Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:32, контрольная работа

Описание работы

Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства, его программ развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1 Понятие международной торговли и особенности ее развития………. 4
2 Формы международной торговли и их особенности на современном этапе………………………………………………………………………… 8
3 Основные тенденции развития международной торговли …………… 11
4 Факторы, оказывающие влияние на рост международной торговли… 15
Заключение…………………………………………………………………. 19
Литература…………………………………………………………………... 20

Работа содержит 1 файл

Международная торговля.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………. 3
1 Понятие  международной торговли и особенности  ее развития………. 4
2 Формы  международной торговли и их  особенности на современном этапе………………………………………………………………………… 8
3 Основные  тенденции развития международной торговли …………… 11
4 Факторы,  оказывающие влияние на рост  международной торговли… 15
Заключение…………………………………………………………………. 19
Литература…………………………………………………………………... 20
 
 
 

 

Введение 

     Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства, его программ развития.

     Изучением этой темы занимались и занимаются практически постоянно. Это является необходимым условием как работы отдельных организаций, связанных с внешней торговлей, так и деятельности каждого государства при осуществлении его внешней политики и разработке средне- и долгосрочных программ развития. Поэтому мониторинг состояния международной торговли, а так же процессы прогнозирования и планирования не прекращаются, что выражается в широком интересе к этой теме. По вопросам международной торговли имеются статьи во всей без исключения литературе по международным экономическим отношениям. Можно выделить таких авторов: А. Смит, Д. Рикардо и др., осветившие теоретические основы международной торговли наиболее широко.

     Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

 

      1 Понятие международной  торговли и особенности  ее развития 

     Международная торговля – старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Рост прибыли обусловленный применением машин, предопределил появление относительно избыточного капитала и вывоз его за границу, что положило начало формированию мирового хозяйства, ускорило процесс интернализации производительных сил.

     Международная торговля занимает ведущее место  в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение. Своеобразие этих процессов в послевоенный период особенно рельефно открывается при анализе долгосрочных тенденций, особенностей, форм и методов совместной торговли.

     Международная торговля в широком понимании  охватывает всякую обменную деятельность, как товарами, так и другими  продуктами человеческого труда.

     Внешняя торговля – это торговля одной страны с другими, состоящая из вывоза (экспорта) и ввоза (импорта).

     Мировая торговля – это совокупность внешней торговли стран мира.

     Международная торговля товарами – это форма МЭО, отражающая товарно-денежные отношения купли-продажи между субъектами МЭО относительно товаров материального производства и базируется на МПП.

     Международная торговля является своеобразным проявлением  мирового товарного рынка. Если на национальном рынке движение товаров обусловливается больше экономическими факторами и государственной политикой, то на мировом рынке существенное влияние на международную торговлю имеет внешнеэкономическая политика отдельных государств или их групп.

     Движение  национальных товаров между странами несколько ограничено, а некоторые национальные товары вообще не поступают в мировой товарооборот. На мировом товарном рынке обращаются только конкурентоспособные товары, лучшие из национальных товаров.

     Любому  государству для успешного функционирования на всемирном рынке необходимо иметь  свою внешнеэкономическую инфраструктуру, которая может обеспечить продвижение товаров или услуг от производителя к потребителю в другие страны.

     В этой системе основной является материально-техническая  база и специализированные организации  для послепродажного технического обслуживания.

     Страна, не имеющая внешнеэкономической инфраструктуры, вынуждена нести большие потери для обеспечения доступа к внешнеэкономической инфраструктуре других государств (для оплаты транспортировки, страховых и банковских услуг, услуг торговых домов).

     Состояние внешней торговли характеризуется рядом показателей:

     - Величина общего экспорта (импорта)  страны;

     - Торговое сальдо страны;

     - Величина экспорта (импорта) данного  вида продукции; 

     - Торговое сальдо страны по  данному виду продукции.

     Внешняя торговля на современном этапе является чрезвычайно динамичной. Это обусловлено в значительной степени развитием специализации и кооперации производства в международном масштабе, отмене ряда ограничений в международной торговле, высокими темпами развития новых индустриальных стран. Господствующие позиции в мировой торговле занимают развитые страны, крупнейшими экспортерами мира являются: США, ФРГ, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия.

     Внешняя торговля на современном этапе превратилась в важную сферу экономику любой страны, растет ее влияние на мировое экономическое развитие. Несмотря на общую тенденцию к росту, международная торговля подвергается значительным колебаниям, что обусловлено экономическими, энергетическими кризисами, нехваткой сырья и другими проблемами.

     Повышение роли внешней торговли в экономике  каждой страны проходят при неустойчивых международных торговых связях. Вследствие этого в структуре товарооборота и в направлениях внешнеторговых потоков постоянно происходят изменения.

     Сегодня в международном обществе существенно сокращается удельный вес сырья и резко повышается доля готовых изделий. В таких странах как ФРГ и Япония доля готовой продукции в экспорте составляет около 90%. Но во многих странах развивающейся экономикой и в странах Восточной Европы значительную долю в экспорте составляют продовольственные и сельскохозяйственные продукты, сырье, топливо.

     Высокими  темпами растет международная торговля машинами и оборудованием, продукцией электротехнической промышленности. В современном экспорте все большее значение приобретает наукоемкая продукция. Это повлекло расширение торговли услугами, которая стимулирует международную торговлю товарами.

     Характерной чертой современного этапа является увеличение доли торговли индустриальных стран между собой, на нее приходится более 70% всей мировой торговли.

     Экономически  менее развитые страны пытаются усилить  свои позиции в мировой торговле путем ее диверсификации – то есть одновременным развитием многих ее направлений и расширением ассортимента товаров.

     Особенности развития международной торговли на современном этапе:

     1. Повышение темпа роста международной торговли по сравнению с темпами роста производства.

     2. Изменения в товарной структуре  международной торговли в пользу  готовой продукции (особенно наукоемкой) и услуг.

     3. Возрастание роли развивающихся  стран в международной торговле.

     4. Усиление роли внешнеэкономической  политики стран. 

     5. Транснационализация международной  торговли.

     6. Усиление роли научно-технического  прогресса в развитии международной торговли.

     Большая часть международной торговли (около 3/4) осуществляется основными промышленно  развитыми странами – США, Япония, страны Европейского Союза. Значительная часть товарооборота приходится на их взаимную торговлю

     Важным  регионом международной торговли является Западная Европа (свыше 45% всего международного товарооборота), где интеграционные процессы стимулировали рост взаимного товарооборота.

     Доля  торговли промышленно развитых стран  с развивающимися относительно снизилась. Но по-прежнему основными торговыми партнерами развивающихся стран остаются развитые страны. На них в среднем приходится около 70% внешнеторгового оборота.

     В последние годы развивающиеся страны уделяют большое внимание расширению взаимовыгодного экономического сотрудничества, развивается деятельность их интеграционных группировок. Несколько увеличилась доля взаимной торговли развивающихся стран (сейчас около 24% их внешнеторгового оборота).

     В 2003 году наиболее динамично развивающимися регионами были Азия и страны с  переходной экономикой. Их экспорт и импорт выросли в среднем на 10-12% (более чем в 2 раза по сравнению с темпами роста мировой торговли). Западная Европа и Латинская Америка имели самые низкие темпы роста импорта – менее 2%.

     Среди стран самые высокие темпы  роста экспорта и импорта у Китая – 35 и 40% соответственно. 

     2 Формы международной торговли и их особенности на современном этапе 

      
  1. Оптовая торговля

       Основная организационная форма  в оптовой торговле стран с развитой рыночной экономикой – независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые филиалы промышленных фирм: оптовые конторы, занятые информационным обслуживанием различных клиентов, и оптовые базы. У крупных фирм ФРГ имеются собственные отделы поставок, специальные бюро или отделения сбыта, оптовые склады. Промышленные компании создают дочерние общества для сбыта своей продукции фирмам и могут иметь свою оптовую сеть.

     Важный  параметр в оптовой торговле – соотношение универсальных и специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации: в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных. Специализация идет товарному и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.

     Особое  место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют различными товарами, причем как оптом, так и в розницу. В основном товарные биржи имеют свою специализацию. Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся предложения покупателей встречаются со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений покупателя и продавца заключается сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится до сведенья публики через каналы связи.

     Изменение цен определяется количеством продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенность современной биржевой торговли при высокой ликвидности является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости – 10% и более.

Информация о работе Международная торговля