Международная торговля алкогольными изделиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Алкогольные напитки - большая и разнообразная группа пищевых изделий. Производство данного вида товаров ведется во всех уголках нашей планеты и пользуется широчайшим спросом.
Несмотря на «черную» славу алкоголя, его производство ограничивается лишь акцизными сборами, контролем госудаственных органов и является абсолютно легальным в приемущественном большинстве стран мира.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика рынка
1.1 Виды продукции
1.2 Субъекты рынка
1.3 Мировое потребление алкоголя и ценовой диапазон
1.4 Алкоголь в современном мире
2. Конкуренция и тенденции развития рынка
3. Проблемы и перспективы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Торговля.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

     В Украине политики увеличили акцизы в разы. При этом ситуация не на много лучше, чем в России. Производство водки в январе упало до 2.5 млн дал, что на 24,7% меньше декабрьского уровня и на 1,2% – прошлогоднего январского, ликеров и настоек – до 0,7 млн дал (-24,7% к декабрю, -58,1% к январю). Рынок водки и ЛВИ упал в Украине в январе в целом на 33%. В 2008 г. был произведен 41 млн дал водки. Не менее 7,5 млн дал ушло на экспорт. Если взять потребление водки в Ураине за 33 млн дал, добавить 4-5 млн вероятных ЛВИ, получим 38 млн дал или при численности населения 46,5 млн человек по 8,17 л в год на украинца.

     Уже очень обеспокоились ситуацией  виноделы Украины. В частности, законопроект установил акциз:

— на натуральные  виноградные вина на уровне 0,05 грн. за 1 л (сейчас – 0,01 грн.).

— на крепленые  вина с содержанием спирта 2 грн. за 1 л.

— для  всех остальных спиртосодержащих напитков (вермутов, грушевых, сливовых настоек, сидра и других) акцизная ставка предусматривается на уровне 34 грн. за 1 л 100% спирта.

— ставки акцизного сбора на спирт предлагается установить на уровне 27 грн. за 1 л. 100% спирта (сейчас – 23 грн) и продлить действие этих ставок с 1 июля 2009 года до 30 июня 2010 года. Поскольку производство легального государственного спирта в Украине находится на уровне 30 млн дал (обычно до 10 млн дал уходило на экспорт – за исключением 2008 г.), то это добавит в казну более 100 млн дол за счет выросшего акциза.

     Если  оставить в стороне мировой сегмент премиального алкоголя, то, что будет происходить на рынке массового алкоголя за рубежом, будет находиться под пристальным вниманием западной общественности. В дешевом сегменте есть крепкий алкоголь, вино, САН, пиво. При всем развитии социальной ответственности бизнеса и развития культуры пития в условиях кризисного сокращения потребления вина западные компании заинтересованы в развитии потребления крепкого алкоголя. Какую новую хитрую политику создадут и пролоббируют они в мире по этому поводу— пока неясно.

     Китайцы, в свою очередь, стали больше пить в кризис. По данным Китайской Ассоциации производителей алкогольных напитков, объем производства крепкого алкоголя в Китае в 2008 г. составил 22 млрд дол, а емкость рынка — 29,4 млрд дол. В среднем, по оценкам экспертов, китайский рынок растет на 15-20% в год. Хотя пьют они в основном местную дешевую водку по 1 дол за бутылку. С учетом такого события  западные аналитики прогнозируют серьезный рост мирового алкогольного рынка: емкость мирового алкогольного рынка к 2012 г. может достигнуть 315 млрд дол, при этом на "коричневые" спирты (ром, виски, бренди) в 2010 г.  приходится 100 млрд дол, на "белые" (водка, джин, белый ром) — 80 млрд дол.

     Мир потребителей такого рода продукции  на западе пошатнулся, но не слишком  серьезно. Если к такой продукции  раньше мог тянуться средний класс, то теперь такую продукцию будут  пить только богатые. Поэтому объемы ее потребления вернуться до возможного уровня тех, для кого она и предназначена. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4 Алкоголь в современном  мире 

     В настоящее время выделяются несколько  основных факторов, обусловливающих  нарастание опасности, связанной с употреблением алкоголя. К таким факторам относятся рост традиционного употребления алкоголя, вовлечение новых регионов в употребление алкоголя (развивающиеся страны), привлечение новых групп населения к употреблению алкоголя (женщины, подростки).

