Международное разделение труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

Мировая экономика (мировому хозяйству, всемирное хозяйство) – это сумма всех национальных экономик мира, или – это совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром. Однако различие между определениями становятся все менее заметными, так как в любой стране остается все меньше отраслей и подотраслей, которые бы не взаимодействовали внешнем миром прямо или косвенно, например, через те отрасли национальной экономики, которые активно торгуют на внешнем рынке.

Коренная причина возникновения и развития международных экономических отношений – это различия в наделенности стран факторами производства (экономическими ресурсами), что, с одной стороны, ведет к международному разделению труда, а с другой стороны, - к перемещению этих факторов между странами.

Содержание

введение

1.Международная специализация и ее виды. Факторы производства.
1.Сущность международной специализации. Ее виды.
2.Понятие и сущность МРТ.
3.Теории международного движения факторов производства.
4.Факторы производства, их значение для специализации стран и регионов в мировой экономике
2.Мировой рынок рабочей силы и его основные параметры

2.1. понятие и виды международной миграции рабочей силы;

2.2. масштабы международной миграции рабочей силы;

2.3. Направления международной миграции рабочей силы;

2.4. экономические последствия миграции рабочей силы;

2.5. государственное регулирование внешней трудовой миграции;

2.6. Россия и международная трудовая миграция

Вывод.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по мировой экономике.doc

— 241.00 Кб (Скачать)

    Важнейшими  целями иммиграционной политики США  и Канады является поощрение притока  зарубежных менеджеров, элитных специалистов, высококвалифицированных рабочих, а также инвесторов (иммиграция разрешается  при условии инвестирования в экономику данной страны определенной суммы). 

2.4. экономические последствия  миграции рабочей  силы

      Влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры  в целом положительное. Страны, принимающие иностранную рабочую силу, используют ее как важный фактор развития производства, особенно отраслей, недостаточно привлекательных для местных работников.

      Иммигранты  во многих странах заняты на тяжелых, вредных, низкооплачиваемых работах, на которых нет претендентов среди местного населения. В Западной Европе доля таких иностранцев в таких отраслях достаточно велика, иногда доходит до 70% рабочей силы. Нередко без привлечения иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономике – строительства, автомобильной промышленности, сферы услуг.

      Приток  иностранной рабочей силы позволяет  развитым странам проводить перемещение  национальной рабочей силы в высокотехнологические  отрасли без ущерба для работы тех секторов, откуда уходят местные  работники.

      Работники – иммигранты в большинстве принимающих стран рассматриваются как определенный амортизатор в периоды ухудшения экономической конъюнктуры – иностранцы теряют работу первыми.

      Предприниматели , принимающие иностранную рабочую  силу (реципиентов), выигрывают от притока иммигрантов от того, что готовность иммигрантов трудиться за сравнительно низкую по стандартам данной страны заработную плату позволяет сдерживать рост оплаты труда местным работников. Во многих развитых странах существует двойной рынок труда: на одном идет купля-продажа национальной рабочей силы – квалифицированной и высококвалифицированной, а на другом – иностранной, которая согласна выполнять тяжелые и непрестижные работы, к тому же по более низким расценкам.

      Привлечение высококвалифицированных специалистов технического профиля (программистов, электронщиков, ученых в области естественных наук) обусловлено тем, что высококвалифицированные иностранные специалисты и исследователи могут повысить конкурентоспособность их продукции, способствовать освоению новых производств.

      Привлечение высококвалифицированных иностранных  специалистов позволяет принимающим  странам экономить значительные средства на подготовке таких же специалистов у себя в стране. Это ведет к  значительной экономии в сфере образования  и науки.

      Негативной  стороной, со стороны принимающей  стороны, можно отнести усиление конкуренции на рынке неквалифицированной рабочей силы, ведущей к снижению реальной заработной платы соответствующей категории местных работников.

      Страны  – экспортеры рабочей силы имеют, в свою очередь ряд выгод. Прежде всего - это дополнительные доходы от экспорта рабочей силы в форме денежных переводов от эмигрантов. Причем некоторые страны-экспортеры получают в виде валютных поступлений от занятых за рубежом граждан значительные суммы. К тому же помимо денежных переводов трудовые мигранты при возвращении на родину привозят с собой ценности, сбережения и средства производства на сумму, примерно равную переводам.

      Вместе  с тем трудовая эмиграция обычно сопровождается «утечкой умов», массовым отъездом наиболее образованных и квалифицированных работников. Нередко это носит безвозвратный характер и ведет к ослаблению интеллектуального потенциала страны-донора.

      2.5. государственное  регулирование внешней  трудовой миграции

      Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нежных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

      Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двухсторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции в данные страны.

      Страны-реципиенты принимают ограничения на въезд  трудовых мигрантов:

  • Профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы по специальности);
  • Возрастной ценз;
  • Состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);
  • Социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужденных за уголовные преступления, а также членов партий тоталитарного типа).

    Весьма жестки методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование, т.е.законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. При этом устанавливаются квоты на въезд иностранцев из определенных «нежелательных» стран и регионов мира, чаще всего это страны Азии и Африки.

          Экономическое государственное регулирование  трудовой миграции включает:

    • Уплату иммигрантами пошлин за трудоустройство;
    • Первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;
    • Налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;
    • Ограничение времени пребывания иностранных работников  принимающей стране.

     В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которым заниматься нельзя. Другие действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, специалисты высшего класса, работники новых высокотехнологических, работники, претендующие на низкооплачиваемую, непрестижную, тяжелую и вредную работу).

           Трудовая миграция одна из причин безработицы среди  местного населения. Для устранения такой проблемы реализуют программы стимулирования реэмиграции. В рамках этих программ применяются денежные выплаты иммигрантам при добровольном увольнении и отъезде на родину, либо специальная профессиональная подготовка иностранных работников, которая позволила бы им претендовать на более высокооплачиваемую и престижную работу на родине. Так, Франция поощряет репатриацию выходцев из Африки.

           В этом же направлении  действуют программы экономической  помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых предприятий с целью приостановить новые потоки трудовой эмиграции, предоставление кредитов иммигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия).

     Международное перемещение рабочей силы, с одной стороны, является мощным фактором экономического развития. Миграция обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями наиболее динамично развивающихся стран. Ведет к концентрации активного и предприимчивого населения в главных экономических центрах, позволяет освоить новые районы и их природные ресурсы, способствует материальному благосостоянию и росту профессионального уровня десятков миллионов людей. Международная миграция населения играет важную роль в демографическом и экономическом развитии отдельных стран (США, Канада, Австралия, отчасти ЮАР, Аргентина). Так, население Израиля увеличивается за счет притока иммигрантов.

     С другой стороны, миграция ведет к  чрезмерному разрастанию крупных  городов в странах-реципиентах, демографическому старению феминизации населения в странах-донорах. Адаптация иммигрантов к новым условиям почти всегда сопровождается значительными трудностями, а нередко  и конфликтами на этнической  конфессиональной основе. Результатом массовой эмиграции может стать депопуляция (сокращение численности населения), что происходило в Ирландии, Греции, Португалии в 60-х годах, несмотря на высокий естественный прирост в этих странах.

     2.6. Россия и международная  трудовая миграция

     Россия  вышла на международный рынок  труда на рубеже  80-х-90-х гг. В середине 90-х годов в странах дальнего зарубежья трудилось свыше 100 тысяч россиян. Наибольшая часть российских трудовых мигрантов направляется в страны Европы – Австрию, Германию, Польшу, Финляндию, Францию. Остальная часть находит работу в США, Канаде, Австралии, а также а странах Западной Азии.

Информация о работе Международное разделение труда