Международные лизинговые операции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является оценка современного состояния международного лизинга в России.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Охарактеризовать понятие международного лизинга.
2. Рассмотреть классификацию международных лизинговых сделок.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА 5
1.1. Понятие международного лизинга 5
1.2. Классификация международных лизинговых сделок 8
1.3. Организация международных лизинговых отношений 13
2. ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА В РОССИИ 19
2.1. Правовое регулирование международных лизинговых операций в России 19
2.1.1. Законодательное обеспечение 19
2.1.2. Таможенное регулирование 21
2.2. Современное состояние и перспективы развития 23
международного лизинга в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Международные лизинговые операции.docx

— 167.69 Кб (Скачать)

В настоящее время на территории России действует ряд нормативных  документов регулирующих лизинговую деятельность. Основными из них являются12:

  1. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  2. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе». Редакция от 27.05.2000.
  3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в российской федерации».
  5. «Таможенный кодекс Российской Федерации» от 28.05.2003 № 61-ФЗ.
  6. Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О лизинге».
  7. Федеральный закон от 08.02.1998 № 16-ФЗ «О присоединении российской федерации к конвенции УНИДРУА о между народном финансовом лизинге».
  8. «Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге». Заключена в г. Оттаве 28.05.1988.

Конвенция УНИДРУА о международном  лизинге была заключена в 1988 году как попытка унификации основных положений, касающихся операций международного лизинга. Необходимость ее принятия была вызвана, прежде всего, тем, что  разные законодательные системы  рассматривали лизинговые сделки с  различных позиций.

Россия присоединилась к  Конвенции 8 февраля 1998 года. В настоящее  время участниками Конвенции  является 8 стран - Россия, Беларусь, Венгрия, Италия, Латвия, Нигерия, Панама и Франция.

Присоединение к любому международному договору предполагает приведение национального  законодательства в соответствие с  положениями этого договора, поэтому  после присоединения к Конвенции, Россия произвела реформирование налогового, валютного, таможенного законодательства в части лизинговой деятельности13.

При разработке российского  законодательства были использованы многие нормы, закрепленные в Конвенции, хотя и существуют некоторые различия, которые имеются в регулировании  лизинга российским законодательством и Конвенцией. Существующая законодательная база устанавливает определенные границы для лизингового бизнеса, но будучи довольно схожей с западной, она позволяет международным лизинговым компаниям вести бизнес в привычной для них среде.

Российские лизинговые компании стараются оказывать влияние  на процесс формирования законодательной  базы. Так одним из направлений  для них является отделения возмещения, которое может быть получено лизингодателем от общего случая возмещения по существующему  законодательству. В последнем случае возмещение средств лизинговой компании ограничено задолженностью лизингополучателя  в момент невыполнения им своих обязательств и данное положение не позволяет  надеяться на возмещения дополнительного  ущерба или возмещения дополнительных расходов понесенных лизинговой компанией.

2.1.2. Таможенное регулирование

Действующее российское таможенное законодательство предусматривает, что  товары, ввозимые на территорию России по лизинговым сделкам, могут ввозиться  в соответствии с двумя таможенными  режимами - режим выпуска товаров  для свободного обращения и режим  временного ввоза товаров14. В случаях, когда товары вывозятся по договорам лизинга с таможенной территории Российской Федерации, то могут применяться соответственно режимы экспорта или временного вывоза.

В соответствии с режимом  выпуска товаров для свободного обращения лицо, осуществляющее ввоз предмета лизинга, обязано уплатить все таможенные пошлины, платежи, а  также налог на добавленную стоимость, в полном объеме.

Предмет лизинга, ввезенный  в режиме выпуска для свободного обращения, может быть вывезен только в режиме экспорта, что подразумевает  уплату таможенных платежей на основании  Таможенного Кодекса РФ. Экспорт  товаров осуществляется при условии  оплаты вывозных таможенных пошлин и  внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

Таможенное оформление товаров, являющихся предметом лизинговых соглашений, может также осуществляться в  режиме временного ввоза или вывоза. При применении этого таможенного  режима временно ввозимые или вывозимые  товары подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов. Временно ввозимые или вывозимые  товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа.

При использовании режима временного ввоза таможенные пошлины  и налоги уплачиваются за каждый полный или неполный месяц из расчета 3 процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Плюсы и минусы использования  вышеназванных режимов при ввозе  предметов лизинга на территорию РФ проиллюстрированы в таблице  1.

Таблица 1

Обзор плюсов и минусов  использования вышеназванных режимов  при ввозе предметов лизинга на территорию РФ

 

Показатели

Выпуск для свободного обращения

Временный ввоз

1

.2

3

Размер таможенных платежей

таможенный сбор за таможенное оформление товаров, ввозную таможенную пошлину, НДС. При определенных условиях вы можете быть освобождены от уплаты ввозной таможенной пошлины и  НДС

3% в месяц от всей  суммы таможенных платежей, подлежащих  уплате в случае выпуска товаров  в свободное обращение

Срок ввоза оборудования

Не ограничен

2 года, для основных фондов - 34 месяца


 

 

 

 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Контроль таможенных органов

Проверка и таможенная ревизия в течение 1 года с момента  завершения режима

В течение всего срока  временного ввоза.

Операции с оборудованием

Любые

Продажа и передача предмета лизинга (сублизинг) третьим лицам без разрешения таможенного органа запрещена


2.2. Современное состояние  и перспективы развития

международного лизинга  в России

В настоящее время рынок  лизинга восстанавливается после  кризиса. Об этом свидетельствует факт того, что в последнем квартале 2009 года был заключен 41% сделок всего года. Такая динамика сделок в последнем квартале сопоставима с докризисной и свидетельствует о восстановлении рынка лизинга. Быстрому росту масштабов деятельности игроков способствовали стабилизация в экономике и существенное снижение процентных ставок в 2010 году, а также эффект низкой базы (в результате значительного сокращения объема данного рыночного сегмента в 2009 году). Позитивно повлиял на работу лизингодателей и ощутимый рост предложения заемных средств со стороны банков, которые в настоящее время активно ищут надежные объекты для размещения своих активов.

Суммарный портфель лизинговых компаний на 1 июля 2010 года увеличился до 1037 млрд рублей15. Основные индикаторы развития рынка лизинга указаны в таблице 2.

 

 

 

 

 

Таблица 2

Индикаторы развития рынка лизинга

 

Показатели

2007 г.

1-е полугодие 2008 г.

2008 г.

1-е полугодие 2009 г.

2009 г.

1-е полугодие 2010 г.

Объем нового бизнеса, млрд руб. (млрд долл.)

997,5 (39)

430

(18)

720 (28,95)

90,1

(2,72)

315

255,5

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.

294

215,5

402,8

167,2

320

159

Объем профинансированных средств, млрд руб.

537

242

442

57,2

154

152

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб.

1202

1320

1390

992

960

1037





По сравнению с 2009 годом, в 2010 году становится менее острой проблема просроченной задолженности, основной тенденцией в деятельности лизингодателей в первом полугодии 2010 года стал переход от работы с просроченной задолженностью к наращиванию объемов нового бизнеса. С клиентами, временно испытывающими трудности, еще в 2009 году были согласованы реструктуризации графиков лизинговых платежей. У лизингополучателей, с которыми не удалось договориться, либо у тех, чье финансовое состояние было неудовлетворительным, техника была изъята и, по оценкам лизингодателей, в большинстве своем продана на вторичном рынке (в среднем по рынку продажа изъятой техники составила примерно 90%, а передача ее новым лизингополучателям — около 10%). Хотя у отдельных лизингодателей еще остаются трудности с урегулированием просроченной задолженности, рынок уже находится на стадии роста.

В 2010 году было опубликовано «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», в которых ставится по сомнение целесообразность  применения ускоренной амортизации по всем группам имущества.

В случае отмены ускоренной амортизации рынок лизинга хотя и не исчезнет полностью, однако кардинально  сократится, а значит, существенно  замедлится и процесс модернизации основных фондов в стране. Неизбежное удорожание лизинговых услуг и лишение  лизингополучателей возможности сократить  отвлечение оборотных средств на оплату НДС, которую предоставляет  лизинг, снизит их заинтересованность в обновлении производственного  оборудования16.

При сохранении прочих положений  финансовой аренды, за исключением  порядка начисления амортизации, лизинг превратится в разновидность  банковского кредитного продукта с  определенной спецификой технологии финансирования и перехода права собственности  на имущество. Из-за отсутствия возможности  у лизингополучателей экономить  средства с помощью специального режима налогообложения лизинговые компании вынуждены будут конкурировать  с банками без явных конкурентных преимуществ. Лизинговый бизнес в итоге  полностью переформатируется, а  рынок в разы уменьшится как по объемам, так и по числу участников. Таким образом, российский рынок лизинг перестанет привлекать иностранные фирмы, так как правовая и финансовая среда для развития международного лизингового бизнеса в России будет неприемлема.

Иностранные фирмы также  используют схему лизинговой сделки для сбыта своей продукции. Лизинговые сделки, заключаемые иностранными фирмами, обычно предусматривают участие  российского банка, приемлемого  для иностранной фирмы.

Международные лизинговые компании используют возможность получения  более дешевых по сравнению с  внутренними кредитных ресурсов. Для них характерна высокая степень осторожности к неизвестным российским лизинговым компаниям. Основной целью деятельности международных лизинговых компаний в России является финансирование продаж оборудования зарубежных поставщиков для российских предприятий и иностранных фирм, которые работают в России.

Важнейшими из проблем  развития международного лизинга в  нашей стране являются:

Во-первых, неотработанность процедур досудебного возвращения имущества лизингодателя в случае неплатежей со стороны лизингополучателя. До момента окончания срока лизинговой сделки объект лизинга по закону находится в собственности лизинговой компании. Однако нормативные акты не предусматривают возможности досудебного изъятия собственного имущества у лизингополучателя.

Вернуть свою собственность  лизинговая компания может только в  судебном порядке. Лизинговой компании приходится ждать своего имущества  до полугода, за это время объект лизинга нередко теряет свою ликвидность.

Во-вторых, помимо законодательных проблем, развитию российского лизинга мешает недостаточная заинтересованность как банков, кредитующих лизинговые компании, так и производителей. Среди производителей и дилеров не все понимают значение лизинга для роста объемов продаж настолько, чтобы предоставлять лизинговым компаниям льготы при приобретении основных средств для последующей сдачи в лизинг.

В-третьих, ввоз или вывоз товаров на основании договоров лизинга не имеет никаких преимуществ по сравнению с обычным ввозом/вывозом товаров на таможенную территорию России. Льгота по уплате таможенной пошлины при ввозе товаров на основании договоров лизинга применяется к товарам, ввозимым в связи с договорами о разделе продукции. Однако, такие льготы применимы не к лизингу в целом, а только к той части лизингового оборудования, которое ввозится в рамках договоров о разделе продукции.

Кроме того, согласно действующему таможенному законодательству товары, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал, и соответственно освобожденные от таможенных пошлин и платежей, могут сдаваться в аренду. Таким образом, если после введения в действие Части II Налогового кодекса лизинговые операции лишатся имеющихся на данный момент льгот, то простая аренда может стать более выгодна, нежели лизинг.

Многие иностранные лизинговые компании высоко оценивают перспективы российского рынка лизинга и стремятся закрепиться на нем с целью развития международного лизинга. Одним из путей преодоления существующих сегодня сложностей при реализации международного лизинга, по которому идут иностранные компании, является издание в России дочерних фирм-резидентов или участие в капитале российских лизинговых компаний. Осуществление лизинговых сделок через контролируемую компанию, имеющую статус российского юридического лица, помогает решать некоторые из проблем налогового и юридического характера17.

Информация о работе Международные лизинговые операции