Международные финансы и их институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить международные финансы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть
-Сущность, роль и функции международных
-Валютный рынок
2. Проанализировать

Работа содержит 1 файл

к сдаче.docx

— 70.03 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Международные  финансовые институты, входящие во Всемирный  банк

2.1 Международный  банк реконструкции и развития, многостороннее агенство по инвестиционным гарантиям

Всемирный банк представляет собой сложное международное образо-вание, связанное с ООН. Группа учреждений Всемирного банка, основанная в 1944 году, является одной из крупнейших в мире организаций, предостав-ляющих помощь на цели развития. Банк, предоставивший в 2002 финансовом году странам-клиентам займы на общую сумму $19,5 млрд., в настоящее время осуществляет свою деятельность более чем в 100 развивающихся странах, оказывая финансовую и консультационную помощь с целью повышения уровня жизни и улучшения жизни беднейшего населения. Банк разрабатывает стратегии помощи для каждой из своих стран-клиентов в сотрудничестве с государственными органами, неправи-тельственными организациями и частным сектором. Представительства Банка в различных странах мира занимаются реализацией его программ, поддерживают связь с правительством и гражданским обществом и способ-ствуют более глубокому пониманию проблем развития.Совладельцами Всемирного банка являются более 184 стран-членов, интересы которых представляют Совет управляющих и Совет директоров, находящийся в Вашингтоне. Страны-члены являются акционерами Всемир-ного банка, обладающими правом принимать окончательное решение.В систему Всемирного банка входят четыре автономных учреждения, подчиненные президенту Всемирного банка: Международный банк реконст-рукции и развития (МБРР); Международная финансовая корпорация (МФК); Международная ассоциация развития (МАР); многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Общая цель этих учреждений – содей-ствие экономическому и социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамках этой общей цели каждое учреждение осущест-вляет свои функции.Международный банк реконструкции и развития является одним из крупнейших международных финансовых институтов. Он был учрежден в 1945 году. Его участниками являются подавляющее большинство госу-дарств, включая Россию и страны СНГ. Его цели:

- содействие реконструкции  и развитию государств-членов  путем ка-питаловложений на производственные цели;

- поощрение частных и  иностранных инвестиций путем  предоставле-ния гарантий или участия в займах и иных инвестициях частных инвесторов;

