Международные экономические организации и интеграционные группировки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:22, реферат

Описание работы

Регулирование международных экономических отношений на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран – участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию экономических связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и доступа на рынке.

Содержание

Введение 3
Раздел 1. Международные экономические организации 4
1.1 Определение международных экономических организаций и их виды 4
1.2 Описание 20 международных экономических организаций 5
Раздел 2. Международные экономические интеграционные группировки 24
2.1 Определение международных экономических интеграционных группировок 24
2.2 Описание 10 международных экономических интеграционных группировок 26
Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

Московский Государственный Университет Леса.docx

— 103.36 Кб (Скачать)

Основание. Основные принципы мирного сообщества наций были заложены в 1795 году Иммануилом Кантом, который в своём политологическом трактате «К вечному миру» впервые описал культурные и философские основы будущего объединения Европы и тем самым выразил идею Лиги Наций, которая могла бы осуществлять контроль конфликтных ситуаций и прилагала бы усилия к сохранению и укреплению мира между государствами.

Государства-члены. Между 1920 и 1946 годом в общей сложности 63 страны стали членами Лиги Наций. Пакт Лиги Наций был включён в состав Версальского договора[2] и вступил в силу 10 января 1920 года. США, Хиджаз и Эквадор, подписавшие Устав (Пакт) Лиги Наций, не успели ратифицировать его к этой дате. В итоге, США и Хиджаз так и не вступили в организацию (Хиджаз в 1925 году был присоединён к Неджду), а Эквадор сумел вступить в Лигу Наций лишь в 1934 году. Лига Наций была ликвидирована 20 апреля 1946 года, когда её активы и обязательства были переданы в ООН.

Роспуск Лиги Наций. Решение о роспуске Лиги принято единогласно представителями 34 стран, участвовавших в последнем заседании Генеральной Ассамблеи: «Лига Наций должна прекратить свое существование». Решение также установило дату ликвидации Лиги: на следующий день после закрытия сессии. 19 апреля 1946 года, Председатель Ассамблеи, Карл Дж. Хамбро из Норвегии, заявил, что «двадцать первая и последняя сессия Генеральной Ассамблеи Лиги Наций закрыта.» В результате, Лига Наций прекратила свое существование 20 апреля 1946 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Международные  экономические интеграционные группировки

2.1 Определение  международных экономических интеграционных  группировок

Интеграционные объединения  как подсистемы мировой экономики.

 

Международное разделение труда  вызвало к жизни еще один процесс  интернационализации хозяйственной  жизни - процесс экономической интеграции, т. е. объединения государств в международные  экономические союзы.

 

 Экономическая интеграция - это экономический процесс объединения  национальных хозяйств двух и  более государств и установления  между ними устойчивых производственно-экономических  связей на основе разделения  труда.

 

Существует несколько  типов интеграционных группировок, представляющих собой этапы интеграционного  процесса. Исторически каждый последующий  этап постепенно развивается из предыдущего.

 

Подготовительным можно  считать этап, на котором между  странами либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной  страной заключаются преференциальные торговые соглашения. В соответствии с ними страны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования  в торговле, более благоприятный, чем третьим странам.

 

Первый этап интеграционных группировок - Зона свободной торговли (ЗСТ). Государства - участники ЗСТ  договариваются об отмене таможенных тарифов и количественных ограничений  во взаимной торговле товарами. При  этом каждая страна оставляет за собой  право на самостоятельную внешнеторговую политику в отношении третьих  стран, т. е. на сохранение национальных таможенных тарифов и мер нетарифного  регулирования в отношениях с  ними.

 

Второй этап интеграции - Таможенный союз (ТС). Для него, как  и для ЗСТ, характерна отмена таможенных тарифов во взаимной торговле между  государствами-участниками. Осуществляются беспошлинная торговля товарами и полная свобода их перемещения внутри региона. Однако, в отличие от ЗСТ, внешнеторговая политика членов объединения в отношении  третьих стран разрабатывается  и осуществляется коллективно. Она  заключается во введении ими единого  для всех стран-участниц таможенного  тарифа и системы нетарифного  регулирования торговли в отношении  третьих стран.

Третий этап экономической  интеграции - Общий рынок. На этом этапе  сохраняются все принципы свободной  торговли, характерные для таможенного  союза, но к свободному перемещению  товаров добавляются обмен услугами и свобода перемещения капитала, рабочей силы и технологий между  странами. Для этого типа интеграции необходимо преодолеть различия в национальных законодательствах стран-участниц: хозяйственном, налоговом, валютном, трудовом. Необходимо унифицировать технические  стандарты и экологические нормы, а также отказаться от бюджетных  субсидий отдельным предприятиям.

 

Четвертый этап интеграционных объединений - Экономический союз. Он представляет собой объединение  государств на основе единого экономического, правового и информационного  пространства. Это высшая форма межгосударственного  объединения, при которой происходит полная интеграция, предполагающая проведение странами-участницами единой экономической, валютной, бюджетной, денежной политики. На более высоких ступенях развития возможны создание валютного союза  и введение единой валюты. Объединение  государств в Экономический союз заставляет их подчинить собственные  интересы интересам Союза, но не может  заставить полностью от них отказаться. Внутри Союза возможна конкуренция  между странами за внутренний рынок, за выход на новые рынки.

 

Для проведения единой экономической  политики необходимо учреждение органов  наднационального регулирования внутри Экономического союза. Правительства  стран - членов Союза отказываются от части своих функций в пользу надгосударственных органов, которые  наделяются правом принимать решения  по вопросам, касающимся интеграции без  согласования с ними (например, в  ЕС - Комиссия ЕС)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Описание 10 международных  экономических интеграционных группировок

2.2.1 Европейский  Союз, ЕС

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.

С помощью стандартизированной  системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

В Европейский союз входят 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

2.2.2 Североамериканское соглашение и свободной торговле, НАФТА

Североамериканское  соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA) — соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994.

Цели НАФТА. Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА.

Цели НАФТА:

— устранение таможенных и  паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между  странами-участницами соглашения;

— создание и поддержание  условия для справедливой конкуренции  в зоне свободной торговли;

— привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

— обеспечение должной  и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

— создание действенных  механизмов внедрения и использования  Соглашения, совместного решения  споров и управления;

— создание базы для будущей  трёхсторонней, региональной и международной  кооперации в целях расширения и  улучшения Соглашения;

— создание единого континентального рынка.

2.2.3 Азиатско- Тихоокеанский регион, АТР

Азиатско-Тихоокеанский  регион — политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в самом океане. Крупнейшими городами региона являются Шанхай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур, Сеул, Токио, Лос-Анджелес, Сидней, Мельбурн, Сан-Франциско, Сиэтл и Ванкувер. Штаб-квартиры многих межгосударственных и негосударственных организаций Азиатско-Тихоокеанского региона расположены в Гонолулу (Гавайи).

В регионе представлено большое разнообразие экономик и ресурсов: динамично развивающиеся  Гонконг, Тайвань и Сингапур, высокие технологии Японии, Кореи, Тайваня и запада США, природные ресурсы Австралии, Канады, Филиппин и российского Дальнего востока, людские ресурсы Китая и Индонезии, высокая сельскохозяйственная производительность Чили, Новой Зеландии, Филиппин и США.

Многие  экономисты полагают, что с постепенным  угасанием старых индустриальных центров  в Европе и на востоке США центр мировой экономической активности может перенестись в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Международные отношения. Развитие права, норм и механизмов регулирования международных отношений в АТР, как и в других регионах мира, связано с такими организациями как: Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Асеановский региональный форум (АРФ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.. Велика их роль в создании прав и норм для либерализации экономического сотрудничества, экономической интеграции, внедрения демократических форм межгосударственного общения, обеспечения безопасности. Особенное внимание уделяется созданию организационных и правовых основ противодействия терроризму.

