Баланс
соотношения выигрыша и потерь на
практике чаще всего складывается в
пользу принимающей страны, а общественное
мнение об убыточности приема иммигрантов
оказывается неверным. Однако миграция
рабочей силы нередко порождает
отрицательные внешние эффекты,
принимающие форму издержек, которые
невозможно оценить в деньгах. Например,
неравномерная иммиграция может
создать излишнюю плотность населения
в отдельных регионах, что вызывает
социальную напряженность в обществе,
межнациональную неприязнь. «Утечка
умов» приводит к нежелательным
структурным сдвигам в экономике,
падению престижа отечественной
науки, старению научных кадров.
К
отрицательным последствиям международной
трудовой миграции, как правило, относят
следующие:
- рост нелегальной
миграции, особенно за счет работников,
у которых истек срок трудового контракта,
но они не хотят возвращаться на родину,
надеясь опять найти работу в принимающей
стране;
- рост социальной
напряженности в связи с ростом нелегальной
иммиграции.
- Государственное
регулирование миграции
рабочей силы.
Учитывая
все перечисленные выше экономические
и социальные последствия международной миграции
рабочей силы, государство не может не
вмешиваться в эту сферу международных
экономических отношений. Международные
потоки рабочей силы в настоящее время
регулируются и ограничиваются как на
национальном уровне, так и на уровне межгосударственных
отношений. В каждой стране вырабатывается
национальная миграционная политика. Это
комплекс законодательных, организационных
и иных мер, направленных на регулирование въезда
в страну и выезда из неё, предоставление
и лишение гражданства или иного статуса
проживания в стране, использование в
ней иностранной рабочей силы, создание
системы социальной защиты работников-мигрантов
в период их работы за рубежом, регламентирование
потоков беженцев и их социальную защиту.
При этом наблюдаются две тенденции: одна
– к открытой экономике и, соответственно,
к свободному перемещению трудовых ресурсов
и населения (например, страны Евросоюза);
другая – к протекционизму и ограничениям
в области международной миграции.
Одним
из важных методов регулирования
иммиграции работников является заключение
международных соглашений, которые
могут быть дву- и многосторонними.
Их основная цель состоит в том, чтобы
ввести количественные ограничения в
процесс трудовой миграции.
Двухсторонние
соглашения принимают вид межправительственных
или межведомственных договоров. В
обоих случаях в качестве уполномоченных
выступают ведомства по труду. Например,
в Финляндии – Министерство труда,
а в Швейцарии – Федеральное
ведомство промышленности, ремесел
и труда. Подписанные соглашения
реализуются следующим образом: запрос
о кандидатах-мигрантах направляется
в уполномоченный орган своего государства,
который изучает его соответствие условиям
соглашения и переправляет его уполномоченному
органу принимающей страны.
Многосторонние
соглашения получили распространение
в Западной Европе. Между ее странами
на различных уровнях в последнее
время происходят переговоры о проведении
единой иммиграционной политики. Большинство
принимающих стран используют селективный
подход при регулировании иммиграции.
Его смысл заключается в том,
что государство не препятствует
въезду тех категорий работников,
которые нужны в данной стране,
ограничивая въезд всем остальным.
Перечень желательных иммигрантов
варьируется от страны к стране,
но обычно они относятся к данной
из следующих категорий:
- работники,
готовые за минимальную плату выполнять
тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную
работу, – строительные, подсобные, сезонные,
вахтенные, муниципальные рабочие;
- специалисты
для новых и перспективных отраслей –
программисты, узкоспециализированные
инженеры, банковские служащие;
- представители
редких профессий – огранщики алмазов,
реставраторы картин, врачи, практикующие
нетрадиционные методы лечения;
- специалисты
с мировым именем – музыканты, артисты,
ученые, спортсмены, врачи, писатели;
- крупные бизнесмены,
переносящие свою деятельность в принимающую
страну, инвестирующие капитал и создающие
новые рабочие места.
Проблемами
трудовой иммиграции занимаются государственные
институты принимающих стран, действующие
на основе национального законодательства,
а также подписанных двухсторонних
и многосторонних соглашений. Обычно
в разрешении проблем иммиграции задействованы
как минимум три государственных ведомства:
министерство иностранных дел, ведающее
через свое консульское управление выдачей
въездных виз, министерство юстиции в
лице службы по иммиграции или иные органы
пограничного контроля, которые непосредственно
исполняют определенный законом режим
въезда, и министерство труда, надзирающее
за использованием иностранной рабочей
силы. В США, например, в соответствии с
законом об иммиграции проблемами иммиграции
занимаются: государственный департамент,
в рамках которого действует Бюро по консульским
вопросам, определяющее визовый режим;
министерство юстиции в лице своего подразделения
– Службы иммиграции и натурализации,
главная задача которой – претворять
в жизнь все положения иммиграционного
законодательства; министерство труда
определяет, не идет ли трудоустройство
иммигрантов вразрез с интересами сокращения
безработицы среди граждан своей страны.
Поощряется иммиграция лиц со стажем работы
по специальности и высокой профессиональной
подготовкой, которая оценивается по специально
разработанной методике. Иммигрант должен
в течение последних пяти лет, непосредственно
предшествующих его приезду в США, иметь
минимум два года стажа работы по специальности,
требующей минимум двухгодичной подготовки.
Минимальный уровень образования иммигрантов
должен соответствовать уровню американской
школы (12-летний курс обучения). В США не
допускаются наркоманы, лица, страдающие
психическими заболеваниями. Состояние
здоровья должно быть подтверждено справкой
сертифицированного медицинского учреждения.
Экономические критерии иммиграции также
достаточно жесткие: 10 тыс. иммигрантских
виз выдается иностранцам, вложившим в
экономику США более 500 тыс. долл. Однако
это само по себе не гарантирует получения
вида на жительство.
В
большинстве стран разрешение на
въезд иммигранту выдается на основании
подписанного контракта с нанимателем
о его трудоустройстве и заключения
министерства труда о том, что
данная работа, поскольку требует
специальных навыков или по другим
причинам, не может выполняться местными
рабочими. В некоторых странах
перед выдачей разрешения на въезд
потенциального иммигранта его работодатель
обязан получить согласие министерства
внутренних дел и профсоюзов данной
отрасли.
Нормативно-правовая
база для иммиграции в большинстве
принимающих стран предоставлена
огромным количеством законов и
подзаконных актов. Основные черты
иммиграционного законодательства
следующие:
- Профессиональная
классификация. Законодательства всех
принимающих стран устанавливают жесткие
требования к уровню образования и стажу
работы по специальности. Минимальным
требованием к образованию считается
окончание полного курса средней школы
или профессионально- технического училища,
что должно подтверждаться соответствующим
дипломом. В большинстве случаев диплом
необходимо подтверждать или оценивать
в принимающей стране на предмет соответствия
требований к специалисту в соответствующей
сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся
к выпускнику по данной специальности
в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет
при найме на работу отдается принимающими
странами специалистам, имеющим как минимум
3-5 лет стажа работы по специальности.
Могут потребовать также и рекомендательные
письма. Для большинства профессий необходимы
квалификационные гарантии в виде диплома
о высшем или специальном образовании.
Например, в Австралии считают законными
следующие российские дипломы – инженеров
промышленного производства, специалистов
по компьютерам и бухгалтеров, а также
свидетельства о профессиональном образовании
слесарей-монтажников, электромехаников,
рабочих-металлопрокатчиков. В Австралии
принимают специалистов с профессиональным
стажем не менее трех лет. А в Омане, ОАЭ
и Катаре даже для поваров необходим стаж
не менее 5 лет.
- Ограничение
личного характера. Разумеется, законодательство
принимающих стран предъявляет жесткие
требования к состоянию здоровья иммигрантов.
В страны не допускаются наркоманы, психически
больные люди, зараженные вирусом СПИД.
Иммигранты обязаны представить справку
о состоянии своего здоровья, заверенную
консульским учреждением принимающей
страны, или пройти специальное медицинское
обследование. А шведские и норвежские
фирмы-наниматели проводят предварительное
медицинское и психологическое тестирование
иностранных кандидатов на въезд. Возрастной
ценз иммигрантов устанавливается законодательством
в зависимости от отрасли промышленности,
в которой они намереваются работать.
Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет.
К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются
в буровиках-нефтяниках в возрасте от
20 до 40 лет. В Объединенных Арабских Эмиратах
требуются врачи и средний медицинский
персонал в возрасте 20-45 лет. Наконец, чрезвычайно
серьезными являются законодательные
требования к политическому и социальному
облику иммигранта, которая иначе называется
социальная «чистота», что считается важным
моментом для сохранения социальной и
политической стабильности принимающей
страны. В США ограничивается въезд в страну
членов коммунистических партий или любой
другой партии тоталитарного типа. Чаще
всего законодательно запрещено иммигрировать
лицам, ранее судимым за уголовные преступления,
членам террористических и профашистских
организаций
Важнейшими
формами регулирования миграции
со стороны государства являются
установление количественных квот иммиграции,
избирательность по отношению к
лицам, въезжающим в страну, контроль
за сроками пребывания мигрантов в принимающей
стране, стимулирование реэмиграции.
- Лебедева
С.Л., Шлихтер С.Б. Мировая экономика: Учебное
пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана,
1994. - 148 с.
- Шенаев В.
И. Особенности экономического развития
Западной Европы. - М.: Наука, 1993. - 95 с.
- Спиридонов
И. А. Мировая экономика: Учебное пособие.
- М.: ИНФРА-М, 1997. -256 с.
- Семенов К.
А. Международные экономические отношения.
Курс лекций. - М.: Гардарика, 1998. - 336 с.
- Ломакин В.К.
Мировая экономика. Учебник для вузов.
- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. - 727 с.
- Глазьев С.Ю.
Геноцид. Россия и новый мировой порядок.
Стратегия экономического роста на пороге
XXI века. - М., 1997. -188с.
- Буглай В.Б.,
Ливенцев Н.Н. Международные экономические
отношения: Учебное пособие. Под ред. Ливенцева
Н.Н. 2-е изд. -М.: Финанмы и статистика, 1998.
- 160 с.: ил.
- Миклашевская
А.А., Холопов А.В. Международная экономика:
Учебник. - М: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд-во
"Дело и Сервис", 1998. - 272 с.
- Сергеев П.В.
Мировая экономика: Вопросы и ответы. -
М.: Новый Юрист, 1998. - 104 с.
- Андрианов
В. Д. Россия в мировой экономике. Учебное
пособие. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
1998. - 296 с.
- Прокушев
Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность.
Учеб.- практич. пособие. - М.: ИВЦ "Маркетинг",
1999. - 208 с.
- Управление
внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих
субъектов в России: Учебное пособие. Под
ред. д.э.н., проф. Э.Э. Батизи. - М.: ИНФРА-М,
1998. - 284с.