 млрд. Br (суммы указаны в неденоминированных рублях). С учетом того, что в девяностых годах около 75% рынка лизинговых услуг предоставлялись банками, общий объем лизинговых операций составил в 1997 г. около 1% от объема инвестиций в основной капитал. К концу 90-х объем лизинговых операций достиг 2% от общего объема инвестиций в основной капитал [11, стр.23].
С введением обязательной
статистической отчетности формы 1-лизинг
появилась возможность
В качестве основных количественных показателей, или индикаторов развития лизинга и его значения в экономике страны, принято использовать два показателя: доля лизинга в ВВП и доля лизинга в инвестициях в основной капитал. В оценке доли лизинга принято использовать суммарный объем нового бизнеса (СОНБ) - показатель, который применяется при исследованиях в соответствии с методикой Европейской федерации национальных лизинговых ассоциаций (Leaseurope).
Сравнительный анализ стоимости переданных в лизинг объектов в 2004-2006 гг. показывает, что рост в сопоставимых ценах составил в 2005 г. по отношению к 2004 г.30%, 2006 к 2005 г. - 38%. Стоимость переданных в лизинг объектов в 2004 г. составила 1,1% к ВВП и 5,2% к инвестициям в основной капитал, в 2005 г. - соответственно 1,1% и 4,9%, в 2006-м - 1,3% и 5,3%.
Доля лизинга в ВВП и инвестициях является своего рода индикатором роста экономики. Наиболее высокая доля лизинга в ВВП наблюдается в развивающихся странах, где больше потребность в обновлении основных фондов и создан благоприятный инвестиционный климат. И наоборот, доля лизинга в ВВП падает в странах, достигших определенной экономической стабилизации или где наблюдается спад экономики. В Европе максимальный уровень этого показателя наблюдается в Эстонии (5,17%), а средневзвешенный уровень по 50 странам составляет 1,67%, в экономически развитых странах этот показатель около 2%.