Международная миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Цель

Разработка проблемы международной миграции рабочей силы и определение путей ее решения.

Задачи
Рассмотреть проблему международной миграции рабочей силы и ее современное состояние.
Определить пути решения проблемы международной миграции рабочей силы.

Содержание

Введение 3

1. Проблема международной миграции рабочей силы и ее современное состояние 5

2. Пути решения проблемы международной миграции рабочей силы 12

Заключение 19

Список литературы 21

Работа содержит 1 файл

мировая экономика Максютова 1.docx

— 47.54 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию 

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     УФИМСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ

     ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

     Кафедра экономики предпринимательства 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     по  дисциплине «Мировая экономика»

     Международная миграция рабочей  силы 
 
 

                                         Выполнил: студент  группы ФК-115

                ___________ Максютова Д.Р. 

           Руководитель:

                       ___________ Иващенко Г.М. 
 
 

Уфа 2011      

 

      Содержание

Введение 3

1.  Проблема международной миграции рабочей силы и ее современное состояние 5

2.  Пути решения проблемы международной миграции рабочей силы 12

Заключение 19

Список  литературы 21

 

     Введение

     Проблема

     С одной стороны международная миграция рабочей силы оценивается положительными тенденциями для стран иммиграции, такими как: облегчение структурных (отраслевых и региональных) изменений в экономике страны; экономия на обучении прибывающих рабочих и специалистов; экономия на издержках и повышение конкурентоспособности производителей или продукции; омоложение структуры трудовых ресурсов промышленно развитых стран, имеющих тенденцию к старению; стимулирование роста производства; дополнительный источник накопления принимающей страны; иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. Также имеются положительные тенденции для стран эмиграции: эмиграция облегчает положение на внутреннем рынке труда; после работы за границей в страну возвращаются обученные, более квалифицированные рабочие, вносящие динамизм в экономическое развитие страны; для многих стран эмиграции переводы валютных средств эмигрантов становятся важным источником получения валюты.

     С другой стороны международная миграция рабочей силы характеризуется и отрицательными тенденциями для стран иммиграции, а именно: обостряется ситуация на национальном рынке труда; вследствие роста предложения на рынке труда усиливается тенденция к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной; провоцируются национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами. Также имеются отрицательные тенденции для стран эмиграции, такие как: потеря части трудовых ресурсов в трудоспособном возрасте приводит к старению возрастной структуры населения; теряются затраты на общеобразовательную и профессиональную подготовку эмигрантов; отрицательные последствия оттока квалифицированных специалистов и ученых.

     Цель

     Разработка  проблемы международной миграции рабочей силы и определение путей ее решения.

     Задачи

  1. Рассмотреть проблему международной миграции рабочей силы и ее современное состояние.
  2. Определить пути решения проблемы международной миграции рабочей силы.

 

  1. Проблема международной миграции рабочей силы и ее современное состояние

     Миграция  рабочей силы – это переселение  трудоспособного населения из одних  государств в другие сроком более  чем на год, вызванное причинами  экономического и иного характера. Различают внутреннюю миграцию рабочей  силы, происходящую между регионами  одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Существует разделение миграции на:

  • иммиграцию – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов,
  • эмиграцию – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы,
  • реэмиграцию – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

     Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. В число  последних включается политические и религиозные причины, объединение  и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины  личного характера. Каждая из этих и  многие другие неэкономические причины  способны привести, и приводят к  крупным государственным перемещениям рабочей силы, которые будут иметь  те же экономические последствия, что  и международная миграция рабочей  силы, по экономическим причинам, под  которыми понимаются главным образом  межстрановые различия в оплате труда.

     Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Отъезд рабочей силы за границу означает улучшение ситуации на внутреннем рынке труда, сокращение безработицы в стране. В тоже время пересылаемые в страну переводы семьям позволяют им повышать уровень потребления, увеличивают совокупный спрос, стимулируют развитие производства, т.е. позволяют стране в целом успешнее решать комплекс социально-экономических проблем. Часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости прямо вкладывается в развитие национальной экономики. Для отдельной страны экспорт рабочей силы является важным источником поступления валюты в страну. Некоторые страны за счет этого источника получали основную массу валютных доходов. Работающие за границей в процессе труда приобретают новые профессиональные навыки, опыт, знания, которые используются при возвращении на родину, повышая результативность труда.

     Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных  иностранных работников без затрат на подготовку.

     Концентрация  мигрантов в отраслях, требованиям  которых соответствует их квалификация и профессиональный опыт, объясняется  во многом тем, что их трудоустройство  осуществляется благодаря родственникам  и знакомым. Подобный порядок найма  имеет преимущества и для предпринимателей, не только снижая их расходы по рекрутменту, но и облегчая профессиональную подготовку: рекомендующий берет на себя ответственность  за введение новичка в курс дела и обучение его элементарным операциям.

     Занимая рабочие места, которые непривлекательны даже для ранее переселившихся мигрантов, вновь прибывающие иностранцы дают им возможность при хозяйственном  подъеме перебираться на лучшие места  и в более динамичные сектора. В отличие от коренного и ранее  иммигрировавшего населения, недавно  приехавшие мигранты выделяются гораздо  большей региональной мобильностью, готовы на издержки, связанные с  переездами, и зачастую обосновываются в тех районах, где лучше перспективы  занятости и заработка. Тем самым  новые иммигранты способствуют мобильности  рабочей силы, ее переливу из районов  с несбалансированным рынком труда  в более благополучные, а также  сглаживанию межрегиональных различий в уровнях безработицы и заработной платы, что особенно важно при нынешнем ослаблении внутренних миграций.