Россия и АТР. В 2012 году Путин на саммите АТЭС обозначил планы и перспективы участия России в АТР, которые сводятся в основном к экономической кооперации. Однако ряд политологов считает, что кроме экономики есть и политические планы, которые президент не озвучил.

"Экономическая  кооперация – это всего лишь  одна сторона интеграции. И вряд  ли бы «Объединения угля и  стали» превратились бы в Евросоюз  в том виде, в каком мы его  знаем и видим сегодня (со  всеми его минусами и плюсами), если бы европейцы не ставили  бы и не решали бы сложные  политические вопросы" - считает  Сергей Маркедонов, сотрудник Центра  стратегических и международных  исследований (Вашингтон, США).

2.2.4 Общий рынок стран Южной Америки, МЕРКОСУР

Mercosur или Mercosul (исп. Mercado Común del Sur, англ. Southern Common Market) — общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем (членство приостановлено 29.06.2012 до апреля 2013 года), и Венесуэлой. Основано в 1991 году на основании Асунсьонского договора, который был позже изменен и обновлен в 1994 году договором в Ору-Прету, который в свою очередь определил структуру МЕРКОСУР.

Цель  соглашения выражается в содействии свободной торговли, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения. Гуарани, португальский и испанский языки признаны официальными. МЕРКОСУР и Андское сообщество наций в настоящее время — основные таможенные союзы, связанные с союзом наций, способствующие процессам экономической интеграции в Южной Америке.

МЕРКОСУР  возник в 1985 году, когда президенты Аргентины Рауль Альфонсин и Бразилии Жозе Сарней подписали Программу экономической интеграции и сотрудничества Аргентина-Бразилия или PICE (исп. Programa de Integración y Cooperación Económica Argentina-Brasil). Программа также предложила Гаучо в качестве валюты для региональной торговли.

МЕРКОСУР и Россия. В 1996 году были установлены контакты между Межгосударственным экономическим комитетом Экономического союза СНГ и Группой общего рынка МЕРКОСУР, состоялось три рабочих встречи делегаций сторон. Очередная четвертая встреча не состоялась в связи с реорганизацией координирующих органов Экономического союза СНГ. В декабре 2000 года в городе Бразилия состоялась первая встреча российской делегации с руководством Группы общего рынка МЕРКОСУР, положившая начало прямому диалогу между Россией и интеграционным объединением. По итогам встречи было принято совместное коммюнике, в котором стороны договорились проводить подобные встречи, развивать взаимные контакты. В 2001 году состоялся визит в Россию делегации Межпарламентской комиссии МЕРКОСУР, в ходе которого достигнуты договоренности о продолжении межпарламентских контактов. В декабре 2003 года Министр иностранных дел России впервые принял участие в прошедшем в Монтевидео саммите Общего рынка стран Южного конуса. Его участникам передано послание Владимира Путина, в котором подтверждается стремление России к развитию сотрудничества. Принято Совместное заявление о формировании механизма многостороннего политического диалога между Россией и МЕРКОСУР. В апреле 2004 года в Буэнос-Айресе состоялся первый раунд двусторонних консультаций.

2.2.5 Карибское сообщество, CARICOM

Карибское сообщество (англ. Caribbean Community (CARICOM)) — торгово-экономический союз стран Южной Америки.

Политика сообщества. В области экономики намечено обеспечить экономическое сближение стран КАРИКОМ путем ликвидации таможенных пошлин и количественных ограничений импорта; установления общего таможенного режима; проведения единой торговой политики и общей политики в области сельского хозяйства; координации денежной и финансовой политики; ликвидации ограничений на свободное передвижение лиц, капиталов и услуг; сотрудничества в области инфраструктуры, туризма, транспорта и связи.

Информация о работе Международные экономические организации и интеграционные группировки