Международная миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Цель

Разработка проблемы международной миграции рабочей силы и определение путей ее решения.

Задачи
Рассмотреть проблему международной миграции рабочей силы и ее современное состояние.
Определить пути решения проблемы международной миграции рабочей силы.

Содержание

Введение 3

1. Проблема международной миграции рабочей силы и ее современное состояние 5

2. Пути решения проблемы международной миграции рабочей силы 12

Заключение 19

Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

мировая экономика Максютова 1.docx

— 47.54 Кб (Скачать)

     Для страны-экспортера отток квалифицированной рабочей силы – это увеличение затрат на ее производство, а при больших объемах эмиграции может быть и сокращение ВВП. Это связано с тем, что эмигрируют в основном люди наиболее трудоспособного возраста, что ведет к старению трудящегося населения и не может не сказаться на производительности труда.

     Иммиграция, в частности, может вызвать ряд  проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными  отличиями иммигрантов от коренного  населения. Примеры проявления таких  проблем имеются практически  во всех принимающих странах.

     Вывод:

     Рассмотрев  проблему международной миграции рабочей  силы и ее современное состояние  можно выделить плюсы и минусы.

     К плюсам для стран-экспортеров рабочей силы относятся:

  1. сокращение безработицы в стране-экспортере рабочей силы;
  2. пересылаемые в страну-экспортер рабочей силы переводы семьям позволяют им повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики. Для отдельных страны экспорт рабочей силы является важным источником поступления валюты в страну;
  3. работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания.

     К плюсам для стран-импортеров рабочей силы относятся:

  1. странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку;
  2. иммигранты способствуют мобильности рабочей силы, ее переливу из районов с несбалансированным рынком труда в более благополучные, а также сглаживанию межрегиональных различий в уровнях безработицы и заработной платы;
  3. страны, импортирующие рабочую силу, решают задачу снижения затрат на производство;
  4. привлечение иностранных рабочих увеличивает совокупный спрос на товары и услуги, стимулирует развитие производства, создание дополнительных рабочих мест и соответственно дополнительную занятость;
  5. Иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки;
  6. иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей;
  7. иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением;
  8. иммигранты дают очевидную экономию на социальных расходах.

     К минусам для стран-экспортеров относятся:

  1. "утечка умов" способна привести к утрате целых научных направлений;
  2. безвозвратный отъезд специалистов высшей квалификации наносит ущерб экономическому и научно-техническому потенциалу страны-донора;
  3. отток квалифицированной рабочей силы – это увеличение затрат на ее производство, а при больших объемах эмиграции может быть и сокращение ВВП.

     К минусам для стран-импортеров относятся:

  1. для страны-импортера прием эмигрантов ведет к уменьшению средней заработной платы в стране;
  2. миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы;
  3. в районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка;
  4. незаконные иммигранты стараются как можно дольше оставаться в принимающей стране после окончания действия трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику;
  5. иммиграция может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения.
  1. Пути  решения проблемы международной миграции рабочей силы

     В первой главе рассмотрена проблема международной миграции рабочей  силы. Выявлены положительные и отрицательные  стороны международной миграции рабочей силы. Для стран-экспортеров  существуют такие положительные  стороны международной миграции рабочей силы, как: сокращение безработицы в стране-экспортере рабочей силы; пересылаемые в страну-экспортер рабочей силы переводы семьям позволяют им повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики; работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания.

     Для стран-импортеров существуют такие  положительные стороны международной  миграции рабочей силы, как: миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку; иммигранты способствуют мобильности рабочей силы, а также сглаживанию межрегиональных различий в уровнях безработицы и заработной платы; страны, импортирующие рабочую силу, решают задачу снижения затрат на производство; привлечение иностранных рабочих увеличивает совокупный спрос на товары и услуги, стимулирует развитие производства, создание дополнительных рабочих мест и соответственно дополнительную занятость; Иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки; иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей; иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением; иммигранты дают очевидную экономию на социальных расходах.

     Для стран-экспортеров существуют такие  отрицательные стороны международной  миграции рабочей силы, как: "утечка умов" способна привести к утрате целых научных направлений; безвозвратный отъезд специалистов высшей квалификации наносит ущерб экономическому и научно-техническому потенциалу; отток квалифицированной рабочей силы – это увеличение затрат на ее производство, а при больших объемах эмиграции может быть и сокращение ВВП.

     Для стран-импортеров существуют такие  отрицательные стороны международной  миграции рабочей силы, как: прием эмигрантов ведет к уменьшению средней заработной платы в стране; миграция обычно сопровождается усилением безработицы; в районах массового проживания иностранцев ухудшается криминогенная обстановка; незаконные иммигранты стараются как можно дольше оставаться в принимающей стране после окончания действия трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику; иммиграция может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения.

     Исходя  из данных положительных и отрицательных  сторон международной миграции рабочей  силы, можно предложить пути решения данной проблемы. Необходимо развивать положительные стороны международной миграции рабочей силы и ликвидировать отрицательные.