- стимулирование сбалансированного  роста международной торговли, а  также поддержание сбалансированного  платежного баланса путем между-народных  инвестиций в развитие производства.Высшим органом МБРР является Совет управляющих, состоящий из представителей государств-членов. Каждый из них обладает количеством голосов, пропорциональным доле вклада в капитал Банка. В полномочия Совета управляющих входит право на прием новых членов, право на увели-чение или сокращение размера акционерного капитала и на временное при-остановление членства страны в Банке.Повседневной работой занимаются 24 исполнительных директора, пять из них назначаются Великобританией, Германией, США, Францией и Японией. Директора избирают президента, который ведет текущие дела Банка. Совет Исполнительных директоров несет ответственность за приня-тие решений относительно правил, регламентирующих деятельность Банка, и за одобрение всех предоставляемых займов.МБРР является одним из автономных учреждений Всемирного банка и подчинен президенту Всемирного банка.Международный банк реконструкции и развития, на долю которого приходится более половины годовой суммы предоставляемого Всемирным Банком кредитования, мобилизует почти весь объем необходимых ему фон-дов на финансовых рынках. МБРР, являющийся одним из самых осторож-ных и консервативно управляемых международных финансовых учрежде-ний, продает облигации и другие ценные бумаги, представляющие собой долговые обязательства, пенсионным фондам, страховым компаниям, кор-порациям, другим банкам и частным лицам по всему миру. МБРР взимает со своих заемщиков проценты по ставкам, отражающим стоимость заимство-вания. Займы должны погашаться в течение 15 – 20 лет; до начала погаше-ния основной суммы займа предусмотрен 3-5-летний льготный период.Взносы стран, вступающих в члены Всемирного Банка, составляют менее 5 процентов бюджета МБРР. Правительства стран-членов покупают акции, количество которых определяется относительным уровнем экономи-ческого развития той или иной страны, но оплачивают лишь незначитель-ную часть их стоимости. Неоплаченная часть – это "деньги до востребова-ния" на тот случай, если Банк понесет настолько большие убытки, что ока-жется не в состоянии платить своим кредиторам, хотя такого еще ни разу не происходило. Этот гарантийный капитал может использоваться только для выплат держателям облигаций и не может быть направлен на покрытие ад-министративных расходов или предоставление займов. Правила МБРР тре-буют, чтобы сумма непогашенных и использованных займов не превышала общей суммы капитала и резервов.Квота страны-члена в МБРР соответствует квоте в МВФ. Голоса рас-пределены пропорционально количеству акций, которыми владеет та или иная страна. Наибольшая доля голосов принадлежит США (16,53%), за ними следуют Япония (7,93%), Германия (4,53%), Франция (4,34%) и Великобри-тания (4,34%). На долю России приходится наибольшее среди новых стран-членов МБРР число акций (2,81%), равное долям участия Китая и Саудов-ской Аравии.В июне 1992 года Россия стала полноправным членом Группы Все-мирного банка, в которую кроме МБРР входят Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (МАРМАР) и Много-стороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). За время членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление 45 проектов.Россия с 1992 года осуществляла займы у МБРР на финансирование следующих направлений:

