Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:32, контрольная работа
Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства, его программ развития.
Введение……………………………………………………………………. 3
1 Понятие международной торговли и особенности ее развития………. 4
2 Формы международной торговли и их особенности на современном этапе………………………………………………………………………… 8
3 Основные тенденции развития международной торговли …………… 11
4 Факторы, оказывающие влияние на рост международной торговли… 15
Заключение…………………………………………………………………. 19
Литература…………………………………………………………………... 20
В развитых странах бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при отсутствии других форм организации рынка, биржи реального товара могут играть заметную роль. Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли, в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.
Торговля ценными бумагами ведется на международных денежных рынках, то есть на биржах таких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в присутственные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами – акциями и облигациями – существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы.
В данное время торговля ценными бумагами, как на внутреннем, так и на внешнем рынке приобретает огромное значение для развития мировой торговли в целом. Объёмы оборота в рамках этой формы международной торговли неуклонно возрастают, хотя она и подвержена сильному влиянию внешнеполитических факторов.
Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и потребителем являются ярмарки и выставки. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свои товары, а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т. п.
Во Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными обществами, в большинстве случаев не располагающими своими ярмарочными территориями, принадлежащими торгово-промышленной палате. В ярмарочном хозяйстве Италии крупнейшей ярмарочной компанией является Миланская ярмарка, не имеющая конкурентов по своему годовому обороту, который составляет 200-250 миллионов евро. Она главным образом сдает в аренду выставочные павильоны, но выступает и в качестве устроителя. На ярмарках Великобритании выделяются две крупные, действующие и за пределами страны, компании – «Рид» и «Бленхейм», годовой оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов евро. Однако значительная часть своего оборота они получают и за пределами Великобритании. По официальным данным около 30 процентов внешней торговли Италии производится через ярмарки, в том числе 18 процентов через Миланскую. Она имеет 20 представительств за рубежом. Доля иностранных участников и посетителей в среднем составляет 18 процентов. Ярмарки в Германии в целом занимают ведущее место в Европе. За последнее время годовой оборот, к примеру, Берлинской ярмарки превышает 200 миллионов евро и имеет устойчивую тенденцию к росту.
Роль
ярмарок в будущем не уменьшится,
а, напротив, возрастет. С развитием
международного разделения труда, которое
еще больше углубится благодаря свободному
товарообмену в Европе. За некоторыми
исключениями посетителям и участникам
Европейских ярмарок не создавалось никаких
помех и ограничений.
3
Основные тенденции
развития международной
торговли
Среди основных тенденций в международной торговле на современном этапе можно выделить следующие:
1.Глобализация международной торговли
Эта
тенденция проявляется в
Основными чертами глобализации международной торговли являются:
- интеграция;
-
рост темпов международной
-
транснационализация и
- дальнейшая унификация правил и норм международной торговли.
Интеграция. Она представляет собой межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом. На складывающихся региональных экономических пространствах не только снимаются внутренние барьеры на пути внешнеэкономической деятельности, проводится согласованная региональная таможенная политика, но и сознательно координируются другие направления региональной экономической политики: структурная, денежно-кредитная, энергетическая, транспортная, социальная, экономическая и т.д.
Транснационализация и корпоративность мирового экспорта. На современном этапе транснациональные корпорации (ТНК) становятся основными фигурантами мировой экономики, определяя ее надстрановую глобализацию, динамику и стратегию развития. Общее число ТНК в 1999 году достигло 60000, а количество их филиалов за рубежом - 600000. Годовой объем продаж зарубежных филиалов ТНК в этом же году вырос до 15 трлн. долларов США, совершено 24000 слияний и поглощений на общую сумму 2,3 трлн. долларов США. Объем деятельности ТНК превышает сегодня 50 % мирового производства и 2/3 мировой торговли, им принадлежит 4/5 мирового банка патентов и лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Примерно 80% интеллектуального капитала и 1/3 активов также принадлежит ТНК. Они контролируют около 80% финансовых потоков. Именно деятельность этих компаний обусловила увеличение темпов роста прямых иностранных инвестиций. При этом необходимо иметь ввиду, что без тесной связи с банками даже крупнейшие международные корпорации не могут сохранять свое превосходство на конкурентоспособном уровне.
Экономический потенциал многих ТНК соизмерим с некоторыми государствами. Так, объем продаж американской ТНК «Дженерал Моторс» превышает суммарный ВНП таких стран, как Швейцария, Австрия и Швеция.
Унификация правил и норм международной торговли. Рост международной торговли, который в послевоенные годы происходил довольно высокими темпами, связан с улучшением торгово-политического режима в отношениях между странами, его либерализацией, появлением международных организаций, способствующих торговым обменам.