     Пути  решения проблемы международной  миграции рабочей силы в странах-экспортерах  рабочей силы:

  1. Чтобы исключить миграции молодых специалистов, необходимо разработать устойчивую систему сохранения, подготовки и сопровождения кадров. В этой ситуации особое значение приобретает разработка комплекса мер по расширенному воспроизводству, сопровождению и поддержке кадров научно-технологического комплекса, поднятию престижа профессии ученого. Эти меры должны быть адресованы всем возрастным категориям исследователей, включая их достойное пенсионное обеспечение. Но острие внимания, конечно же, должно быть нацелено на молодых.
  2. Необходимо обеспечить доступность образования. Наряду с системой олимпиад во всех регионах по отбору талантливой молодежи, в качестве одной из важных мер может стать система беспроцентного кредитования молодых людей для получения высшего образования, с определением перечня банков, способных обеспечивать и контролировать этот процесс. Причем договоры должны быть трехстронними: студент, работодатель, университет с определением соответствующих прав и обязанностей. В эти рамки могут быть включены и система целевого набора, и система государственного заказа, в том числе и для оборонных отраслей. Молодой специалист может вернуть, в той или иной форме, взятый кредит, через 7-10 лет или проработать несколько лет по необходимой для страны профессии, например, учителем сельской школы. Таким способом можно эффективно решить проблему кадрового обеспечения для социально значимых сфер, в том числе здравоохранения. Важно, чтобы при этом решалась и проблема получения жилья, например, через ипотеку.
  3. Государству необходимо увеличить долю ресурсов на поддержку научной среды, требуемой для генерации знаний. Причем, наряду с поддержкой фундаментальных исследований должно быть широкое поле для инновационной деятельности, участия бизнеса, различных предприятий. Создавать и поддерживать эту систему наряду с центром должны и регионы.
  4. Необходимо добиться того, чтобы миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т. п.). Необходимо создание нормативно-законодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, разработка законопроектов о въезде и выезде граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории страны, о социальной защите мигрирующих граждан. Следует ввести положение, регулирующее деятельность государственных органов, коммерческих и предпринимательских структур, учреждений, представительств страны за рубежом, занимающихся трудоустройством российских граждан. Необходимо добиваться, чтобы за границей определялся порядок лицензирования привлечения иностранной рабочей силы – на основе предложений органов исполнительной власти был разработан типовой трудовой контакт между страной-экспортером и страной-импортером рабочей силы.
  5. Необходимо провести существенную перестройку структуры научных исследований с изменением источников их финансирования. Заказчиками разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, должны стать негосударственные структуры, акционерные общества, негосударственные фонды. Трансформация науки в этом направлении создаст благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящих наукоемкую продукцию, что позволит стабилизировать научные разработки и затем обеспечит их рост.
  6. Необходимо создать динамичную рыночную экономику, предъявляющую высокий спрос на научные идеи. Это должно открыть реальные возможности для широкого возвращения ученых-эмигрантов на Родину, а так же для привлечения иностранных ученых для работы в научных центрах.

     Пути  решения проблемы международной  миграции рабочей силы в странах-экспортерах  рабочей силы:

  1. С помощью законодательства необходимо устанавливать жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране-экспортере рабочей силы.
  2. С помощью законодательства необходимо устанавливать жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страну не должны допускаться наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представлять справку о состоянии своего здоровья или пройти специальное медицинское обследование.
  3. Необходимо запретить иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.
  4. Чтобы не допустить ситуации с безработицей местного населения, необходимо устанавливать максимальное количество иммигрантов. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года.
  5. Чтобы не допустить ситуации с возникновением нелегальных иммигрантов, необходимо устанавливать максимальные сроки пребывания иностранных работников на территории страны, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней.

      Вывод:

     Исходя  из положительных и отрицательных  сторон международной миграции рабочей  силы были выявлены пути решения проблемы международной миграции рабочей  силы. Решено, что необходимо развивать  положительные стороны международной  миграции рабочей силы и ликвидировать  отрицательные.

     Для ликвидации отрицательных сторон в  странах-экспортерах были предложены такие пути решения проблемы, как: разработка устойчивой системы сохранения, подготовки и сопровождения кадров; поднятие престижа профессии ученого; обеспечение доступности образования; увеличение доли ресурсов на поддержку научной среды, требуемой для генерации знаний; создание нормативно-законодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, разработка законопроектов о въезде и выезде граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории страны, о социальной защите мигрирующих граждан; перестройка структуры научных исследований с изменением источников их финансирования; создание динамичной рыночную экономики, предъявляющей высокий спрос на научные идеи.

     Для ликвидации отрицательных сторон в  странах-импортерах предложены такие  пути решения проблемы международной  миграции рабочей силы, как: установка жестких требований к уровню образования и стажу работы по специальности; установка жестких требований к состоянию здоровья иммигрантов; запрет иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций; установка максимального количества иммигрантов в стране; установка максимальных сроков пребывания иностранных работников на территории страны.

 

    Заключение

     В целом, рассмотрев проблему международной  миграции рабочей силы, можно сказать, что она является одной из острых социально-экономических проблем мировой экономики. Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение, как принимающих стран, так и стран-доноров.

     В первой главе рассмотрена проблема международной миграции рабочей  силы и ее современное состояние, выявлены положительные и отрицательные стороны международной миграции рабочей силы для принимающих стран и стран-экспортеров.

       Во второй главе предложены пути решения проблемы международной миграции рабочей силы. Решено, что необходимо развивать положительные стороны международной миграции рабочей силы и ликвидировать отрицательные.

     Для ликвидации отрицательных сторон в  странах-экспортерах были предложены такие пути решения проблемы, как: разработка устойчивой системы сохранения, подготовки и сопровождения кадров; поднятие престижа профессии ученого; обеспечение доступности образования; увеличение доли ресурсов на поддержку научной среды, требуемой для генерации знаний; создание нормативно-законодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, разработка законопроектов о въезде и выезде граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории страны, о социальной защите мигрирующих граждан; перестройка структуры научных исследований с изменением источников их финансирования; создание динамичной рыночную экономики, предъявляющей высокий спрос на научные идеи.

     Для ликвидации отрицательных сторон в  странах-импортерах предложены такие  пути решения проблемы международной  миграции рабочей силы, как: установка жестких требований к уровню образования и стажу работы по специальности; установка жестких требований к состоянию здоровья иммигрантов; запрет иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций; установка максимального количества иммигрантов в стране; установка максимальных сроков пребывания иностранных работников на территории страны.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы