Международный кредит и его роль в развитии мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление неиспользуемого потенциала международного кредитного рынка для финансирования национальной экономики.

Для этого решаются следующие задачи:

- изучение теоретико-методологичесткие аспекты понятия «международный кредит», «международный кредитный рынок» «международные кредитные отношения»;

- проведение анализа использования ресурсов международного кредитного рынка в национальной экономике РБ;

- определение возможных способов привлечения международного кредита в экономику РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО КРЕДИТНОГО РЫНКА

1.1 Понятие и экономическая сущность международного кредита…….6

1.2 Формы и виды международного кредита…………………………….10

1.3 Структура международного кредитного рынка……………………...13

1.4 Сущность международных кредитных отношений и их роль в финансировании национальной экономики………………………………..18

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА КАК МИРОВОГО КРЕДИТОРА

2.1 Характеристика основных организаций - кредиторов…………………22

2.2 Кредитная деятельность МВФ………………………………………...…24

2.3 Деятельность группы Всемирного Банка в России……………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….....31

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

     Многие  страны стараются ограничить или строго контролировать влияние международного рынка кредитов на национальную экономику. Наиболее часто используемые при этом меры регулирования включают:

  • прямой валютный контроль;
  • операции на открытом рынке;
  • изменение учетной ставки центральным банком;
  • установление отрицательного процента по евровалютным депозитам;
  • введение обязательных резервов по евровалютным депозитам;
  • операции своп центральных банков с коммерческими банками;
  • введение двойного валютного рынка (валютного рынка с двойным режимом);
  • лимитирование иностранных требований и обязательств;
  • введение лицензий на платежи за границу.

     Все вышеназванные меры включают как  прямые, так и косвенные формы  регулирования. В частности, к косвенным  мерам относятся: регулирование  процентной ставки, введение специальных требований об обязательных резервах по отношению к иностранным депозитам, манипулирование размерами форвардного покрытия. Форвардное покрытие в данном случае представляет собой процентную надбавку к курсу покупаемой валюты. Среди прямых форм валютного контроля наиболее распространенными являются установление квот на иностранные активы или обязательства коммерческих банков, лимитирование новых иностранных инвестиций [6, c.523]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4 Сущность международных  кредитных отношений  и их роль в финансировании национальной экономики 

     Международные кредитные отношения можно разделить  на государственные (с участием государства  в роли кредитора или заемщика) и негосударственные (банки и  небанковские учреждения). Государство  может выступать как в роли кредитора, так и в роли заемщика. В первом случае международная кредитная деятельность государства зависит от степени экономического развития страны. Если страна относится к государствам с развитой экономикой, как, например, страны G7 (“большой семерки”), то кредитная деятельность государства осуществляется по не скольким направлениям.

     Во-первых, государственные международные  кредитные отношения осуществляются в рамках государственной внешней  политики.

     Во-вторых, государственные интересы развитых стран тесно связаны с приоритетами частного сектора, к примеру, крупных  транснациональных корпораций. Поэтому  государственные инвестиции или  кредиты в развивающиеся страны часто являются дополняющими частные  капиталовложения.

     В-третьих, развитые страны проводят широкое международное  кредитование, поскольку могут это  делать. Они обладают соответствующей  финансовой возможностью. Никто кроме  них не способен предоставить крупные  средства на финансирование и кредитование решения глобальных проблем: исследование озонового слоя, освоение космоса, борьбу с бедностью, лечение раковых заболеваний и СПИДа и пр.

     В-четвертых, международные кредитные отношения  развиваются благодаря желанию  любого финансового субъекта получить прибыль. Появившиеся новые рынки и новые возможности привлекают государственные финансовые потоки. Кроме того, власти развитых стран участвуют в операциях на мировых финансовых рынках [16, c.25]

     Если  страна относится к государствам с менее развитой экономикой, к развивающимся странам, странам с переходной экономикой и другим, которых большинство, то она преимущественно является заемщиком, а не кредитором. Экспорт капитала из таких стран маловероятен из-за недостатка средств на проведение международных финансовых операций на мировых финансовых рынках или национальных рынках развитых стран. Однако в период получения страной высоких доходов она пытается сохранить полученные средства, размещая их на рынках капиталов развитых стран как в государственные, так и в частные ценные бумаги.

     Традиционно любое государство чаще всего  выступает заемщиком, нежели кредитором. Нехватка собственных финансовых ресурсов для проведения экономической политики вынуждает страны обращаться к внешним  заемным средствам. Внешнее финансирование государства включает в себя следующие важные звенья:

     — международное финансирование —  займы на мировых финансовых рынках (выпуск суверенных еврооблигаций);

     — кредиты международных финансовых организаций (МВФ, Группы Всемирного банка, региональных фондов и банков);

     — двусторонние и многосторонние кредиты  других государств, иностранных банков и компаний (проектное финансирование и др.);

     — иностранное инвестирование (прямое и портфельное) на национальном рынке (продажа государственной собственности, выпуск государственных облигаций на национальном рынке);

     — финансовая помощь (гранты на развитие отраслей и пр.) [16, c,28].

