Международная торговля услугами. Электронная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 20:08, контрольная работа

Описание работы

Международная торговля - одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности - собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV - III тысячелетиях до нашей эры. Однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство.

Содержание

1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ
1.1 Сущность и важнейшие характеристики международной и внешней торговли
1.2 Виды мировой торговли и ее механизмы
1.3 Международная торговля услугами
1.4 Международная торговля товарами
2. ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Международная торговля услугами. Электронная торговля.docx

— 39.77 Кб (Скачать)

Услуги (services) представляют собой комплекс многообразных видов деятельности и коммерческих занятий, связанных с удовлетворением широкой совокупности потребностей людей. В разработанном ЮНТКАД и Мировым банком справочнике «Либерализация международных трансакций с услугами» дается следующее определение услуг: услуги — изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. Нетрудно видеть, что это чрезвычайно широкое определение, охватывающее многообразный круг операций. Поэтому можно различать понятие услуг в широком и узком смысле слова. В широком смысле услуги - это комплекс разнообразных видов деятельности и коммерческих занятий человека, посредством которых он общается с другими людьми. В узком смысле под слугами понимаются конкретные акции, мероприятия, которые одна сторона (партнер) может предложить другой стороне. Хотя услуги традиционно рассматриваются как так называемый «третичный сектор» экономики, на них к настоящему времени приходится уже 2/3 мирового ВВП. Они абсолютно преобладают в экономике США (75 % ВВП) и других промышленно развитых государств (в пределах 2/3 – 3/4 ВВП), а также и в большинстве развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Удельный вес услуг в ВВП РФ в 2002 г. составлял 52 %. Услуги имеют ряд существенных отличий от товара в его материальном выражении: они, как правило, неосязаемы. Эта неосязаемость и «невидимость» большинства видов услуг является нередко основанием для того, чтобы называть внешнюю торговлю ими невидимым (invisible) экспортом и импортом; услуги неотделимы от своего источника; их производство и потребление, как правило, неразрывны; для них характерны непостоянство качества, изменчивость и несохраняемость.

Количество услуг, их роль в экономике и международной  торговле быстро растет, прежде всего  в результате НТП, роста международных  экономических связей в целом, повышения  доходов и платежеспособности населения  во многих странах мира. Поскольку  услуги неоднородны, существует несколько  их классификаций. Классификация услуг, основанная на Международной стандартизованной промышленной классификация, принятой ООН, включает:

1) коммунальные услуги  и строительство;

2) оптовую и розничную  торговлю, рестораны и гостиницы;

3) транспортировку, хранение  и связь, а также финансовое  посредничество;

4) оборону и обязательные  социальные услуги;

5) образование, здравоохранение  и общественные работы;

6) прочие коммунальные, социальные  и личные услуги. Большая часть  услуг по этой классификации  производится и потребляется  внутри страны и не может  быть объектом международной  торговли.

Классификация МВФ, применяемая  при составлении платежного баланса, включает следующие виды услуг, связанные  с платежами между резидентами  и нерезидентами: 1) транспорт; 2) поездки; 3) связь; 4) строительство; 5) страхование; б) финансовые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) другие бизнес-услуги; 10) личные, культурные и рекреационные услуги; 11) правительственные услуги.

Международная торговля информационной продукцией. Продукты интеллектуального  и творческого труда образуют свой особый рынок - рынок нематериальных товаров - идей, художественных озарений, научных открытий, знаний, изобретений, новых технологий, производственного  опыта и т. п. Вся эта разнообразная  продукция обычно воплощается в  конкретных вещественных продуктах - патентах, пьесах, мелодиях, моделях, чертежах, расчетах и т. д., что и отличает этот рынок  от весьма сходного рынка услуг, где  нет вещественного воплощения товара. В отличие от природных ресурсов информационные товары как нематериальные продукты труда не имеют физического износа, неисчерпаемы и способны к самовоспроизводству, как, например, знания, которые способны воспроизводиться и возрастать в процессе их производительного потребления творческими людьми. Основное свойство интеллектуальных ресурсов, которое обеспечивает их активное использование в производстве, - это способность к тиражированию, т. е. их можно использовать любом масштабе.

Наиболее динамично развивается  рынок информационных услуг. Повышение  спроса на информацию вызвано общим  усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений  на основе прогнозной информации. В  информационный рынок входят все  виды информации, в том числе деловая, правовая, экологическая, медицинская, потребительская. Рынок охватывает группу товаров, имеющих легитимную защиту эксклюзивных прав собственника, подтвержденных официальными документами (патентами, свидетельствами о регистрации авторских прав, промышленной собственности). Это касается в первую очередь таких продуктов труда, как изобретения. Эксклюзивные права автора (изобретателя) подтверждаются и закрепляются государственным патентом, исходя только из зарегистрированного приоритета в сроках подачи заявки. Сюда входят также новые инженерные решения и промышленные разработки, образцы, модели, конструкции, подтвержденные свидетельствами о регистрации авторских прав. Отчуждение прав полностью или частично оформляется лицензией - документом, подтверждающим уступку прав и фиксирующим объем передаваемых прав и условия их использования. Вторую группу образуют легально «незащищенные» продукты деятельности, отличающиеся оригинальностью, но не имеющие формальных оснований для признания их эксклюзивности. Накопленный производственный опыт, интересные конструктивные и технологические решения, не имеющие, однако, достаточных признаков изобретения, являются уникальными товарами, информационная незащищенность которых чревата безвозмездным копированием идеи. Любое нарушение конфиденциальности нарушает эксклюзивность товара и снижает его цену.

