Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:05, реферат
Мобильность факторов производства. Теоретические подходы. Международная миграция капитала. Прямые и портфельные зарубежные инвестиции.
ЛЕКЦИЯ 2
1. Международная миграция рабочей силы. Ее причины и основные формы.
Международная миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие с целью поиска работы сроком более одного года, вызванное, прежде всего причинами экономического характера. Помимо экономических мотивов, процесс международной трудовой миграции обусловлен также причинами политического, этнического, культурного, семейного и иного характера.
Следует отметить, что при миграции рабочей силы определяющими мотивами являются желание заработать больше, чем на родине, и стремление найти лучшее применение своей квалификации. В связи с этим международную миграцию рабочей силы принято определять как оплачиваемую профессиональную деятельность за границей.
Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из эмиграционных и иммиграционных потоков. Эмиграция — это выбытие за границу, а иммиграция — прибытие из-за границы. Другими словами, международная миграция рабочей силы представляет собой экспорт и импорт лиц наемного труда. Разность иммиграции (из страны) и эмиграции (в другую страну) составляет миграционное сальдо.
Вместе с тем существует и более специфическая разновидность международной миграции — реэмиграция, т.е. возврат на родину ранее эмигрировавшего населения.
Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов». Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.
Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год. Существует и особая категория легальных мигрантов — рабочие-фронтальеры, т. е. рабочие, ежедневно пересекающие границу, чтобы paботать в соседнем государстве. Ярким примером тому являются мексиканские рабочие, ежедневно работающие в США.
Степень зависимости национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей определяется показателем удельного веса иностранных рабочих в общем числе занятых, который рассчитывается по следующей формуле:
d. ин.раб.=Σ ин.рабочих / Σ занятых
где d ин. раб.— удельный вес иностранных рабочих в общем числе занятых в стране; Σ ин. раб.— общая численность иностранных рабочих в стране; Σ занятых — общая численность занятых в стране.
Причины миграции рабочей силы обусловлены воздействием факторов как экономического, так и неэкономического характера. К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.
К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся следующие:
различные уровни экономического развития стран;
состояние национального рынка труда;
структурная перестройка экономики;
развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;
вывоз капитала, функционирование ТНК.
В мировой практике в настоящее время сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:
по направлениям:
миграция из развивающихся стран и постсоциалистических в промышленно развитые страны;
миграция в рамках промышленно развитых стран;
миграция рабочей силы между развивающимися странами;
миграция высококвалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;
по территориальному охвату:
межконтинентальная;
внутриконтинентальная;
по уровню квалификации мигрантов:
высококвалифицированная рабочая сила;
низкоквалифицированная рабочая сила;
по времени:
безвозвратная (как правило, межконтинентальная);
временная (как правило, внутриконтинентальная);
сезонная (связанная с ежегодными поездками на заработки);
маятниковая (предусматривающая ежедневные поездки к месту работы за пределы своего населенного пункта, страны);
по степени законности:
легальная;
нелегальная.
Основными центрами притяжения мигрантов из других стран являются следующие страны и регионы:
США, Канада.
Австралия.
Западная Европа
Нефтедобывающие страны Ближнего и Среднего Востока.
Новые индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.
ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ ДЛЯ СТРАН-ДОНОРОВ И СТРАН-РЕЦИПИЕНТОВ
Общие глобальные последствия миграции рабочей силы носят двойственный характер. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиций форм жизни. С другой стороны, миграция трудовых ресурсов способствует быстрому росту крупных городов, обострению экологической ситуации, обезлюдению села, порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни.
Таким образом, международная миграция рабочей силы оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей силы) и стран-реципиентов (импортеров рабочей силы).
| стран-доноров |
Позитивные | Негативные |
эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов; экспорт рабочей силы — это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда; экспорт рабочей силы — важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;. при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы; страны-доноры взимают .налоги в госбюджет с фирм-посредников, которые занимаются трудоустройством их граждан за рубежом.
| страны эмиграции теряют часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, что ведет к их постепенному старению; страны-доноры теряют средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов; отток квалифицированных кадров, выезд ученых и специалистов приводят к общему снижению научно-технического, общеобразовательного и культурного потенциала страны. Происходит «утечка умов». Например, Россия ежегодно теряет до 60 млрд. долл. в результате того, что треть российских ученых работает за рубежом; изменяется национальная структура населения, ухудшается демографическая ситуация в связи с выездом прежде всего трудоспособного населения, молодых рабочих и специалистов.
|
| стран-реципиентов |
Позитивные | Негативные |
приток иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчает структурные, отраслевые и другие изменения в национальной экономике; иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно молодежь — самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте; принимающие страны существенно экономят на затратах, которые были вложены на образование и профессиональную подготовку рабочих и специалистов в странах-донорах; иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания; импорт рабочей силы способствует повышению конкурентоспособности товаров принимающей страны вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой оплатой труда иностранных рабочих; временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны; иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения; иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. | целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда; происходит снижение цены на национальную рабочую силу, растет предложение на рынке труда иностранных рабочих, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу; провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами, возрастает социальная напряженность в обществе, усиливается межнациональная неприязнь; иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.
|
Наличие положительных и отрицательных последствий международной миграции рабочей силы, обострение проблем социально-экономического, нравственного и идеологического характера приводит к необходимости регулирования миграционных процессов на национальном и межнациональном уровнях.
2. Государственное и межгосударственное регулирование международной миграции рабочей силы.
Процесс международной миграции рабочей силы регулируется национальными законодательствами разных стран и международными правовыми актами.
Государственная миграционная политика — это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы. Государственная миграционная политика подразделяется на два вида — эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.
Мигрантов классифицируют по следующим трем категориям:
1. семейная эмиграция; предполагает обязательное наличие родственника — гражданина страны, который может дать поручительство;
2. экономическая эмиграция; предполагает наличие квалификации, особых способностей, опыта частной предпринимательской деятельности, которые могут оказаться полезными в экономическом развитии страны.
В свою очередь, экономическая эмиграция имеет четыре разновидности:
1) частнопредпринимательская эмиграция (имеется опыт и намерение основать предприятие, а также достаточный для этого капитал);
2) эмиграция лиц молодого возраста с хорошим образованием и квалификацией, а также со способностью найти работу;
3) эмиграция по приглашению на работу работодателем;
4) эмиграция лиц, достигших больших успехов международного значения в сферах творчества, спорта.
3. гуманитарная эмиграция; предполагает признание статуса беженца.
Иммиграционная политика государства формируется из следующих инструментов:
Информация о работе Международное движение факторов производства