     Значение  и необходимость международного кредита для государства определяется природой функционирования государственных  финансов. Бюджетный дефицит требует финансирования из различных источников, и в том числе из внешних. Развитые страны могут позволить себе большой бюджетный дефицит для стимулирования экономического роста, поскольку всегда могут найти платежеспособные внутренние источники, например дееспособный внутренний рынок капиталов, для покрытия дефицита. Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой не имеют такой возможности. Поэтому часто они вынуждены финансировать бюджетный дефицит, прибегая к международному кредитованию.

     Необходимость международного кредита для банковских и небанковских кредитно-финансовых учреждений связана с самой банковской деятельностью. Банки при свободе  движения капиталов привлекают и  размещают средства там, где они  могут быть наиболее рационально использованы: для получения высокой прибыли или стабильного дохода. В результате это приводит к росту конкуренции за предоставление банковских услуг, повышению качества кредитного обслуживания, достижению мировых стандартов в банковской сфере и способствует преодолению различий в уровне развития кредитных учреждений [16, c.29]

       Производственный и иные сектора  используют международный кредит  как дополнительный источник  при развитости внутреннего кредитования  или как основной при неразвитости  национального рынка ссудных капиталов для расширенного воспроизводства.

     Международный кредит, как правило, размещается  в наиболее прибыльные отрасли, что  приводит к диспропорциям в экономике. Иностранный капитал редко учитывает  национальные интересы. Малейшая угроза прибыли провоцирует капитал на перемещение в другие страны. Такая мобильность дестабилизирует платежный баланс, валютный курс, кредитную систему и в целом национальную и мировую экономику. В этой связи международный кредит должен быть прозрачным, целевым, срочным с преобладанием прямых инвестиций.

     С другой стороны, государство может  нерационально использовать международные  кредитные ресурсы. Вложение международных  кредитных ресурсов в непроизводственную сферу, в потребление, на содержание государственного аппарата и так далее приводит к тому, что возврат основной суммы долга и уплата процентов по нему осуществляются не за счет созданного с использованием их эквивалента, и в конечном итоге это сказывается на сокращении ВВП страны. В этом случае международный кредит и его несвоевременное обслуживание может лечь тяжким бременем на будущие поколения. И наоборот, созданные же за его счет материальные и иные блага могут компенсировать будущим поколениям издержки возврата кредита. Например, построенные за счет средств международного кредитования заводы, предприятия, больницы позволят извлекать преимущества от его использования, то есть издержки по международному кредиту будут ниже получаемых выгод [16, c.30].

     Международный кредитный рынок является неотъемлемой частью мирового финансового рынка и находится в постоянном взаимодействии с ним. Многие инструменты международного кредитного рынка тесно связаны с осуществлением торговых, валютных и финансовых операций на международных рынках.

     В силу того, что развитые страны имеют «свободные» ресурсы и могут позволить себе кредитовать экономики тех государств, которые в этом нуждаются, а развивающиеся страны и страны с переходной экономикой остро нуждаются в финансовых резервах, осуществляется взаимовыгодное сотрудничество на международном кредитном рынке.

     При грамотном использовании возможностей международного кредитования у государства  в целом и у отдельных предприятий  появляется дополнительный источник финансирования инвестиций, торговли, промышленности. Нерациональное использование международных кредитов может привести к диспропорциям в экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА КАК МИРОВОГО КРЕДИТОРА.
 
 

    2.1 Характеристика основных организаций - кредиторов. 
     

    В современных условиях обострения конкуренции  в международной торговле каждое государство стремится создать  условия для повышения конкурентоспособности  отечественных экспортеров. В этих целях государство во многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по рефинансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В одних странах созданы специальные государственные и полугосударственные   (смешанные с участием частного капитала) банковские институты внешнеторгового кредитования, в других - банковские консорциумы, перед которыми ставится задача создания благоприятных условий рефинансирования внешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке.

    Возрастающую  роль в сфере международного кредита  играют международные и региональные финансово-кредитные институты: Международный банк реконструкции и развития (Мировой банк), Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой банк с его двумя филиалами - Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международной ассоциацией развития (МАР). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные операции банков развития реализуется как кредиты различным, прежде всего развивающимся странам.

    Международный банк реконструкции и развития (МБРР) создан для кредитования развивающихся  стран со средним уровнем дохода. Одновременно содействует привлечению  инвестиций из других источников. Источником кредитования являются средства, заимствованные на международном рынке капитала. Особенностью кредитования МБРР является так называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными. При этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты A и кредиты B. Кредиты A полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты B предоставляются банком как участником международного банковского консорциума, создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах 10-25%.

    Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. Международная финансовая корпорация (МФК) создана для поддержки частных предприятий в развивающихся странах посредством предоставления кредитов и привлечения средств частных инвесторов. Является своеобразным катализатором притока инвестиций в развивающиеся страны. Не принимает гарантий правительства. Около 80% средств МФК получает на международных финансовых рынках посредством выпуска облигаций, а оставшиеся 20% предоставляет МБРР. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный капитал из других источников.

    Другой  филиал МБРР - МАР предоставляет  наиболее мягкие кредиты только для  экономически слаборазвитых стран, которые не могут использовать займы МБРР, сроком на десятилетия под проценты, значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров, входящих во Всемирный банк.

    Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) присоединен к группе Всемирного банка для предоставления арбитражных услуг в процессе разрешения споров инвестиционного характера между иностранными инвесторами и правительствами стран-заемщиков.

Информация о работе Международный кредит и его роль в развитии мировой экономики