- проект «Городское теплоснабжение»  - в размере $85 млн. со сроком  погашения 17 лет и 5-летним льготным  периодом (2001 год);

- проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера -в размере $80 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным перио-дом (2001 год);

- проект городского водоснабжения  и канализации - гранты в размере  $676 тыс. и $816 тыс. (1998 год);

- проект поддержки реструктуризации  сельскохозяйственных пред-приятий - грант в размере $1 млн. (1998 год);

- инновационный проект  развития образования - в размере $71 млн. (1998 год);

- проект содействия структурной  перестройке системы социальной  защиты населения – в размере  $28,6 млн., срок погашения - 17 лет  с 5-летним льготным периодом. (1997 год);

- проект повышения эффективности  использования энергии - в разме-ре $70 млн. (1996 год);

- проект ремонта автодорожных  мостов - в размере $192 млн. (с 1996 года по 2000 год).

Можно перечислять и другие займы России, но уже из сказанного видно как российская финансовая система нуждается в пополнении.Перед лицом обострения борьбы за иностранные рынки капиталовло-жений на основе Сеульской конвенции 1985 года в 1988 году по инициативе Всемирного банка было учреждено Многостороннее агентство по инвести-ционным гарантиям. Общая цель Агентства – поощрение иностранных ка-питаловложений на производственные цели, особенно в развивающихся странах1. Достигается эта цель путем предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование коммерческих рисков на иностранные инве-стиции. К таким рискам отнесли запрет на вывоз валюты, национализацию и аналогичные меры, нарушение контракта, войну, революцию, внутриполи-тические беспорядки. Гарантии Агентства рассматриваются как дополняю-щие, а не изменяющие национальные системы страхования инвестиций.Прямые иностранные инвестиции являются важным фактором эконо-мического роста в странах с формирующимся рынком. Задачи МИГА за-ключаются в привлечении прямых иностранных инвестиций путем страхо-вания политических рисков (выдачи гарантий инвесторам и кредиторам), передачи опыта и предоставления ресурсов, которые помогут странам с формирующимся рынком привлекать и удерживать эти инвестиции. Под-держиваемые МИГА проекты, как правило, дают много прямых выгод стра-нам, в которых они осуществляются, – новые рабочие места для местного населения, дополнительные и долгосрочные инвестиции в подготовку и обучение персонала, а также оказывают положительное воздействие на на-циональную экономику в целом благодаря налоговым поступлениям и ва-лютной выручке от экспорта.Организационно Агентство связано с МБРР, который входит в систе-му всемирного банка. Тем не менее, Агентство обладает юридической и фи-нансовой самостоятельностью, а также входит в систему ООН, взаимодей-ствуя с ней на основе соглашения. Связь с МБРР находит выражение в том, что членами Агентства могут быть только члены Банка. Число членов пре-вышает 120 государств, включая Россию (ратифицировала Конвенцию МА-ГИ в 1992 году) и страны СНГ. В 1999 году Россия пополнила капитал МА-ГИ путем дополнительной подписки на акции Агентства в количестве 2391 акции, а в 2000 и 2001 году Россия пополняла капитал МАГИ в размере $2283082 ежегодно. Органами Агентства являются Совет управляющих, Директорат (председателем Директората по должности является Президент МБРР) и Президент. Каждое государство-член обладает 177 голосами плюс еще один голос за каждый дополнительный взнос. В результате несколько стран – экспортеров капитала имеют столько же голосов, как и многочисленные страны импортирующие капитал. Уставный фонд формируется за счет взно-сов членов и дополнительных поступлений от них.Отношения инвестора с Агентством оформляются частноправовым контрактом. Последний обязывает инвестора ежегодно выплачивать страхо-вой взнос, определяемый как процент от суммы страховой гарантии. Со сво-ей стороны, Агентство обязывается выплачивать определенную страховую сумму в зависимости от величины убытков. При этом к Агентству переходят претензии к соответствующему государству. Спор трансформируется в ме-ждународно-правовой. Заслуживает внимания то обстоятельство, что благо-даря Агентству спор возникает не между двумя государствами, а между од-ним из них и международной организацией, что существенно уменьшает возможность отрицательного влияния спора на взаимоотношения заинтере-сованных в нем стран.

 

2.2 Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Межгосударственный валютный комитет

 

Международная ассоциация развития (International Development Association) была учреждена в 1960 году как дочерняя организация МБРР, но обладает статусом специализированного учреждения ООН. В основном она преследует те же цели, что и Банк. Последний предоставляет займы на более льготных условиях, чем обычные коммерческие банки, и в основном государствам, возвращающим деньги. Устав МАР вступил в силу в 1960 го-ду. Первое решение о предоставлении кредитов Гондурасу, Индии, Судану и Чили было принято в 1961 г.

