Международная миграция рабочей силы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 13:37, контрольная работа

Описание работы

Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами.

Работа содержит 1 файл

Международная миграция рабочей силы.docx

— 39.95 Кб (Скачать)

       Баланс  соотношения выигрыша и потерь на практике чаще всего складывается в  пользу принимающей страны, а общественное мнение об убыточности приема иммигрантов  оказывается неверным. Однако миграция рабочей силы нередко порождает  отрицательные внешние эффекты, принимающие форму издержек, которые  невозможно оценить в деньгах. Например, неравномерная иммиграция может  создать излишнюю плотность населения  в отдельных регионах, что вызывает социальную напряженность в обществе, межнациональную неприязнь. «Утечка  умов» приводит к нежелательным  структурным сдвигам в экономике, падению престижа отечественной  науки, старению научных кадров.

       К отрицательным последствиям международной  трудовой миграции, как правило, относят  следующие:

    • рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не хотят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране;
    • рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.
 

 

  1. Государственное регулирование миграции рабочей силы.

       Учитывая  все перечисленные выше экономические  и социальные последствия международной миграции  рабочей силы, государство не может не вмешиваться в эту сферу международных экономических отношений. Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений. В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из неё, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту. При этом наблюдаются две тенденции: одна – к открытой экономике и, соответственно, к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения (например, страны Евросоюза); другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

       Одним из важных методов регулирования  иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые  могут быть дву- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.

       Двухсторонние соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В  обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии – Министерство труда, а в Швейцарии – Федеральное  ведомство промышленности, ремесел  и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей страны.

       Многосторонние  соглашения получили распространение  в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее  время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики. Большинство  принимающих стран используют селективный  подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов  варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий:

  • работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, – строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
  • специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
  • представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
  • специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
  • крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.

       Проблемами  трудовой иммиграции занимаются государственные  институты принимающих стран, действующие  на основе национального законодательства, а также подписанных двухсторонних  и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы. В США, например, в соответствии с законом об иммиграции проблемами иммиграции занимаются: государственный департамент, в рамках которого действует Бюро по консульским вопросам, определяющее визовый режим; министерство юстиции в лице своего подразделения – Службы иммиграции и натурализации, главная задача которой – претворять в жизнь все положения иммиграционного законодательства; министерство труда определяет, не идет ли трудоустройство иммигрантов вразрез с интересами сокращения безработицы среди граждан своей страны. Поощряется иммиграция лиц со стажем работы по специальности и высокой профессиональной подготовкой, которая оценивается по специально разработанной методике. Иммигрант должен в течение последних пяти лет, непосредственно предшествующих его приезду в США, иметь минимум два года стажа работы по специальности, требующей минимум двухгодичной подготовки. Минимальный уровень образования иммигрантов должен соответствовать уровню американской школы (12-летний курс обучения). В США не допускаются наркоманы, лица, страдающие психическими заболеваниями. Состояние здоровья должно быть подтверждено справкой сертифицированного медицинского учреждения. Экономические критерии иммиграции также достаточно жесткие: 10 тыс. иммигрантских виз выдается иностранцам, вложившим в экономику США более 500 тыс. долл. Однако это само по себе не гарантирует получения вида на жительство.

       В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании  подписанного контракта с нанимателем  о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что  данная работа, поскольку требует  специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах  перед выдачей разрешения на въезд  потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

       Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве  принимающих стран предоставлена  огромным количеством законов и  подзаконных актов. Основные черты  иммиграционного законодательства следующие:

  • Профессиональная классификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально- технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребовать также и рекомендательные письма. Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном образовании. Например, в Австралии считают законными следующие российские дипломы – инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтажников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков. В Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее 5 лет.
  • Ограничение личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. А шведские и норвежские фирмы-наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на въезд.  Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются в буровиках-нефтяниках в возрасте от 20 до 40 лет. В Объединенных Арабских Эмиратах требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 20-45 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигранта, которая иначе называется социальная «чистота», что считается важным моментом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны. В США ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного типа. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций

    Важнейшими  формами регулирования миграции со стороны государства являются установление количественных квот иммиграции, избирательность по отношению к  лицам, въезжающим в страну, контроль за сроками пребывания мигрантов в принимающей стране, стимулирование реэмиграции. 

 

    Библиографический список

  1. Лебедева  С.Л., Шлихтер С.Б. Мировая экономика: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1994. - 148 с.
  2. Шенаев В. И. Особенности экономического развития Западной Европы. - М.: Наука, 1993. - 95 с.
  3. Спиридонов И. А. Мировая экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997. -256 с.
  4. Семенов К. А. Международные экономические отношения. Курс лекций. - М.: Гардарика, 1998. - 336 с.
  5. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 727 с.
  6. Глазьев С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. - М., 1997. -188с.
  7. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения: Учебное пособие. Под ред. Ливенцева Н.Н. 2-е изд. -М.: Финанмы и статистика, 1998. - 160 с.: ил.
  8. Миклашевская А.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник. - М: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во "Дело и Сервис", 1998. - 272 с.
  9. Сергеев П.В. Мировая экономика: Вопросы и ответы. - М.: Новый Юрист, 1998. - 104 с.
  10. Андрианов В. Д. Россия в мировой экономике. Учебное пособие. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 296 с.
  11. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. Учеб.- практич. пособие. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999. - 208 с.
  12. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие. Под ред. д.э.н., проф. Э.Э. Батизи. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 284с.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы