Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 23:55, реферат
Международное разделение труда – объективная основа международного обмена товарами, услугами и знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между странами мира независимо от уровня их экономического развития и характера общественного строя.
Международное разделение труда можно определить как важную ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, которое опирается на экономически выгодную специализацию производства отдельных стран на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных количественных и качественных соотношениях.
4.
Маятниковая (челночная,
5.
Нелегальная (незаконный въезд
в страну в поисках работы
или прибытие в нее на
6.
«Утечка умов» – это
Для стран-доноров
эмиграция приносит следующие преимущества:
q
уменьшается давление
q
после работы за границей в
страну возвращаются более
q
страны получают валютные
Недостатки
эмиграции состоят в следующем:
-
отток части трудовых ресурсов
в наиболее трудоспособном
-
потеря части понесенных
Принимающие
трудовых мигрантов страны получают
следующие выгоды:
a)
экономия на зарплате (иностранные
рабочие оплачиваются ниже
b)
повышение
c)
за счет иммигрантов
d)
экономия на затратах на
e)
иностранные рабочие часто
f)
иностранные работники не
К отрицательным
моментам, связанным с импортом рабочей
силы, можно отнести:
·
появление дискриминации по отношению
к иностранцам, межнациональная
неприязнь;
·
недовольство коренного населения,
возникновение элементов
Т.А.Фролова
Мировая экономика: конспеки лекций
Таганрог:
Изд-во ТРТУ, 2006
Сущность
международной миграции
Международная
миграция рабочей силы представляет
собой процесс перемещения
Международная
миграция включает две основные составляющие:
эмиграцию и иммиграцию. Под э
м и г р а ц и е й
понимается выезд из страны на постоянное
место жительства, под и м м
и г р а ц и е й - въезд
в страну на постоянное место жительства.
Международная миграция включает также
процесс репатриации- возвращение
в страну происхождения ранее
выехавших из нее граждан.
М е ж д у н а р о д н ы е м и г р а н т ы подразделяются на пять основных категорий:
иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80-90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;
работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;
нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;
лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась - до более 1 млн человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;
беженцы.
По данным ООН, в мире на конец 90-х
гг. насчитывается более 22 млн беженцев
(из них около 4 млн возвратившихся
в места прежнего проживания, но
находящихся под патронажем ООН).
Большинство сегодняшних
Теории
международной миграции
Международная
миграция рабочей силы - это объективный
процесс, присущий рыночной экономике.
Он так же объективен, как процесс
перелива капитала между странами,
развития внешнеторговых связей, международной
экономической интеграции. Трудовые ресурсы
в соответствии с рыночными законами ищут
себе наиболее выгодное применение, дающее
максимальную эффективность.
Существует
несколько теорий, объясняющих причины
и направленность международных
миграционных процессов. Наиболее распространенный
концептуальный подход исходит из классической
теории и, в частности, из представления
о соотношении факторов «выталкивания»
и «притяжения» населения и рабочей
силы как главных движущих силах
данного процесса. Согласно классической
(Е. Равенштайн, А. Люис, Дж. Фей, Г. Ранис)
и неоклассической теории (Дж. Харрис,
М. Тодаро) избыточные трудовые ресурсы
мигрируют из преимущественно сельских
районов с низкой предельной производительностью
в более развитые урбанизированые
районы. Часто решения о миграции
объясняются индивидуальными
В отличие
от классических теорий приверженцы
исторических и структуралистских
концепций объясняют миграцию экономическим
и политическим неравенством различных
субъектов (стран, регионов, предприятий,
индивидов), когда более сильные
субъекты определяют направленность миграционных
потоков в выгодном им направлении.
Эти же теории признают важность таких
факторов, как этнические и семейные
связи среди мигрантов, роль государственного
регулирования в данной области.
В реальной
жизни все перечисленные
Говоря
о сопоставимости человеческих ресурсов
с другими экономическими ресурсами
на международных рынках, важно отметить
и их особенности. Они отражают специфику
товара «рабочая сила», который является
не только объектом, но и субъектом
международных экономических
Основные
центры притяжения миграционных потоков
По мере
роста интернационализации
Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600-700 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,5 млн человек). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.
Страны-доноры
Для различных
принимающих стран существуют разные
источники миграционных потоков, хотя
во многих случаях они и совпадают.
Это обусловлено, с одной стороны,
той ролью, которую страна притяжения
играет в современном мире, и возможностями,
которые она имеет, а с другой
стороны, конкретными историческими,
этническими, географическими связями
между принимающими странами и странами-донорами.
При этом наблюдаются довольно заметные
сдвиги в географических потоках
современной иммиграции. Так, если в
60-х гг. основными источниками
новых мигрантов для США были
Канада и Западная Европа (79% приехавших),
то в 70-80-х гг. доминировали Латинская
Америка и Азия. В 90-х гг. из этих
регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.
За прошедшие
десятилетия изменился не только
этнический состав, но и квалификационный
и образовательный уровень
Регулирование
международной миграции
Процесс
международной миграции рабочей
силы и населения регулируется национальным
законодательством различных
В каждой
стране вырабатывается национальная м
и г р а ц и о н н
а я п о л и т и ка.
Это комплекс законодательных, организационных
и иных мер, направленных на регулирование
въезда в страну и выезда из нее,
предоставление и лишение гражданства
или иного статуса проживания
в стране, использование в ней
иностранной рабочей силы, создание
системы социальной зашиты работников-мигрантов
в период их работы за рубежом, регламентирование
потоков беженцев и их социальную
защиту.
С целью
недопущения неконтролируемого
влияния международной миграции
на социальную обстановку и рынки
труда большинство развитых стран
проводит определенную миграционную протекционистскую
политику, призванную защитить интересы
своего населения и экономики. Так,
в США по закону об иммиграции, вступившему
в силу в ноябре 1990 г., начиная
с 1995 г. в страну ежегодно допускается
не более 675 тыс. человек. Закон вводит
также квоту для лиц, выезжающих
в США в поисках работы, - 140
тыс. человек в год.
В связи
с ростом политической и демографической
нестабильности в 90-х гг., усложнением
процесса адаптации и трудоустройства
иммигрантов многие европейские
страны также ужесточили свои иммиграционные
законодательства. Например, с 1993 г. Франция
ограничила въезд новых иммигрантов;
ФРГ в середине 90-х гг. приняла
решение не предоставлять вид
на жительство претендентам на въезд,
а также гражданство детям работающих
по контракту мигрантов, преимущественно
турецкого происхождения, что ранее было
предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения
иммиграционного законодательства ввели
Австрия, Италия, Испания, Португалия.