Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 04:09, реферат
Международное производственно–техническое сотрудничество, которое складывается непосредственно в материальном производстве, стало важной формой внешнеэкономической деятельности фирм, функционирующих на мировом рынке. Оно затрагивает такие виды деятельности компаний разных стран, как совместная организация производства конечной продукции на основе международной специализации и кооперирования производства, разработка и выполнение совместных производственных программ по выпуску новейших видов продукции, совместное участие в сооружении крупных промышленных объектов, требующих объединения специализированных видов деятельности, научно–техническое сотрудничество и т.д.
Минским
АО «Пеленг» разрабатываются и производятся
прицельные комплексы для бронетанковой
техники. Прицельный комплекс состоит
из трех компонентов: оптического прицела,
тепловизионного прицела и
Аналогичная
продукция выпускается и
Организационной формой реализации совместных программ стран–кооперантов, предполагающих создание технически сложных и дорогих проектов, которые не под силу компаниям одной страны даже при финансовой поддержке правительства, являютсямеждународные консорциумы. Они возникли во многих сферах экономики, полностью зависят и подотчетны партнерам–учредителям. Такая организационная и юридическая обособленность консорциумов от партнеров–кооперантов позволяет им решать трудные проблемы международного кооперирования при значительном снижении риска у основных партнеров по кооперированию.
Показательным примером реализации такой формы является франко–российский проект по созданию учебно–тренировочного самолета нового поколения МиГ–АТ. Для разработки и производства этой машины был создан консорциум, в который вошли с российской стороны МАПО «МиГ», а с французской – фирмы SNECMA (производитель авиационных двигателей) и Sextant Avioniqu (производитель современной авионики).
И наконец, важным и сравнительно новым методомразвития международного кооперирования производства является сотрудничество предприятий разных стран по совместному сооружению хозяйственных объектов. Фактически это означает возрождение подрядного кооперирования, но на новой производственной основе. Если в традиционном подрядном кооперировании речь шла о выполнении подрядчиком поручения заказчика на выпуск промежуточных изделий по его чертежу и спецификациям или заданий на проектирование или изготовление новых аппаратов, моторов или машин, то теперь установление кооперированных связей предполагает осуществление фирмами нескольких стран по поручению заказчика совместной согласованной работы по сооружению определенного промышленного или другого хозяйственного объекта. Подобная деятельность включает помимо поставок и монтажа оборудования также проектные, строительные, инженерные и другие работы.
В сооружении промышленных объектов может принимать участие несколько фирм разных стран, в том числе, и фирмы страны–заказчика. Основным преимуществом многостороннего кооперирования является взаимная дополняемость финансовых, производственных и других ресурсов партнеров, что позволяет в большей степени использовать возможности международного разделения труда. При многостороннем кооперировании достигается наивысшая эффективность использования имеющихся ресурсов и повышение прибыльности производства.
Организационно
кооперирование по сооружению промышленных,
транспортных и других объектов осуществляется
на основе международных договоров
или соглашений о производственно–техническом
и промышленном сотрудничестве. Такие
договоры предусматривают участие
партнеров своими средствами и усилиями
в осуществлении совместной программы
строительства объекта. В одних
случаях отношения между
Практика международного производственно–технического сотрудничества в Республике Беларусь
Развитие международного кооперирования стран–членов СНГ – весьма сложное явление. Экономика СССР по своей сути представляла собой автаркическую модель – из всего объема кооперированных связей предприятий, расположенных на территории бывшего СССР, 80% осуществлялись со странами СЭВ, а остальные 20% приходились на индустриальные и развивающиеся государства вместе взятые.
Отставание бывшего Советского Союза в области международного кооперирования производства тормозило научно–технический прогресс в промышленности, сдерживало интенсивные факторы развития отечественной экономики.
С распадом СССР и исчезновением СЭВ экономика Республики Беларусь оказалась в крайне сложном положении, так как по объективным причинам в значительной степени нарушились существовавшие кооперационные связи в рамках СЭВ и СССР.
Особенно
болезненным стал распад сложившихся
технологических цепочек для
предприятий военно–
В период с 1992 года по 1994 год Российская Федерация, на территории которой находилось около 77% всего ВПК СССР, попыталась организовать замкнутый цикл производства продукции военного назначения в рамках национальных границ, организовав дублирующее производство продукции военного назначения, выпускавшейся на территории других стран СНГ.
Однако ввиду общего кризиса российской экономики, резкого сокращения оборонного заказа и проблем с финансированием действующих предприятий ВПК эти попытки были прекращены. В этот период Правительством Республики Беларусь был предпринят комплекс мер по возобновлению поставок узлов и комплектующих изделий к продукции военного назначения, выпускавшейся белорусскими предприятиями, на предприятия ВПК России.
Результатом
этих усилий стало подписание 20 мая
1994 г. Соглашения между Правительством
Республики Беларусь и Правительством
Российской Федерации о производственной
и научно–технической кооперации предприятий
оборонных отраслей промышленности,
в соответствии с которым стороны
обязались сохранить
Необходимо отметить, что данное Соглашение является одним из немногих двусторонних договоров с Российской Федерацией, действующих в полном объеме, что объективно подтверждает выгодность производственного кооперирования для субъектов хозяйствования различных стран.
Республикой Беларусь последовательно проводится курс на развитие промышленного кооперирования с Российской Федерацией, что вполне оправдано, так как предприятия Российской Федерации являются основными потребителями выпускаемых в Республике Беларусь узлов, агрегатов и комплектующих изделий. Свидетельством этому являются Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о производственной кооперации от 29 марта 1999 г. и Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о проведении единой структурной промышленной политики от 8 сентября 1999 г.
Государственное стимулирование развития международной специализации и международного кооперирования способно сыграть значительную роль в росте экспорта промышленной продукции.
В
этом свете разработка мер по государственному
поощрению включения
Активное применение указанных мер государственной поддержки предприятий по их включению в процесс международного кооперирования способны продвинуть белорусскую промышленность по пути совершенствования технологии и организации производства как частичной, так и связанной с ней готовой продукции.
Международное
производственно–техническое
В качестве примера подрядного кооперирования по проектированию и изготовлению новых агрегатов можно привести конструкторское бюро «Дисплей» (г. Витебск), разрабатывающее и производящее видеомониторы, предназначенные для установки на военных самолетах, войсковых объектах сухопутного и морского базирования, по заявкам предприятий Российской Федерации, производящих финальные образцы военной техники. Так, в течение 1995–2000 годов КБ «Дисплей» разработано и поставлено на производство 15 типов видеомониторов, что позволило предприятию стать основным поставщиком данной продукции на предприятия ВПК России.
Историческая
роль международного кооперирования производства
не ограничивается повышением производительности
труда и содействием в
Информация о работе Международное производственно техническое сотрудничество