     Страны, импортирующие рабочую силу, решают прежде всего задачу снижения затрат на производство. Рабочие-иммигранты получают значительно меньшую зарплату, чем местные рабочие, что позволяет снизить издержки производства и повысить конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Привлечение иностранных рабочих увеличивает совокупный спрос на товары и услуги, стимулирует развитие производства, создание дополнительных рабочих мест и соответственно дополнительную занятость. Если импортируется квалифицированная рабочая сила, то в стране снижаются издержки на ее подготовку.

     Для страны- импортера прием эмигрантов ведет к уменьшению средней заработной платы в стране. Возможна также потеря наименее квалифицированными работниками работы и, соответственно, части дохода, возникают проблемы жилья, транспорта. Практически во всех таких странах существуют недовольство коренного населения, которое в периоды экономических спадов проявляется очень бурно. Поэтому государству приходится тратить дополнительные средства на обеспечение мер безопасности.

     Иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада, Австралия – страны, возникшие в результате  иммиграции. В других странах  иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей.

     Иммиграция  обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст  мигрантов чаще всего меньше, чем  коренного населения. К тому же у  иммигрантов обычно больше детей. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением.

     Влияние иммиграции на бюджет различается в  долгосрочном и краткосрочном плане, на национальном и местном уровнях, в зависимости от характера миграции, от квалификации и продолжительности  пребывания мигрантов в принимающей  стране и отчасти от их возраста. Примером значения двух последних факторов может служить следующее обстоятельство. Обучение детей иностранцев относится  к статье расходов, связанных с  иммиграцией, однако при этом вряд ли учитывается то, что они через  какое-то время, став гражданами страны приема и работая, платят в бюджет уже не как иммигранты.

     Средний иммигрант получает меньше социальных выплат и платит больше налогов и взносов, чем средний представитель коренного населения, и чистое финансовое сальдо бюджетных расходов и доходов, связанных с их пребыванием, имеет позитивный эффект для государственной казны. В частности, временные трудовые мигранты, не нуждающиеся ни в образовании, ни в пенсионном обеспечении, а зачастую и в медицинском обслуживании, дают очевидную экономию на социальных расходах.

     Если  вновь прибывшие иностранцы оказывают  краткосрочное негативное воздействие  на бюджет, испытывая сложности в  трудоустройстве или имея низкооплачиваемую  работу и нуждаясь из-за этого в  усиленной государственной поддержке, то по мере увеличения срока пребывания в стране и доходов мигрантов, их выплаты в бюджет растут, а  получаемые ими пособия сокращаются. Таким образом, учитывая жизненный  цикл спроса на социальные услуги и  фискальные взносы иммигрантов, правомерно говорить, что в долгосрочном плане  интегрировавшиеся мигранты выгодны  принимающему обществу.

     Поскольку высококвалифицированные мигранты быстрее, чем малоквалифицированные, находят занятость в качестве наемных специалистов или самостоятельных  работников и вносят в казну больше, чем получают из нее, на состояние  бюджета благотворно действует  повышение доли высокообразованных и, соответственно, снижение доли малообразованных мигрантов в их общей массе.

     В местах сосредоточения пришлого населения  государственная сфера социальных услуг и выплат оказывается под  его сильным прессингом. На местные  бюджеты ложится дополнительная нагрузка, вызванная необходимостью школьного обучения, медицинского обслуживания и социального обеспечения малоимущих семей иммигрантов, но никак или  мало компенсируемая ими.

     Миграция  обычно сопровождается усилением безработицы  в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату).

     В районах массового проживания иностранцев  нередко ухудшается криминогенная  обстановка.

     В последнее время увеличивается  нелегальная трудовая миграция; незаконные иммигранты стараются как можно  дольше оставаться в принимающей  стране после окончания действия трудовых договоров, вовлекаясь в теневую  экономику (включая торговлю оружием  и наркотиками).

     Если  сферы занятости высококвалифицированных  мигрантов и местных жителей  во многом совпадают, что усиливает  конкуренцию между ними, то у низкоквалифицированных работников они, напротив, заметно различаются.

     Интеллектуальная  эмиграция способна привести к разрушению отечественных научных школ, многие из которых занимали ведущие позиции  в мировой науке. Проблему воспроизводства  научных кадров могут серьезно обострить  принявший массовый характер отъезд молодых ученых и аспирантов для  работы за границу, а также невозвращение  многих российских студентов, обучающихся  за рубежом. "Утечка умов", особенно из сферы фундаментальных исследований, где научные школы создавались многими поколениями ученых и развитие которых требует значительных финансовых ассигнований, способна привести к утрате целых научных направлений.

     Вероятно, для науки в целом более  продуктивной является ситуация, когда  ученые не уходят в другую сферу  деятельности, даже в своей стране, а уезжают работать за рубеж. При  этом они, как правило, сохраняют  контакты с родиной, своими коллегами, участвуют в совместных проектах, международных научных конференциях. Ученые и специалисты, повысив свою квалификацию и поработав на Западе, по возвращении на родину (например, в Китай, Индию) закладывали национальные научные школы. Причем речь идет не только об ученых. Получив образование  и поправив свое материальное положение, нередко репатриируют и представители  других профессий: управляющие, врачи, строители, квалифицированные рабочие. Безвозвратный отъезд специалистов высшей квалификации безусловно наносит  ущерб экономическому и научно-техническому потенциалу страны-донора.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы