Международные теории мировой экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить теории международной конкурентоспособности страны.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Выяснить понятие международной торговли;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
I.Понятие международной торговли………………..................................................5
II.Теории международной торговли……………………………………………......6
1.Теория абсолютных преимуществ Адама Смита………………………………..7
2.Теория сравнительных преимуществ Давида Риккардо…………………….......8
3. Меркантилистская теория международной торговли…………………………..9
4. Теория Хекшера-Олина-Самуэльсона………………………………………….10
5. Теория международной торговли Леонтьева…………………………………..12
6. Неотехнологическая теория внешней торговли……………………………….12
7. Теория фирмы……………………………………………………………………14
8. Теория международной конкурентоспособности нации……………………..15
9. Теорема Рыбчинского…………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………….17
III. Задача Вариант № 5…………………………………………………………….19
Список используемой литературы………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 46.89 Кб (Скачать)

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….......3

I.Понятие международной торговли………………..................................................5

II.Теории международной торговли……………………………………………......6

1.Теория  абсолютных преимуществ Адама  Смита………………………………..7

2.Теория сравнительных преимуществ Давида Риккардо…………………….......8

3. Меркантилистская  теория международной торговли…………………………..9

4. Теория  Хекшера-Олина-Самуэльсона………………………………………….10

5. Теория  международной торговли Леонтьева…………………………………..12

6. Неотехнологическая  теория внешней торговли……………………………….12

7. Теория  фирмы……………………………………………………………………14

8. Теория  международной конкурентоспособности нации……………………..15

9. Теорема  Рыбчинского…………………………………………………………...16

Заключение………………………………………………………………………….17

III. Задача Вариант № 5…………………………………………………………….19

Список используемой литературы………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из наиболее важных форм международных  экономических отношений является международная торговля. Актуальность темы заключается в том, что международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Она существовала еще до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Международный торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделения труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгового  экономического сотрудничества.

 Развитие  международной торговли создало  экономические условия для развития  машинного производства, которое  могло расти на базе импортного  сырья и массового заморского  спроса. Международная торговля  занимает ведущее место в системе  всемирных экономических отношений.  На протяжении всего послевоенного  периода объемы мировой торговли  быстро увеличивались, а их  среднегодовые темпы роста в  1,5 раза превышали темпы роста  мирового объема производства. В  результате внешняя торговля  стала мощным фактором экономического  роста, и значительно возросла  зависимость стран от международного  товарообмена.  

Цель работы – изучить теории международной  конкурентоспособности страны.

Для достижения поставленной цели необходимо решение  следующих задач:

  1. Выяснить понятие международной торговли;
  2. Какие существуют теории международной конкуренции, в чём их суть;
  3. Какую роль играет международная торговля в экономической сфере страны.

В качестве предмета изучения в данном случае выступают международные  экономические отношения (МЭО) и  механизмы их осуществления.

Совершенно  естественно, что развитие мировой  торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. Теория международной торговли дает представление о том, что находится  в основе этого выигрыша от внешней  торговли или чем определяются направления  внешнеторговых потоков. Международная  торговля служит инструментом, посредством  которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом  увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Международная торговля - это система международных  товарно-денежных и экономических  отношений, складывающаяся из внешней  торговли всех стран мира. Для России основной формой сотрудничества являются внешнеторговые операции: привлечение  иностранных инвестиций и создание совместных предприятий, международных  объединений и организаций, сотрудничество на компенсационной основе, кредитные  соглашения, переработка давальческого  сырья, лицензионная торговля, международный  лизинг,  прибрежная и приграничная торговля, создание свободных экономических  зон, компенсационные перевозки  с участием более чем двух стран, иностранный туризм и др. Международная  торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных  связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта. Современная международная торговля -  торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров, и участвуют различные юридические лица - корпорации, их объединения, государства.  Торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и,  увеличивать общий объем производства. Экономические и политические риски в международной торговле, обусловленные географическими, политическими, национальными факторами. Современная международная торговля имеет динамичный характер. Структура и объем экспорта, импорта товарооборота различных стран и регионов мира непрерывно меняется.

На достаточно стабильный, устойчивый рост международной  торговли оказали влияние ряд факторов:

  • стабилизация межгосударственных отношений в условиях мира;
  • развитие МРТ и интернационализация производства и капитала;
  • НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
  • активная деятельность международных корпораций на мировом рынке;
  • возникновение новой коммерческой реальности - общемирового рынка для стандартизированных товаров;
  • регулирование международной торговли посредством международных торговых соглашений, принятых в рамках ГАТТ/ВТО;
  • деятельность международных финансово-экономических организаций;
  • стабилизирующая деятельность Мирового банка в отношении мировой экономики;
  • либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование «свободных экономические зон»;
  • развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование «общих рынков», зон свободной торговли;
  • получение политической независимости бывшими колониальными странами. Выделение из их числа стран с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

 

  1. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Классические и неоклассические  теории имеют один существенный недостаток: для того, чтобы подтвердить их практикой, нужно выдержать множество ограничений и допущений, которые в реальной жизни, к сожалению, осуществить – сложно,  это привело к активному поиску новых теорий, объясняющих различные проблемы внешней торговли в современных условиях. 

 

  1. ТЕОРИЯ АБСОЛЮТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 

АДАМА СМИТА

 

Впервые политика фритредерства  была определена А. Смитом при обосновании  им теории международной торговли, доказывающей необходимость либерализации условий ввоза заграничных товаров путем ослабления таможенных ограничений. А. Смит доказывал необходимость и важность внешней торговли, подчеркивая, что «обмен благоприятен для каждой страны; каждая страна находит в нем абсолютное преимущество». Анализ А. Смита явился исходной точкой классической теории, которая служит основой для всех видов политики свободной торговли.

Д. Риккардо дополнил и развил идеи А. Смита. Он показал, почему нации торгуют, в каких пределах наиболее выгоден обмен  между двумя странами, выделяя критерии международной специализации. В интересах каждой страны, считает Д. Риккардо, специализироваться на производстве, в котором она, имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость, и для которого относительная выгода является наибольшей.

Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных  её гражданам. Если какая-либо страна может  производить тот или иной товар  больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы  страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать  в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей  силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более  эффективных методов работы. Естественные преимущества: климат; территория; ресурсы. Приобретённые преимущества: технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

 

 

  1. ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 

ДАВИДА РИККАРДО

 

Д. Риккардо доказал, что  международный обмен возможен и  желателен в интересах всех стран. Он определил ценовую зону, внутри которой обмен выгоден для  каждого.

А. Смит утверждал, что наибольшую выгоду получат те страны, которые активно участвуют в международном разделении труда. Страна, имеющая определенные  преимущества в производстве какого-либо товара.

Сущность  теории - специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна, и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объема производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

Принцип сравнительного преимущества, будучи распространен на любое число  стран и любое число товаров, может иметь всеобщее значение.

Серьезным недостатком теории  сравнительного преимущества является его статичность. Эта теория игнорирует любые колебания цен и заработной платы, она абстрагируется от любых  инфляционных и дефляционных разрывов на промежуточных стадиях, от всевозможных проблем платежных балансов. Теория исходит, что если рабочие покидают одну отрасль, то они не превращаются в хронически безработных, а  переходят  в другую отрасль, более производительную. Не удивительно, что эта абстрактная теория сильно скомпрометировала себя во время «Великой депрессии». Некоторое время назад ее престиж вновь начал восстанавливаться. Теория сравнительного преимущества является стройной и логичной теорией. При всей своей чрезмерной упрощенности она имеет очень важное значение. Нация, игнорирующая принцип сравнительного преимущества, может поплатиться за это дорогой ценой — снижением жизненного уровня и замедлением потенциальных темпов экономического роста.

 

  1. МЕРКАНТИЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Из теорий международной  торговли первой появилась меркантилистская теория, разработанная и проводившаяся в жизнь в XVI-XVII вв. Сторонники этой теории не учитывали выгоды, которую в ходе международного разделения труда страны получают от импорта иностранных товаров и услуг, а экономически оправданным считали только экспорт. Поэтому меркантилисты считали, что стране нужно ограничивать импорт (кроме импорта сырья) и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт, готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). Приток золота в страну в результате положительного торгового баланса увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

Главным недостатком этой теории следует считать представление меркантилистов, идущее еще от средневековья, что экономии выгода одних участников товарообменной сделки  оборачивается экономическим ущербом для других (стран-импортеров). К главному достоинству меркантилизма можно отнести разработанную им политической поддержки экспорта, которая, сочеталась,  с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов России наиболее ярким меркантилистом был, вероятно, который всячески поощрял российскую промышленность порт товаров, в том числе через высокие ввозные пошлины, кучу привилегий отечественным монополистам.

Информация о работе Международные теории мировой экономики