     В 1979 г. на сессии ассамблеи ВОЗ была принята резолюция, в которой отмечалось, что связанные с алкоголем проблемы относятся к числу наиболее важных проблем общественного здравоохранения. Ассамблея предложила государствам — членам ВОЗ принять необходимые меры для снижения потребления алкоголя в своих странах (Хроника ВОЗ, 1980). Установлена несомненная связь между ростом производства, потреблением алкоголя и усилением пьянства и числа больных алкоголизмом (Лисицын, Копыт, 1983).

     На  процесс распространения алкоголя в новые районы существенное влияние, особенно на ранних этапах этого процесса, оказывают международные организации, занимающиеся торговлей спиртным. Похоже, что выработался даже некий механизм проникновения торговли алкоголем в новые регионы. В частности, в развивающихся странах нередко решающее значение для последующего бурного роста потребления алкоголя имеет насаждение традиций потребления нива. Существенно, что в этих странах рост употребления алкоголя наносит главный удар по формированию жизненной позиции молодежи: именно она первой испытывает все негативные последствия его потребления.

     В этом плане представляют интерес  данные по производству различных видов  алкоголя, представленные ВОЗ (табл. 2). 
 
 

Таблица 2. Производство алкоголя в мире, млн  дал (по: Walsh, Grant, 1985)

Как следует  из представленных данных, к началу 80-х годов установился очень  высокий уровень потребления  спиртного. Однако структура потребляемых алкогольных изделий значительно  различается в разных регионах (табл. 3). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3. Потребление алкоголя (в л) в 1981 г. в ряде стран мира на душу населения старше 15 лет (по: Walsh, Grant, 1985)

 

Суммарное потребление алкоголя в ряде стран  мира отражено в табл. 4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 4. Потребление алкоголя в отдельных  странах, л. абс. алкоголя на душу населения в год (по: Народное хозяйство СССР в 1985 г.) 

* По социалистическим  странам (кроме СССР, Венгрии и  Польши) и по капиталистическим  странам приведены данные 1984 г. 

     Приведенные данные в большинстве случаев  подтверждают общую тенденцию — рост производства и увеличение потребления на душу населения. Так, в европейских странах в 1960—1981 гг. потребление алкоголя резко увеличилось.

     За  тот же период потребление спиртного  в Южной Корее выросло более  чем в 7 раз (самые высокие темпы роста в мире). Потребление алкоголя увеличивается и ведет к тому, что более 60% всех взрослых европейцев,

американцев и австралийцев бывают в состоянии  алкогольного опьянения чаще одного раза в месяц, а в Великобритании около 75% взрослого мужского населения и 50% женского употребляют алкоголь не реже одного раза в неделю (Saunders, 1984). Данные исследования 11 тыс. человек в относительно «благополучной» в отношении злоупотребления алкоголем Японии показывают, что ежедневно употребляют алкоголь 3% женщин и 47% мужчин, а полностью воздерживаются от приема спиртного 77% женщин и 20% мужчин   (Ueshima,   Asakura-1984). Прицельные исследования показывают, что в США в 1971—1979 гг. 16 млн человек в возрасте 18 лет и старше потребили половину всего производимого алкоголя.[5]

2. Конкуренция и  тенденции развития  рынка 

     В 2007 году глобальный рынок алкогольных  напитков продемонстрировал 6-процентный рост в стоимостном выражении. Одними из самых быстрорастущих категорий  в мире стали водка и сидр –  их рост составил соответственно 11 и 14%. Таковы результаты отчета международной компании Nielsen, которая провела первое в своем роде исследование, охватывающее данные аудита как розничных продаж, так и канала HoReCa.

     Исследование  рынка алкогольных напитков –  из серии What’s hot around the globe* – проводилось компанией Nielsen в 53 странах мира. Страны были сгруппированы по 5 регионам: Азиатско-Тихоокеанский регион, регион развивающихся стран EEMEA, куда входит и Россия**, Европа, Южная Америка и Северная Америка. Исследование было направлено на определение покупательской активности потребителей в крупных сетевых розничных торговых точках, а также в ресторанах и барах в течение двух годовых периодов – в 2006-м и 2007 году. Во многих странах специализированные алкогольные магазины не включались в область исследования по причине особых местных ограничений и правил.

Исследование  рынка охватывало следующие периоды  для разных категорий алкогольных  напитков:

  • водка, текила, ром, коньяк, ликеры, виски, игристое вино и шампанское – период с февраля 2006-го по январь 2007 года и период с февраля 2007-го по январь 2008 года;
  • пиво – период с января 2006-го по декабрь 2006 года и период с января 2007-го по декабрь 2007 года.

   Украина занимает первое место среди самых быстрорастущих мировых рынков алкоголя, имеющих оборот свыше $ 1 млрд, – эту позицию отечественному рынку обеспечил рост в 43% в стоимостном выражении (табл. 1). Кроме того, по показателям роста Украина возглавила список ведущих мировых рынков алкоголя, опередив Великобританию, США и Германию, где рост составил соответственно 5, 4 и 2%.

 

     Исследование было сосредоточено на продажах в денежном выражении, поэтому на общий тренд могла повлиять инфляция. Тем не менее нельзя не отметить еще один фактор, обуславливающий стоимостной рост рынка. Во многих странах, где категории алкогольных напитков находятся на этапе подъема, в том числе и в Украине, потребители переключаются на более дорогие, премиальные бренды, что также повлияло на общую картину развития рынка.

     Самой большой категорией на мировом рынке алкоголя остается пиво. И если пивной рынок США лидирует по показателю чистой прибыли, то украинский и российский рынки являются лидерами по темпам роста в денежном выражении – за исследуемый период темпы роста составили 23%. Невзирая на увеличение акцизной ставки, стоимостной рост в этой категории рынка алкогольных напитков отличается стабильностью.

     Темп  роста категории алкогольных  напитков задают такие регионы, как  Латинская Америка, демонстрирующие рост на 15% в стоимостном выражении. На маленьких и развивающихся рынках, благодаря низкой денежной базе, наблюдаются еще более существенные темпы роста. В Европе, Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе эти показатели намного скромнее – всего по 4%.

     К мировым «бестселлерам» в области розничной продажи алкоголя в магазинах относятся сидр, водка и слабоалкогольные коктейли. Рассмотрим эти категории более подробно.

  Общий рост в 14% в денежном выражении за исследуемый период сделал сидр самой быстрорастущей категорией на мировом рынке алкоголя. На основании данных по всем рынкам, включенным в исследование, лидирующую позицию по показателям роста этой миллиардной категории в денежном выражении занимает Великобритания – 26%. Прибалтийские рынки также продемонстрировали существенные показатели годового роста, хотя и при значительно более низкой базе, чем Великобритания, – в Литве и Латвии рост составил соответственно 44 и 42%.

     Общий рост мирового потребления водки  за исследуемый период составил 11% в  денежном выражении. Россия, которая является крупнейшим рынком с точки зрения продаж в данной категории, показала 7-процентное годовое увеличение. Во многом это было обусловлено переключением потребителей на премиальные бренды. В то же время в Польше – на втором по величине рынке водки – наблюдался рост, превышающий 17% в год. В Западной Европе лидерами оказались Великобритания и Франция с показателями роста соответственно 11 и 13%. В Западной Европе водка становится модным напитком, частично вытесняя другие виды алкоголя, в том числе скотч и ром.

  Рост категории слабоалкогольных коктейлей за исследуемый период в целом составил 7%, однако он варьировался в зависимости от стран: в прошлом году на многих рынках было отмечено сокращение потребления. Лидирующие позиции занимал рынок Австралии, обороты которого составили $ 2 млрд, – рост категории слабоалкогольных коктейлей на этом рынке достиг 10% в стоимостном выражении. Второе место принадлежит Японии – рост категории на этом рынке с оборотом в $ 300 млн составил 28%. В некоторых странах отмечены отрицательные тренды. Так, в США – втором по величине рынке в стоимостном выражении после Австралии – наблюдалось снижение показателей на 1%. Среди стран с негативным трендом также оказались Великобритания, Франция и Ирландия – на этих рынках снижение показателей составило соответственно 6, 7 и 8%.

     Что касается продажи алкогольных напитков в барах и ресторанах, то в большинстве  стран растут показатели потребления  вина. Водочные напитки, напротив, более  востребованы в розничной продаже, а для пива – крупнейшей категории алкогольных напитков – характерно равномерное распределение потребления в розничной сфере и в заведениях общественного питания. [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Проблемы и перспективы 

      Проблем на рынке алкогольных изделий  не мало, начиная от суровых налоговых  поборов, которые загоняют алкогольный  бизнес в тень, и заканчивая борцов с алкогольными и табачными производителями, но не смотря на все это продажа алкоголя только растет и набирает обороты.

      Не  смотря на насыщенность рынка, запуская линию алкогольных напитков можно  быть уверенным, что при правильно  выбранной стратегии и достаточно качественной рекламой, продукт будет  иметь успех, даже при сомнительном качестве. Современная молодежь не обременяет себя мыслями о том, что они пьют, так что производители вредных энергетиков могут спать спокойно.

Информация о работе Международная торговля алкогольными изделиями