Международный рынок валют. Рынок валют - это совокупность денежных средств, функционирующих обособленно  от национальных денежных рынков. Покупают валюту экспортеры и импортеры, банки  и финансовые компании, хеджеры и спекулянты. Специфика валюты как товара заключается в том, что ее потребительская ценность обусловлена не физическими качествами денег как объекта сделки, а способностью обеспечить собственнику доход, получение каких-то определенных благ. Деньги - это титул, долговое обязательство государства (эмитента денег) по предоставлению их владельцу совокупности благ. Изменение цены валюты как титула государственного обязательства связано с различиями в оценках участниками мирового рынка предполагаемой реальной стоимости этих номинальных обязательств. Динамика рыночных цен такого товара, как валюта, обусловлена не объективными сдвигами в уровне их издержек (как основы стоимости), а колебаниями в субъективных оценках ожиданий самих участников рынка. И источником дохода для собственников валюты является другой участник рынка. В спекулятивной торговле происходит в основном многократное перераспределение имеющейся, а не вновь созданной стоимости, как это предусматривается в классической модели международного товарообмена для рынков вещественных товаров.

Объектом торговых сделок выступают денежные средства на счетах и национальные банковские депозиты, которые приобретаются иностранцами и размешаются за пределами страны-эмитента национальной валюты. Поскольку инструментом кредитования выступают, как правило, депозиты в евровалютах, то они как  финансовый инструмент и стали в  последнее время одним из важнейших  объектов валютной торговли.

Международная торговля ценными  бумагами. Мировой рынок ценных бумаг - это достаточно фрагментированная  система взаимодействия продавцов  и покупателей в отношении  различных по своей форме и  содержанию документов, устанавливающих  права собственности. Передача этих прав усложняется особенностями  национальных законов, регулирующих права  на имущество, недвижимость, деньги, возможность  вывоза за рубеж валютных ценностей  и капитала, приобретения иностранцами прав на недвижимость и т.п. Кроме  того, сказывается многообразие форм таких бумаг, неоднозначность терминологии. Даже в отношении денег (валют), товаров, достаточно стандартизованных и  обеспеченных авторитетом государства, возникают процедурные и технические  сложности при международной  торговле. В отношении же финансовых активов (т. е. ценных бумаг, являющихся предметом торговли) ситуация многократно  усложняется. Мировой рынок ограничивает проведение торговых операций только определенными видами ценных бумаг, формат которых удалось унифицировать. Этот рынок включает в себя:

- долговые обязательства  (в том числе векселя, облигации,  расписки кредиторской задолженности,  варранты);

- титулы собственности  (включая акции, паи, складские  свидетельства, товарные накладные,  депозитарные расписки, коносаменты,  депозитные сертификаты);

- права требования (документы  по цессии, форфейтингу, активы  дебиторской задолженности, исполнительные  листы арбитражных судов, предварительно  оплаченные продукты, чеки, права  на кредит);

- финансовые деривативы (опционы и свопы);

- банковские финансовые  гарантии, как торгуемый актив.

Наиболее развиты рынки  облигаций и акций. На рынке облигаций  продаются долговые обязательства  эмитента заплатить в установленный  срок номинальную стоимость проданной  облигации и выплатить, кроме  того, проценты за использование в  течение этого срока заемных  денег. Облигация - это, по сути, долговая расписка в получении денег, привлекающая кредитора, как правило, более высоким  процентом дохода, который призван  компенсировать риск. Рыночная стоимость  облигаций рассчитывается достаточно просто - по эквивалентной величине напитала, обеспечивающего при действующей  на момент покупки (или продажи) облигации  ставке депозита получение того же дохода, который дает продаваемая (или  покупаемая) облигация. На рынке акций речь идет о титуле собственности на имущество, которое должно прирастать за счет предпринимательской деятельности эмитента. Доход акционера - размер дивидендов – зависит от успеха предпринимательской деятельности.

 

1.4 Международная торговля товарами

Многообразие товаров  мировой торговли быстро растет, чему немало способствуют научно-технический  прогресс и конкуренция. Каждый товар, каждая торговая сделка по-своему уникальны  и требуют при проведении любой  сделки использования форм и методов, адекватных природе товара.