МАР предоставляет беспроцентные  займы беднейшим странам (в от-дельных  случаях - на срок до 50 лет) как в свободной конвертируемой, так и в неконвертируемой валютах. Беднейшими странами признаются тем, у ко-торых годовой доход на душу населения не более $905, которые не могут заимствовать у МБРР на обычных для него условиях. В настоящее время на-считывается 80 стран, входящих в эту категорию. В них проживает около 3.2 миллиардов человек (65 процентов от общей численности населения разви-вающихся стран). Приблизительно 1.2 миллиарда этих людей имеют еже-дневный доход менее $1. Когда Валовой национальный продукт страны пре-вышает порог приемлемый для МАР, государство не может более получать беспроцентные кредиты МАР. В дальнейшем оно уже может заимствовать у МБРР на условиях выплаты процентов.Финансируется МАР за счет взносов членов, дополнительных взносов наиболее богатых членов, прибылей МБРР, возврата ранее предоставленных кредитов.Раз в 3 года группа стран-кредиторов, которая насчитывает на сегодня 34 государства, назначает официальных представителей, которые проводят консультации об очередном привлечении средств Ассоциации. При этом кредиты предоставляются в национальной валюте государства-заемщика. Каждый финансовый проект подвергается тщательной политико-экономической экспертизе с тем, чтобы предоставляемая финансовая по-мощь использовалась максимально эффективно. Ряд проектов определял по-рядок привлечения средств Ассоциации для проведения экономических ре-форм в РФ, а также для борьбы с бедностью в развивающихся странах. Кре-диты МАР составляют примерно четверть всего объема кредитования Все-мирного Банка. Странами-донорами являются не только промышленно раз-витые страны-члены, такие как Великобритания, Германия, США, Франция и Япония, но также и развивающиеся страны, например, Аргентина, Ботсва-на, Бразилия, Венгрия, Корея, Российская Федерация и Турция. Некоторые из этих стран в прошлом сами были заемщицами МАР.Управление финансами МАР осуществляется столь же расчетливо, консервативно и осторожно, как и средствами МБРР. Как и в случае МБРР, не зафиксировано ни одного случая неуплаты по кредитам МАР.Во главе Ассоциации стоят Совет управляющих (высший орган управления), директорат и президент. Директорат МАР является постоянно действующим исполнительным органом. Директорами МАР становятся по совместительству директора МБРР. Функции президента МАР выполняет президент МБРР. Все вопросы в Совете управляющих и директорате реша-ются большинством голосов. Голоса распределяются в зависимости от сум-мы взносов в основной капитал. Страна - член МАР имеет 500 голосов плюс один дополнительный голос за каждые 5 тысяч долларов суммы её первона-чального взноса.Промышленно развитые страны производят взносы золотом или обра-тимой валютой, развивающиеся страны только 10 % своих взносов вносят золотом или обратимой валютой, а остальные 90 % - в национальной валю-те. Займы МАР являются беспроцентными сроком, как правило, на 50 лет. Погашение их предусматривается начинать через 10 лет, причём в после-дующие 10 лет из расчёта по 1 % в год, а в остальные 30 лет по 3 %. Займы предоставляются правительству или под его гарантию органам отдельных административных единиц, частным или общественным организациям. Займы МАР предоставляются для финансирования строительства электро-станций, железных и шоссейных дорог и сельского хозяйства.МАР преследует те же цели, что и МБРР: сохранить развивающиеся страны в положении сельскохозяйственных придатков к экономике про-мышленно развитых стран, создать благоприятные условия для частных иностранных капиталовложений и переложить на налогоплательщиков, то есть на трудящихся, расходы, связанные со строительством капиталоемких и нерентабельных для частных предпринимателей объектов. Это свидетельст-вует о дальнейшем обострении противоречий капиталистической системы, которые правящие круги империалистических государств пытаются разре-шить за счёт развивающихся стран.Начиная с 1960 года, МАР предоставила почти $97 миллиардов при-близительно 90 странам. Это составляет около $6 миллиардов в год.Россия в Международной ассоциации развития участвует с 1992 года. Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 1999 г. предусмотрено по предложению Минфина России, внесение Российской Федерацией в 2000-2008 годах в 12-е пополнение капитала Международной ассоциации разви-тия взносов в размере, эквивалентном 3000000 СДР (специальные права за-имствования).Созданная в 1956 г., Международная финансовая корпорация является сегодня крупнейшим многосторонним самостоятельным специализирован-ным учреждением ООН, предоставляющим кредиты и долевое финансиро-вание для осуществления проектов в частном секторе развивающихся стран. МФК стимулирует устойчивый приток инвестиций в частный сектор разви-вающихся стран в целях сокращения масштабов бедности и улучшения жиз-ни людей в этих странах.

МФК – член Группы организаций  Всемирного банка со штаб-квартирой  в г. Вашингтоне (федеральный округ  Колумбия). Усилия МФК направлены на достижение главной цели всех учреждений Группы органи-заций Всемирного банка – повышение качества жизни населения в разви-вающихся странах – членах.

МФК содействует устойчивому  развитию частного сектора путем:

- финансирования проектов  в частном секторе развивающихся  стран;

- оказания помощи частным  компаниям развивающихся стран  в при-влечении финансирования на международных финансовых рынках;

- предоставления консультационной  и технической помощи предпри-ятиям и правительствам.

В состав МФК входят 175 стран-членов, которые совместно опреде-ляют ее политику и утверждают инвестиционные проекты. Для вступления в МФК, стране необходимо быть членом МБРР. Корпоративные полномочия в МФК принадлежат Совету управляющих, в который страны-члены назна-чают своих представителей. Долевой капитал МФК состоит из оплаченных взносов стран-членов, и права голоса распределяются пропорционально числу единиц долевого участия, принадлежащих той или иной стране. Раз-решенный к выпуску объем уставного капитала МФК составляет $2,45 млрд.Совет управляющих многие из своих полномочий делегирует Совету директоров, который состоит из исполнительных директоров МБРР и в ко-тором представлены страны – члены МФК. Все проекты подлежат рассмот-рению Советом директоров.Президент Группы организаций Всемирного банка, Джеймс Д. Вул-фенсон (James D. Wolfensohn), одновременно является президентом МФК. Исполнительный вице-президент МФК, Питер Войке (Peter Woicke), осуще-ствляет общее руководство текущей деятельностью корпорации.Координируя свою деятельность во многих областях с другими учре-ждениями, входящими в систему Всемирного банка, МФК в целом действу-ет самостоятельно, будучи автономной организацией в юридическом и фи-нансовом отношениях, имеющей свои Статьи соглашения, долевой капитал, руководство и аппарат штатных сотрудников.Инвестиции, осуществляемые МФК путем вложений в акционерный и квазиакционерный капитал, финансируются за счет собственного капитала Корпорации, который состоит из суммы выплаченных взносов стран-членов и нераспределенной прибыли. Твердая поддержка акционеров и солидная база в виде оплаченных взносов в капитал МФК позволяют корпорации привлекать большую часть денежных средств, необходимых для предостав-ления кредитов, на международных финансовых рынках, путем выпуска об-лигаций, имеющих наивысший рейтинг ААА 80 процентов от общего объе-ма финансовых ресурсов, необходимых для кредитования, МФК привлекает путем выпуска государственных облигаций либо частного частного размещения цен-ных бумаг. Остальные 20% привлекаются в качестве займов МБРР. В последние годы МФК активизировала свою деятельность по оказа-нию технической помощи. Создана консультативная служба по иностран-ным инвестициям.В Международную финансовую корпорацию входят 175 государства. Чтобы стать членом МФК, страна должна быть членом Всемирного банка (МБРР), подписать Учредительный договор МФК и передать на хранение в МБРР документ о принятии условий Учредительного договора. Российская Федерация вошла в МФК в 1993 году.Межгосударственный валютный комитет (МВК) создан Решением Совета глав правительств СНГ 26 мая 1995 г. в г. Минске как совет полно-мочных представителей - руководителей министерств финансов и нацио-нальных (центральных) банков и других государственных органов. Доку-мент подписан всеми главами правительств Содружества независимых Го-сударств кроме Туркменистана. Украина поддержала создание такого коми-тета и присоединилась к нему после введение своей новой национальной ва-люты.26 мая 1995 г. в г. Минске подписано Соглашение о создании Межго-сударственного валютного комитета и Положение о Межгосударственном валютном комитете. Соглашение вступило в силу 6 марта 1996 г. со дня сда-чи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подпи-савшими его Сторонами внутригосударственных процедур. Российской Фе-дерацией Соглашение было ратифицировано 29 октября 1998 года.МВК начал функционировать с 8 февраля 1996 г. - было проведено I заседание Межгосударственного валютного комитета Функции Исполни-тельной дирекцией МВК выполняет департамент валютно-финансовых и платежно-расчетных отношений Международного экономического комитета (МЭК). Расходы создаваемых рабочих групп и по командированию участни-ков заседаний МВК несет каждое государство-участник Соглашения. Тех-ническое обслуживание заседаний МВК, его рабочих групп и проводимых совещаний осуществляет аппарат МЭКа.Цель функционирования МВК - содействие организации многосто-роннего сотрудничества в области валютно-платежных и кредитных отно-шений, сближение и совершенствование валютного законодательства, раз-витие форм и методов координации денежно-кредитной и валютной полити-ки государств-участников Соглашения о создании Платежного союза госу-дарств-участников Содружества Независимых Государств, а также сотруд-ничество и осуществление согласованных действий в вопросах валютного контроля.Роль МВК, таким образом, заключается в координационно-контрольных функциях по формированию и разработке правил создания це-лостных межгосударственных финансовых и банковских систем в рамках Платежного союза, внедрении передовых информационных технологий, ре-комендательных разработках по валютному регулированию в системе расче-тов государств-участников СНГ.За время работы МВК зарекомендовал себя как авторитетный межго-сударственный финансовый институт, координирующий денежно-кредитную и валютную политику государств-участников Содружества, представляющий единственный межгосударственный валютный центр госу-дарств Содружества в формируемых рабочих контактах с международными финансовыми мира такими, как Международный валютный фонд, ЕБРР, Ев-ропейский инвестиционный банк, Европейский фонд валютного сотрудни-чества. Сотрудниками Исполнительной дирекции МВК подготовлен ряд до-кументов решения вопросов создания Валютного союза в рамках СНГ, яв-ляющихся теоретической базой, результатом работы МВК на начальном этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе работы были сделаны следующие  выводы:

Финансовые  отношения как система стоимостных  отношений основаны на использовании  цен. На базе цены складываются пропорции  в формировании и распределении  капитала. Цены на продукты внешнеэкономической  деятельности (товары, работы, услуги) зависят от величины издержек производства, потребительной стоимости продукта и от уровня цен конкурентов.

Контроль  и регулирование в международных  финансовых отношениях осуществляются на основании российских федеральных  законов, постановлений Правительства  Российской Федерации и решений  Центрального банка РФ (Банка России).

Под международными расчетам понимают платежи  по денежным требованиям и обязательствам, возникающим между участниками  внешнеторговых операций и иных отношений  между резидентами различных  государств.

Поскольку международные расчеты сопровождаются встречными потоками национальных валют, каждая из которых признается законным платежным средством только в  одном из государств, в экспортно-импортные  контрактах наряду с прочим согласовывается  валюта платежи.

Международный кредит — это денежные отношения, опосредующие движение ссудного капитала в международных операциях.

В последнее время распространение  получили такие формы экспортного  финансирования, как лизинг, факторинг  и форфейтинг.

Государство стимулирует внешнеэкономическую  деятельность посредством субсидий, кредитов, налогов, таможенных льгот, гарантий, субсидирования процентных ставок.

Ведущая роль в этом принадлежит государственным  экспортно-импортным банкам, обеспечивающим внешнюю экспансию.

Международные кредитные отношения осуществляются в рамках развитой институциональной  структуры. В частности, специализированные валютно-финансовые и кредитные  организации созданы в системе  ООН.

На  международном рынке движение каптала  принимает форму экспорта и импорта. Движение капитала через границы  государств существенно отличается от движения товаров.

 

Список литературы

1. Авагян Г. Л., Вешкин Ю. Г. Международные валютно-кредитные отношения.- М.: Экономистъ, 2005.

2. Бонхем А., Ленгдон К. Финансы.- М.: Эксмо-Пресс, 2007.

3. Купцов М.М. Финансы.- М.: Риор, 2006.

4. Литовченко В.П. Финансы.  Учебник - 2 изд. – М.: Дашков  и К, 2006.

5. Михайлов Д. М. Международные  контракты и расчеты.- М.: Юрайт-Издат, 2006.

6. Моисеев А.А. Международные  финансовые организации (правовые  аспекты деятельности). 2-е издание.- М.: Омега-Л, 2006.

Информация о работе Международные финансы и их институты