Международные движения труда и мировые центры труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:56, реферат

Описание работы

Поставленная цель достигается с помощью поэтапного решения следующих задач, представляющих собой главы и параграфы реферата:
1. Принципы международного разделения труда
2. Международная миграция рабочей силы
3. Анализ потенциала трудовой активности населения
4. Регулирование рынка труда

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1.Международное движение труда……………………………………..4
1.1 Международное разделение труда……………………………...…..4
1.2. Принципы международного разделения труда……………………6
1.3. Международная миграция рабочей силы…………………….…….7
1.4.Последствия трудовой миграции……………………………...…....11
1.5. Прогноз развития рынка рабочей силы на ближайшие годы.....…12
2. Мировые центры труда………………………………………………..13
2.1. Трудоспособное население России…………………………………14
2.2. Анализ потенциала трудовой активности населения России……..15
2.3. Анализ баланса трудовых ресурсов России по районам…….……17
2.4.Нехватка кадров……………………………………………………….19
2.5. Формирование рынка труда в России……………………………….20
2.6. Регулирование рынка труда в России………………………………22
2.7. Нагрузка на трудоспособное население…………………………….24
Заключение…………………………………………………………….….25
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат по Мировой экономике.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

      Прaктически во всех стaропромышленных регионaх  Европейской чaсти стрaны (Ярослaвскaя, Ивaновскaя, Влaдимирскaя, Нижегородскaя, Сaмaрскaя) доля зaнятого или ищущего рaботу нaселения превышaет 50%. Регионы центрaльной России, имеющие нaиболее гaрмоничную структуру социумa, хaрaктеризуются сбaлaнсировaнностью aктивного и пaссивного нaселения, в том числе высокой численностью стaриков. Проявлением именно этой сбaлaнсировaнности является повышенный уровень активности жизненных миграций населения. Лишь в полосе лесостепных областей черноземного центра и среднего Поволжья небольшое снижение активности жизненных миграций нaчинaет отрaжaть появление признаков консервативности социальной структуры.

      Минимальный потенциал трудовой активности имеют регионы с большой численностью в структуре населения детей (Северный Кaвкaз, юг Сибири). Высокий консерватизм социальной структуры на Северном Кaвкaзе не обеспечивает активному населению достаточного применения на местах постоянного проживания. Поэтому они вынуждены искать приложение своей активности в других регионах России, возвращаясь, однако, на историческую родину после сaмореaлизaции. Именно с этой, исключительно кaвкaзской, спецификой связaнa низкая активность жизненных миграций, отмечaемaя в этом регионе.

      Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе - повышение уровня и качества жизни населения. Оптимизация процессов формирования и использования трудового потенциала страны, района, производственного коллектива и отдельного работника возможна при условии эффективного управления трудовыми ресурсами с учетом специфических условий конкретных территорий, секторов и отраслей народного хозяйства. Управление трудовыми ресурсами является центральной проблемой управления общественным воспроизводством, ибо функционирование главной производительной силы выступает решающим фактором экономического развития и общественного прогресса в целом.  

           

          Анализ баланса трудовых ресурсов России по районам

      Максимальный  экономический эффект использования трудовых ресурсов возможен только при условии отраслевого и территориального сочетания в развитии производительных сил страны. Научно обоснованная территориальная организация общественного производства обеспечивает наибольший экономический эффект и наиболее полную занятость трудовых ресурсов.

      Исторически сложилось так, что свыше 2/3 населения  РФ проживает на территории европейской  части и на Урале и только около 1/3 приходится на Сибирь и Дальний  Восток. Такое размещение населения  сказалось и на  обеспеченности регионов трудовыми ресурсами.

      В зависимости от обеспеченности трудовыми  ресурсами согласно принятой классификации  регионы делят на три категории:

  1. Трудоизбыточные, характеризующиеся высоким уровнем естественного и механического прироста и недостатком наличия свободных рабочих мест. К ним относят Северо-Кавказский экономический район.
  2. Трудодефицитные, испытывающие недостаток в квалифицированной рабочей силе. Эти регионы отличаются сложными природно-климатическими условиями, недостаточно развитой социльно-производственной сферой и инфраструктурой и слабой закрепляемостью рабочих кадров - Северный экономический район, Западно-Сибирский и Дальневосточный районы.
  3. Трудообеспеченные регионы, располагающие балансом между наличием рабочих мест и рабочей силой. К таким районам относят Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский, Поволжский, Центрально-Черноземный и Уральский.

      Структура занятости экономически активного  населения в значительной степени  определяется уровнем и направлением специализации экономических районов. В структуре баланса занятости населения европейской части страны, исключая Северный и Уральский регионы, основная часть занятых трудовых ресурсов приходится на трудоемкие отрасли хозяйства - квалифицированные отрасли машиностроения, легкую промышленность, промышленность строительных материалов, строительство, сельское хозяйство и социальную сферу обслуживания. В то же время в Северном, Уральском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном регионах большая доля экономически активной части населения занята в сфере тяжелой индустрии с высоким удельным весом в структуре хозяйства добывающих отраслей - топливно-энергетических и горнодобывающих. При этом доля занятых в других отраслях материального производства и непроизводственной сферы невелика. 

                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Нехватка кадров

       К сожалению, то, чем Россия заслуженно гордилась, наши квалифицированные кадры, на грани исчезновения. Выборочный анализ по ряду передовых отраслей (авиационно-космической, ракетной и т.п.) показывает, что средний возраст квалифицированных рабочих и инженеров приближается к 60-ти (составляет 56-58 лет). В основном это люди, выбравшие свой путь на заре космической эры в конце 50-х - начале 60-х. Смены им почти нет - очень мало высококвалифицированных кадров моложе 40 лет. 
Фактически это означает, что через пять лет некому уже будет поднимать промышленность. Подготовка высококвалифицированного персонала 
(как рабочих, так и инженеров) занимает 10-15 лет. Минимальный срок - 
5 лет (и не для всех специальностей это возможно).

     Нехватку квалифицированных кадров ощущают в первую очередь руководители. Именно они первыми сталкиваются с невозможностью найти квалифицированного рабочего или инженера. Уже сейчас отсутствие специалистов сдерживает развитие ряда производств. Это стало заметным даже на фоне депрессии. Любые попытки развивать или даже просто поднимать промышленность приведут к тому, что дефицит кадров станет проблемой N1. 
Особенно важна эта проблема для Сибири, где много ресурсов, но мало людей. Квалифицированные специалисты мигрируют в западные регионы страны и за границу (в том числе - в Китай, который, несмотря на сравнительную бедность жизни, оплачивает работу специалистов из России намного выше, чем их Родина).Также переходят специалисты в другие отрасли (например, инженер становится "челноком") и дисквалифицируются - для дисквалификации обычно достаточно 3-5 лет.
 

                                        

                           

                                     Формирование рынка труда в России

          Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.

        Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

       Основными задачами государства в области обеспечения занятости населения на данный момент являются:

-обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест;

- развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах России;

-регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

-формирование эффективной структуры занятости населения повышение качества создаваемых рабочих мест;

- развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы;

-создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

-предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы развитие системы общественных работ.

        Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем. 

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Регулирование рынка труда в России

          Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ “О занятости населения в Российской Федерации” от 19 апреля 1991г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992г.

          В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии- два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

           Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшихся от двух вариантов профессиональной подготовки.

Решение о назначение пособия по безработице  принимается центром занятости  одновременно с решением о признание  гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

-уволенным  с  предприятия по любым  поводам, имевшим до увольнения  оплачиваемую работу не менее  12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев-60%, в дальнейшем-45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области.

-уволенным  с предприятия на любых основаниях, но не имевшим за последний  год 12 недель оплачиваемой работы  пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы.

-гражданам,  ищущим работу впервые, а также  стремящимся возобновить трудовую  деятельность после длительного(более  одного года) перерыва, пособие по  безработице выплачивается только в размере установленном законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице  не может превышать 12 календарных  месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в  случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

           Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах- центры и службы занятости. Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров. 

                               

                               
 
 
 

                                

                                Нагрузка на трудоспособное население

Информация о работе Международные движения труда и мировые центры труда