Международная торговая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 13:48, контрольная работа

Описание работы

Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.
Международную или внешнюю торговлю характеризуют три важных характеристики: общий объем (товарооборот), товарная и географическая структура.
Общий объем международной торговли (товарооборот) подразделяется на:
стоимостной объем, который исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли.
номинальный – обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам.
реальный – представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора.
физический объем исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять реальную динамику международной торговли.

Содержание

Обобщающая характеристика современного состояния международной торговли.
Виды внешнеторговой политики
Таможенный тариф
Эффект введения таможенных пошлин: их влияние на национальных потребителей, национальных производителей, на доход государства, на уровень национального благосостояния
Квотирование как метод регулирования международной торговли
Добровольные экспортные ограничения

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 74.56 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Обобщающая характеристика современного состояния международной торговли.
  2. Виды внешнеторговой политики
  3. Таможенный тариф
  4. Эффект введения таможенных пошлин: их влияние на национальных потребителей, национальных производителей, на доход государства, на уровень национального благосостояния
  5. Квотирование как метод регулирования международной торговли
  6. Добровольные экспортные ограничения

 

Обобщающая  характеристика

современного  состояния международной  торговли

Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Внешняя торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

Международную или внешнюю торговлю характеризуют  три важных характеристики: общий  объем (товарооборот), товарная и географическая структура.

Общий объем международной  торговли (товарооборот) подразделяется на:

  • стоимостной объем, который исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли.
  • номинальный – обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам.
  • реальный – представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора.
  • физический объем исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять реальную динамику международной торговли.

Эти показатели рассчитывается всеми странами в  национальной валюте и переводится  в доллары США в целях международного сопоставления.

Субъектами  международной торговли выступают: страны мира; ТНК; региональные интеграционные группировки.

Объектами международной торговли могут быть продукты труда человека – товары и услуги.

В зависимости  от объекта международной торговли выделяют две ее формы:

  • Международная торговля товарами – это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую зависимость;
  • Международная торговля услугами – это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Международная торговля товарами является первой и  наиболее развитой формой международных экономических отношений. На ее стабильный и устойчивый рост оказали влияние следующие факторы:

  • Развитие мировой торговли и интернационализация производства;
  • НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструкцию старых;
  • Активная деятельность ТНК на мировом рынке;
  • Либерализация международной торговли посредством мероприятий, проводимых Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) и недавно созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО);
  • Развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли.

Характерные особенности современного этапа развития международной торговли товарами.

Современная внешняя торговля, как правило, требует  большего вмешательства государства, нежели внутренняя торговля.

Совокупность  мер, которые используются государствами  в сфере внешнеэкономической  деятельности для решения определенных социально-экономических задач, составляет содержание их внешнеэкономической  политики. Она, в свою очередь, выступает  составной частью экономической  политики, в том числе внешней – общего курса государства в международных отношениях.

В процессе государственного регулирования внешней  торговли страны могут придерживаться:

  • политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции (либерализации);
  • политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции;
  • умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма.

Иногда  может одновременно проводиться  политика свободной торговли и протекционизма, но в отношении различной продукции.

Хотя  просматривается общая тенденция  к либерализации, страны активно  используют протекционистские меры для достижения различных целей: защиты национальной промышленности, сохранения рабочих мест и поддержания  занятости, создания новых конкурентоспособных  отраслей, пополнения доходной части  бюджета.

Государственное регулирование внешней торговли в виде применения протекционистских  мер – важное средство достижения стратегических целей экономического развития страны. 

Виды  внешнеторговой политики

В зависимости  от масштабов вмешательства государства  в международную торговлю различают  протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли - политика минимального вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.

Идея  свободной торговли исходит из необходимости  ликвидации различных таможенных и  тарифных барьеров на пути движения товаров  между странами. Аргументы в пользу свободной торговли основаны на экономическом  анализе, показывающем выгоды от либерализации  торговли как для отдельных стран, так и для всего мирового хозяйства. Благодаря политике свободной торговли стимулируется конкуренция, в свою очередь, возросшая конкуренция заставляет производителя переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками, повышать качество продукции, используя новые методы производства, и таким образом содействовать экономическому росту.

Таким образом, благодаря политике, направленной на либерализацию торговли, мировое  хозяйство может достигнуть более  эффективного размещения ресурсов и  более высокого уровня материального  благосостояния.

Однако  государства, несмотря на то, что за последние годы в рамках ГАТТ и недавно созданной на его основе ВТО была проделана большая работа по либерализации международной торговли, всё же придерживаются политики протекционизма.

Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путём использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Споры относительно того, что лучше - протекционизм, который защищает внутренний рынок  и даёт развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая стимулирует конкуренцию  и ограничивает монополию, предмет  многовекового спора среди экономистов  и политиков. Так, в 50-60-е годы для  мировой экономики был характерен отход от протекционизма в сторону  большей либерализации и свободы  внешней торговли, тогда как с  начала 70-х годов проявилась обратная тенденция - страны стали отгораживаться друг от друга всё более изощрёнными  тарифными и особенно нетарифными  барьерами.

Развитие  протекционистских тенденций позволяет  выделить несколько форм протекционизма:

  • селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или группы товаров;
  • отраслевой протекционизм - защищает определённые отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
  • коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
  • скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Инструменты государственного регулирования международной  торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании таможенного  тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии демпинг и т.д.).

Данный  параграф посвящён рассмотрению экономических  последствий использования тарифных методов регулирования международной торговли.

Итак, наиболее распространёнными средствами регулирования  внешней торговли служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей. 

Таможенный  тариф

Государственное регулирование внешней торговли реализуется при помощи тарифных и нетарифных методов регулирования  внешней торговли.

Таможенный  тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Однако в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле — и как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины.

Таможенная  пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные  пошлины выполняют  три основные функции:

  1. фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  2. защитную, относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  3. балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.

Таможенные  пошлины принято классифицировать по следующим признакам:

По  способу взимания - специфические и адвалорные.

Специфические пошлины определяются в виде фиксированной  суммы с единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.). Внутренняя цена импортного товара (Pd) после обложения специфическим тарифом будет равна:

Pd =Pim + Ts,

где: Рim - цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара); Ts - ставка специфического тарифа.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизированные товары и имеют  неоспоримое преимущество, поскольку  не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с  помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары.

Адвалорные  пошлины применяются обычно при  обложении товаров, которые имеют  различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы. Адвалорная пошлина устанавливается  в виде процента от таможенной стоимости  товара. При применении адвалорного  тарифа внутренняя цена импортного товара составит:

Pd = Pim (1 + Tqv),

где: Tqv - ставка адвалорного тарифа.

Адвалорные  пошлины поддерживают одинаковый уровень  защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета, однако адвалорные пошлины предусматривают необходимость  таможенной оценки товара для целей  обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и пр.) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано  с субъективностью оценок, что  оставляет место злоупотреблениям.

Информация о работе Международная торговая политика