Международные отношения в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 20:13, реферат

Описание работы

В условиях отсутствия альтернатив люди во многом смирились с этой ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции на сложившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной. Некогда образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических по сути стремлениях, к сожалению были и есть перекосы. В частности, это проявилось в стремлении в ряде республик обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций.

Содержание

Введение

1.Исторические предпосылки национальных конфликтов на территории бывшего СССР

2.Подход к проблеме

3.Межнациональная напряженность

в региональном аспекте

4.Заключение

Работа содержит 1 файл

Социология.docx

— 39.12 Кб (Скачать)

По мнению львиной доли респондентов национальные проблемы следует решать в рамках культурно - национальных автономий. Против выхода республики (края, области) из состава России выступают от 60% до 80% в разных группах населения. Примерно столько же отрицательно относятся к изменению федеральных рубежей административно - территориального деления.

Подавляющую приверженность идее сохранения целостности государства  подтверждают и данные, которые приводятся в табл.4.

Признание Федерации  в настоящих границах значительным большинством всех опрошенных и выражение  готовности защищать ее в случае необходимости(около 70%) заключают в себе прочные опоры для развития идеологии государственного(традиционно-евразийского) патриотизма, нужду в которой необычайно остро испытывает теперь страна. На этой основе Россия, безусловно, сумеет продолжить свою историческую миссию 'собирательницы народов' и гаранта их безопасности.

Заключение.

Вышеизложенное, думается, позволяет не только понять основные тенденции нашего национального  бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторые общие  выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся межнациональной консолидации россиян, укрепления государственности  и единства России:

- Общий рост недовольства  существующим положением(социально-экономическим в первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм ' протестного реагирования' в различных областях общественной практике, в том числе и национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического реформирования усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует в конечном счете центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности российского национального федеративного государства.

- Явственно ощущается  необходимость разработки научной  теории гармонизации национальных  отношений и соответствующей  ей программы жизнедеятельности  общества на переходный период  и отдаленную перспективу. Фундамент  концептуального подхода должны  составить идеи национального  центризма(избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его аспектах) и демократического федерализма(обеспечение всем национально- и административно-территориальным единицам подлинного равноправия).

- Программа практических  действий обязана исходить из  юридического и практического  соблюдения национальных и региональных  интересов каждого субъекта Федерации.  Лишь благодаря этому может  быть преодолена асимметричность  нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают  согласование и разграничение  полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города), а также освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями, регионами с учетом опыта стран, входящих в СНГ, других европейских государств.

- Важно обратить  серьезное внимание на массовое  ущемление потребностей и нужд  этнического характера, выявленное  в большинстве регионов. Данное  обстоятельство, если ситуация не  изменится, очевидно, активизирует  как титульные нации, так и  национальные меньшинства в отстаивании  первыми своих прерогатив, а вторыми  элементарных прав, причем любыми  способами, не исключая насилие.  Низкая оценка собственного национального  статуса русскими, их озабоченность  своим будущим в отдельных  регионах чреваты возникновением  синдрома социальной обиды, расширением  масштабов русского национального  движения, более жестким противодействием  антирусским настроениям и акциям.

- Государственная  политика призвана стать в  большей мере, чем когда бы  то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного  Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.

Все это даст возможность  не только правильно оценить сложившуюся  ситуацию, но и во многом предвидеть ее развитие, а значит - преуспеть  в предупреждении межнациональных  трений и конфликтов. Такая работа в регионах лишь начинается. Вот  почему взаимодействие и кооперация социологических служб в Центре и на местах, как и возобновление  научных связей с социологами  ближнего зарубежья, были бы очень полезными  и продуктивными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Международные отношения в современной России