Характерной чертой глобализации международной торговли на современном этапе является также активный процесс унификации правил и норм. Вхождение экспортера любой страны в систему мирового рынка в качестве члена специализированных международных организаций, таких как ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), МВФ и т.д., предполагает обязательное выполнение правил и норм, разработанных международными организациями. Членство в этих организациях для каждой страны служит определенной гарантией соблюдения ее интересов другими странами, при неукоснительном выполнении самой договоренности о мерах регулирования торговли и движения капиталов. Каждая страна осуществляет свою деятельность на мировом рынке на основе дву - и многосторонних соглашений и договоров. Это должно привести к формированию однородного глобального рыночного пространства, функционирующего по единым законам, с использованием единого платежного средства или обратимых платежных средств.
Кроме того, на процесс глобализации, безусловно, влияют такие факторы, как политическое сотрудничество, либерализация международной торговли, миграция рабочей силы, международные финансовые операции.
2.
Возрастание роли научно-
Влияние научно-технического прогресса на международную торговлю ведет к изменению структуры мировой торговли и изменению способов ведения внешнеторговой деятельности. В XIX веке в международной торговле преобладали сырье, продовольствие и текстильные изделия. В современных условиях, в связи с углублением международной специализации и кооперации, прежде всего в сфере промышленности, в товарной структуре международной торговли существенно возросла доля готовых промышленных товаров, особенно машин и оборудования.
В
настоящее время изменение
Объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня составляет более 2300 млрд. долларов США в год (примерно 15% мировой торговли). Однако распределение наукоемкой продукции в мире не равномерно: 39% рынка приходится на долю США, 30% - на Японию и 16% на Германию. Удельный вес России в этой сфере деятельности составляет 0,3%. На долю США приходится также 1/3 общемировых затрат на НИОКР. Анализ показывает, что все наукоемкое производство обеспечивается 50 макро технологиями, в итоге «большая семерка», обладающая 46 макро технологиями удерживает 80 % этого рынка.
Что
касается изменения способов ведения
бизнеса в международной
3.
Доминирующая роль
Глобализация международной торговли повлекла за собой естественную потребность в обмене информацией. Это связано, в первую очередь, с тем, что происходит формирование информационного общества, когда обладание информацией определяет способность компании реагировать на быстрые изменения во внутренней и особенно внешней среде.
Следует отметить, что рассмотренные основные тенденции современной международной торговли взаимосвязаны и взаимообусловлены. Глобализация ведет к повышению роли внешнего фактора в деятельности предприятий и фирм, что в свою очередь обуславливает необходимость свободного и быстрого получения информации о конъюнктуре мирового рынка. А развитие научно-технического прогресса, с одной стороны, позволяет осуществить доступ к информации, быстро и с наименьшими затратами заключить контракт, а с другой стороны, является одним из факторов взаимозависимости стран.
Наряду с вышеперечисленными основными тенденциями, в международной торговле в современных условиях можно выделить еще целый ряд тенденций, таких как:
4
Факторы, оказывающие
влияние на рост международной
торговли
Ученые и аналитики среди основных причин роста мировой торговли называют следующие:
1.
Научно-техническая революция,
2. Возросшие объемы производства привели к существенному росту спроса на сырьевые ресурсы, хотя доля сырьевых ресурсов в мировой торговле падала на протяжении всего 20-го века. Темпы роста торговли сырьем заметно отставали от общих темпов роста мировой торговли из-за создания заменителей сырья, более экономичного его использования и углубления его переработки.
3.
Возникновение и развитие
4. Развитие транспорта: наземного, авто, но, в основном, морского, на долю которого приходится львиная доля перевозок в международной торговле (около 60%).
5.
Активная деятельность
6.
Философия свободной торговли. Многие
ученые-экономисты мира
Существенные сдвиги произошли в структуре мировой торговли: увеличилась доля готовых изделий, и сократился удельный вес продовольствия и сырья, кроме топлива. Если в 1950-х годах доля сырьевых товаров и топлива примерно равнялась доле готовых изделий, то к началу нового века доля сырьевых товаров, продовольствия и топлива упала до 30%, из которых 25% приходится на топливо и 5% на сырьё. В то же время доля готовых изделий возросла с 50% до 70%.
Уменьшение доли сырья в международной торговле объясняется тремя основными причинами: расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности, большим использованием ресурсов отечественного сырья и переходом на ресурсосберегающие технологии. В то же время резко возросла торговля минеральным топливом – нефтью, природным газом как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического баланса