Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 12:09, реферат
Бурно происходящая интернационализация производства и капитала сопровождается интернационализацией рынка труда. Международная миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства, т.к. трудовые ресурсы в мире распределены неравномерно. В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсов мира приходится на Восточную и Юго-восточную Азию (35%), Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%). Использование иностранной рабочей силы уже давно считается непременным условием нормального процесса воспроизводства. В странах, активно использующих иностранных рабочих, целые отрасли экономики находятся в зависимости от импорта рабочей силы. Во Франции иммигранты составляют 1/4 занятых в строительстве, 1/3— в автомобилестроении; в Бельгии — половину горняк
4
Теоретическая разработка проблем международной миграции……………………………………………………………. 4
Основные виды международной трудовой миграции……………………………………………………………. 5
Количественные показатели международной миграции…………………………………………………………….. 7
Система государственного и межгосударственного регулирования международной миграции трудовых ресурсов ……………………………………………………………. 8
Основные центры притяжения иммигрантов……………..…………………………………………. 11
Проблема трудовой миграции в России…..……………... 14
Заключение………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………….16
Несмотря на то, что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным является регулирование трудовой иммиграции.
Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства:
■ профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности;
■ ограничения личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20—40 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций;
■ количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество,
■ экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить;
■ временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней;
■ географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции, которая обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран;
■ запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев.
Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматриваются депортация, денежные штрафы и (или) тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, что также считается преступлением, предусматриваются крупные штрафы, способные привести к разорению небольшие фирмы и предприятия.
Во второй половине истекшего
столетия сформировались новые
центры притяжения иммигрантов.
Первый центр иммиграции сформировался в странах Западной Европы, где иностранную рабочую силу стали использовать на постоянной основе. Только в ЕС насчитывается 13 млн иммигрантов и членов их семей, в том числе около 8 млн (61%) из стран, не являющихся членами ЕС. В ФРГ иностранная рабочая сила составляет 8% от общего числа занятых, во Франции — 7, Швейцарии и Люксембурге — до 30%.
Особая роль иностранцев как дополнительной рабочей силы для стран иммиграции заключается в том, что в межгосударственном передвижении в основном участвует молодежь, как правило, до 25 лет, пригодная к интенсивному труду и физическим нагрузкам.
До последнего времени иностранные рабочие использовались преимущественно в тех сферах, где велика доля ручного труда (строительство, сфера обслуживания), и в тех отраслях, где работа является слишком опасной, грязной или считается не престижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70%, а это значит, что такие предприятия уже «сориентированы» на использование пришлой рабочей силы.
Вторым центром иммиграции традиционно являются США, трудовые ресурсы которых исторически сложились именно за счет иммигрантов. Сейчас приезжая рабочая сила постоянно составляет около 5%, а в прибрежных районах и больше (считая тех, кто не успел ассимилироваться).
Послевоенная иммиграция в США состояла из двух этапов: первый этап включал мощную европейскую иммиграцию в конце 40-х — 50-х гг., до середины 60-х гг. в США въехали около 7 млн человек из Западной Европы. Второй этап начался в 1965 г. с принятия закона, создавшего условия, особо благоприятные для выходцев из Азии и Латинской Америки. 1993 г. стал началом третьего этапа, когда появились преимущества у иммигрантов из европейских стран, особенно из Ирландии, Великобритании (Северная Ирландия), Италии, Польши, а также из Аргентины. Подобная переориентация объясняется тем, что к 50-м гг. XXI в. США могут стать страной, где белые будут в меньшинстве в результате высокой рождаемости цветного населения.
В 70-е гг. XX в. весьма стремительно сформировался мировой рынок труда в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. До последнего времени он был третьим центром иммиграции. Сюда к началу 80-х гт. оказалось стянуто около 3 млн иностранных рабочих. Об интенсивности миграционного процесса свидетельствует значительный удельный вес иностранной рабочей силы в ее общей численности. Так, в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) она составляла около 90%, в Катаре — свыше 80%, в Саудовской Аравии и Бахрейне — практически по 40%, в Омане — 34%. Главным экспортером рабочей силы в регионе был Египет, доля которого в общем числе иммигрантов, въезжающих в страны Арабского Востока, достигла 75%.
Четвертый центр иммиграции сформировался в Латинской Америке, где в основном Аргентина и Венесуэла принимают рабочих из соседних стран. Общее число иммигрантов достигает здесь 3 млн, подавляющее большинство которых составляют латиноамериканцы. Наиболее распространенной формой является сельская сезонная миграция. Однако существует миграция и более продолжительная по времени. Она характерна для работников промышленности и сферы услуг.
Пятый
регион — Австралия. Ее отличие состоит
в том, что политика в отношении
приезжих направлена на их ассимиляцию,
т.е. на адаптацию в новой стране
и возможность дальнейшего
Шестой международный регион миграции — Азиатско-Тихоокеанский регион. Здесь наиболее развитые страны привлекают для работы выходцев из более бедных государств, но требуются в основном неквалифицированные рабочие кадры для выполнения черной работы.
Межстрановая миграция имеет место в Африке и в Азии. По приблизительным оценкам, внутренняя миграция составляет 2 млн человек. В основном более богатые страны берут неквалифицированных работников, специалисты, приезжающие из других регионов мира, составляют не более 500 тыс. человек. Страны Азии, являясь в подавляющем большинстве экспортерами рабочей силы, принимают высококвалифицированных специалистов по отдельным специальностям (около 300 тыс.).
Что касается России, то и ее не обошли стороной проблемы, связанные с трудовой миграцией. После распада Советского Союза на его бывшей территории начались миграционные процессы. В России в 1990-х гг. оказалось огромное количество беженцев из стран СНГ и Балтии. Причиной послужили трудности экономического, политического, межэтнического характера и др. Экономические трудности способствовали оттоку из нашей страны опытных высококвалифицированных специалистов. В этих условиях правительство было вынуждено разрабатывать и проводить активную миграционную политику.
Во-первых, была создана законодательная база: был определен порядок выезда российских граждан и въезд иностранцев, установлен контроль за мигрантами и т.д.
Во-вторых, Правительство Российской Федерации приняло меры по смягчению последствий тех интенсивных процессов, которые начались сразу после распада СССР, взяло на себя контроль миграционных потоков.
В-третьих, Россия заключила международные соглашения с Германией, Китаем, Финляндией и другими странами. Такие нормы предоставляют гражданам России определенные права и гарантии в вопросах трудоустройства за границей. В этом помогают и специальные фирмы, которым были выданы лицензии на оформление на работу за границей.
В эмиграционной политике России выделены основные направления: сокращение безработицы, привлечение средств за счет денежных переводов эмигрантов на свою родину, обеспечение прав и поддержки россиян, работающих за границей, получение ими новых навыков и их применение в дальнейшем после возвращения.
Большое
значение имеет создание благоприятных
условий для тех граждан, которые
решили вернуться в нашу страну.
Необходимы специальные структуры,
которые могли бы оказывать реальную помощь
таким людям, давали бы возможность получения
налоговых льгот и использования в отношении
этих лиц льготной схемы кредитования.
Важно предоставить возможность беспошлинного
ввоза средств производства, чтобы мигранты
могли осуществлять производственную
деятельность на территории нашей страны.
Таким образом, последствия трудовой миграции неоднозначны. Сегодня признаются и используются следующие положительные последствия трудовой миграции.
Прежде всего, учитывается,
К отрицательным
тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.
Для нейтрализации