Целесообразно рассмотреть  пять более или менее однородных групп товаров, для которых наиболее заметно проявляются Различия в  механизме международной торговли и которые формируют достаточно отличающиеся по своим характеристикам  мировые рынки: рынок традиционных вещественных товаров, рынок услуг, продукции интеллектуального и  творческого труда, а также валюты и финансовых активов. Рынок вещественных товаров. Материально-вещественные продукты составляют традиционную номенклатуру международного товарооборота и международной статистики мировой торговли. До конца ХХ столетия структура мирохозяйственных товарных потоков в целом соответствовала отраслевой структуре валового продукта. Ее изменения отражали, как уже отмечалось, общие тенденции экономического развития стран, внедрения в общественное производство научно-технических новшеств. Основной статьей мирового оборота материально-вещественной продукции являются готовые изделия, доля которых даже в экспорте из развивающихся стран (в основном за счет азиатских экспортеров) увеличилась с 19 % в 1980 г. до 70% к 2005 г. В экспорте материальной продукции из развитых стран доля таких готовых промышленных изделий выросла до 80 %. Увеличение готовой продукции в мировом товарообороте осуществляется за счет машин, оборудования, транспортных средств. Расширяется торговля полуфабрикатами, промежуточной продукцией, отдельными товарами конечного потребления, доля которых составляет почти треть мирового импорта, а в торговле машинами, оборудованием и транспортными средствами - около 40 %. Сырьевые товары составляют значительную часть товарной номенклатуры. Они охватывают большие группы сельскохозяйственной продукции, где важное место занимают зерновые и продовольствие. При аналитических оценках экономического положения стран объемы импорта именно этих товаров обычно характеризуют внешнеэкономическую зависимость и уязвимость стран от внешних поставок. За двадцатипятилетие (с 1980 г.) доля продовольствия в экспорте развитых стран, которые считались основными поставщиками этой продукции на мировой рынок, снизилась на '/з и составила 7,6%; развивающихся стран - на 30% и составила 8,4% стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) - на 14% и с ставила 9,1% в экспорте этих стран. Существенно снизилась мировом экспорте доля сельскохозяйственного сырья, металл и руд, топлива.

Современная экономика все  менее зависит от превратностей  естественной неравномерности распределения  природных ресурсов, и их роль в  мировой торговле, естественно, падает. Исключение, пожалуй, составляет минеральное  топливо, доля которого в мировой  торговле не только не сокращается, а  растет. Коэффициент эластичности потребления  топлива по отношению к промышленной продукции близок к 1 (единице), что  означает, что спрос на топливо  будет расти пропорционально  росту промышленного производства. Основные изменения в торговле сырьевыми товарами в условиях глобализации мировой торговли коснулись форм торговых операций. Рынок сырьевых товаров, исторически один из наиболее ранних рынков мировой торговли, монополизирован для большинства товаров в силу прямой зависимости цен от имеющихся запасов и условий добычи полезных ископаемых, климатических условий выращивания сельскохозяйственной продукции, которые, в свою очередь, обусловлены естественной неравномерностью распределения благоприятных природных условий и полезных ископаемых.

По мере снижения потребления  сырьевых товаров торговые связи  на базе долгосрочных контрактов между  производителями и потребителями  сырьевой продукции начали терять свою Устойчивость. Конкуренция между  поставщиками сырьевых товаров и  непостоянство покупателей обусловили включение в торговые операции института  посредников и переход на торговлю через аукционы и товарные биржи. Проведение торговых сделок с участием международных аукционов и бирж снижает риски, так как эти  авторитетные участники выступают  гарантами надежности торговых операций на относительно неустойчивом и сокращающемся  рынке сырьевых товаров.

Рынок промышленных товаров. Согласно международной статистике удельный вес готовых промышленных изделий и полуфабрикатов в мировом  экспорте материально-вещественной продукции вырос с 55% в 1960 г. до 75% к 2005 г. Наиболее динамично развивающейся группой товаров в 90-е годы в экспорте развитых стран, а соответственно и в мировом экспорте, стали офисное и телекоммуникационное оборудование, средства автоматизации. Среди ведущих экспортеров промышленной продукции значатся 15 государств группы развивающихся стран, среди которых 11 азиатских. Сюда (согласно статистике ООН) входят Бангладеш, Индия, Китай, Малайзия, Пакистан, Таиланд, Филиппины, а также Бразилия, Израиль, Мексика. Сюда же включают, естественно, и новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии - Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южную Корею. В производстве промышленной продукции, в отличие от товаров сырьевой группы, значение природных ресурсов заметно снижается, уступая ведущую роль таким факторам производства, как оборудование и технология. А это факторы, которые в принципе могут быть размещены практически в любой стране и которые способны обеспечить выпуск продукции независимо от обеспеченности природными ресурсами. Конкурентное преимущество страны опирается не на неравномерность распределения дефицитных природных благ, а на способность страны концентрировать и разумно организовывать неограниченные в принципе производственные ресурсы. Рынок промышленных изделий в отличие от рынка сырьевых товаров гораздо более фрагментирован. Многообразие и уникальность промышленной продукции исключают возможность использования бирж или аукционов даже для простейших изделий. Дело не только в качестве изготовления, а прежде всего в несопоставимости многих технических параметров. Использование иностранного изделия требует технологической и организационной адаптации многих звеньев производственной системы. Условия потребления промышленного товара существенно меняют оценку рыночной стоимости этого товара.

Информация о работе Международная торговля услугами. Электронная торговля