Международное движение факторов производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:05, реферат

Описание работы

Мобильность факторов производства. Теоретические подходы. Международная миграция капитала. Прямые и портфельные зарубежные инвестиции.

Работа содержит 1 файл

движение факторов производства.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

 

 

ЛЕКЦИЯ 2

1.       Международная миграция рабочей силы. Ее причины и основные формы.

Международная миграция рабочей силы представляет собой пе­реселение трудоспособного населения из одних государств в другие с целью поиска работы сроком более одного года, вызванное, прежде всего причинами экономического характера. Помимо экономических мотивов, процесс международной трудовой миграции обусловлен также причинами политического, этнического, культурного, семейно­го и иного характера.

Следует отметить, что при миграции рабочей силы определяющи­ми мотивами являются желание заработать больше, чем на родине, и стремление найти лучшее применение своей квалификации. В связи с этим международную миграцию рабочей силы принято определять как оплачиваемую профессиональную деятельность за границей.

Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиг­рация — это выбытие за границу, а иммиграция — прибытие из-за границы. Другими словами, международная миграция рабочей силы представляет собой экспорт и импорт лиц наемного труда. Разность иммиграции (из страны) и эмиграции (в другую страну) составляет миграционное сальдо.

Вместе с тем существует и более специфическая разновидность международной миграции — реэмиграция, т.е. возврат на родину ра­нее эмигрировавшего населения.

Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов». Она является сегодня серьезной пробле­мой для большинства развивающихся стран.

Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-ми­грантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год. Существует и особая категория легальных мигрантов — рабочие-фронтальеры, т. е. рабочие, ежедневно пересекающие границу, чтобы paботать в соседнем государстве. Ярким примером тому являются мексиканские рабочие, ежедневно работающие в США.             

Степень зависимости национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей определяется показателем удельного веса иностранных рабочих в общем числе занятых, который рассчитывается по следующей формуле:

 

d. ин.раб.=Σ ин.рабочих / Σ занятых

где d ин. раб.— удельный вес иностранных рабочих в общем числе занятых в стране;  Σ ин. раб.— общая численность иностранных рабочих в стране; Σ занятых — общая численность занятых в стране.

Причины миграции рабочей силы обусловлены воздействием факторов как экономического, так и неэкономического характера. К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, нацио­нальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали ока­зывать также экологические, образовательно-культурные, психологи­ческие и этнические факторы.

К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся следующие:

       различные уровни экономического развития стран;

       состояние национального рынка труда;

       структурная перестройка экономики;

       развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;

       вывоз капитала, функционирование ТНК.

В мировой практике в настоящее время сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:

по направлениям:

       миграция из развивающихся стран и постсоциалистических в промышленно развитые страны;

       миграция в рамках промышленно развитых стран;

       миграция рабочей силы между развивающимися странами;

       миграция высококвалифицированной рабочей силы из промыш­ленно развитых в развивающиеся страны;

по территориальному охвату:

       межконтинентальная;

       внутриконтинентальная;

по уровню квалификации мигрантов:

       высококвалифицированная рабочая сила;

       низкоквалифицированная рабочая сила;

по времени:

       безвозвратная (как правило, межконтинентальная);

       временная (как правило, внутриконтинентальная);

       сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки);

       маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны);

по степени законности:

       легальная;

       нелегальная.

Основными центрами притяжения мигрантов из других стран яв­ляются следующие страны и регионы:

       США, Канада.

       Австралия.

       Западная Европа

       Нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока.

       Новые индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ДЛЯ СТРАН-ДОНОРОВ И СТРАН-РЕЦИПИЕНТОВ

Общие глобальные последствия миграции рабочей силы носят двой­ственный характер.  С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, спо­собствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая  рутинные традиций форм жизни. С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быст­рому росту крупных городов, обострению экологической ситуации, обезлюдению села, порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.

Таким образом, международная миграция рабочей силы оказыва­ет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономи­ческое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей силы) и стран-реципиентов (импортеров рабочей силы).

 

                                       Последствия для

стран-доноров

Позитивные

Негативные

 эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных тру­довых ресурсов;

 экспорт рабочей силы — это бесплатное для страны-донора обуче­ние работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, по­вышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, пере­довой организации труда;

 экспорт рабочей силы — важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в це­лом способствует улучшению их экономического положения;.

 при возвращении на родину мигранты привозят с собой матери­альные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы;

 страны-доноры взимают .налоги в госбюджет с фирм-посредни­ков, которые занимаются трудоустройством их граждан за рубежом.

 

       страны эмиграции теряют часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, что ведет к их постепенному старению;

       страны-доноры теряют средства, связанные с общеобразователь­ной и профессиональной подготовкой эмигрантов;

       отток квалифицированных кадров, выезд ученых и специалистов приводят к общему снижению научно-технического, общеобразовательного и культурного потенциала страны. Происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет до 60 млрд. долл. в резуль­тате того, что треть российских ученых работает за рубежом;

       изменяется национальная структура населения, ухудшается демо­графическая ситуация в связи с выездом прежде всего трудоспособного населения, молодых рабочих и специалистов.

 

 

                                      Последствия для

стран-реципиентов

Позитивные

Негативные

     приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильно­стью, облегчает структурные, отраслевые и другие изменения в на­циональной экономике;

     иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигриру­ет обычно молодежь — самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;

     принимающие страны существенно экономят на затратах, кото­рые были вложены на образование и профессиональную подготовку рабочих и специалистов в странах-донорах;

     иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, предъявля­ют дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

     импорт рабочей силы способствует повышению конкурентоспо­собности товаров принимающей страны вследствие уменьшения из­держек производства, связанных с более низкой оплатой труда ино­странных рабочих;

     временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящие­ся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирова­ния экономики принимающей страны;

     иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые харак­теризуются старением коренного населения;

     иностранные рабочие часто играют роль определенного амортиза­тора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уво­лить с работы.

     целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;

     происходит снижение цены на национальную рабочую силу, рас­тет предложение на рынке труда иностранных рабочих, которые за­полняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную ра­боту;

     провоцируются конфликты между коренным населением и имми­грантами, возрастает социальная напряженность в обществе, усили­вается межнациональная неприязнь;

     иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.

 

 

Наличие положительных и отрицательных последствий междуна­родной миграции рабочей силы, обострение проблем социально-эко­номического, нравственного и идеологического характера приводит к необходимости регулирования миграционных процессов на нацио­нальном и межнациональном уровнях.

 

2.       Государственное и межгосударственное регулирование международной миграции рабочей силы.

Процесс международной миграции рабочей силы регулируется на­циональными законодательствами разных стран и международными правовыми актами.

Государственная миграционная политика — это целенаправлен­ная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы. Государственная миграционная политика подразделяется на два вида — эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различ­ные цели и методы регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мигрантов классифицируют по следующим трем категориям:

1.       семейная эмиграция; предполагает обязательное наличие род­ственника — гражданина страны, который может дать поручительство;

2.       экономическая эмиграция; предполагает наличие квалифика­ции, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны.

      В свою очередь, экономическая эмиграция имеет четыре разновидности:

1)      частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намере­ние основать предприятие, а также достаточный для этого капитал);

2)      эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу;

3)      эмиграция по приглашению на работу работодателем;

4)      эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта.

3.       гуманитарная эмиграция; предполагает признание статуса бе­женца.

 

Иммиграционная политика государства формируется из следую­щих инструментов:

Информация о работе Международное движение факторов производства