Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно – чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международная экономическая интеграция: сущность процесса 5
Понятие и характерные черты международной экономической интеграции 6
Условия и предпосылки международной интеграции 12
Плюсы и минусы интеграционных процессов 15
Глава 2. Глобализация экономики 19
Сущность и движущие силы глобализации экономики 20
Последствия глобализации 25
Глава 3. Региональная экономическая интеграция 28
Причины и формы региональной экономической интеграции 29
Европейский союз 32

Заключение 35
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая МЭИ.docx

— 64.90 Кб (Скачать)

     Глобализация  сопровождается усилением нестабильности мировой финансовой системы. Об этом свидетельствует череда финансовых кризисов, охвативших в 1990-е гг. ряд стран мира: Мексику, Таиланд, Индонезию, Республику Корея, Россию, Бразилию. Это объясняется неустойчивостью потоков краткосрочного капитала в связи с переменами в настроениях инвесторов. Финансовая неустойчивость может представлять угрозу макроэкономической стабильности в целом. В условиях роста взаимозависимости финансовых рынков возрастает необходимость в международном государственном регулировании в целях обеспечения финансовой стабильности. Усилия по стабилизации международного движения капитала занимают центральное место в деятельности международных финансовых организаций по укреплению международной финансовой системы. Одна из ее основных задач заключается в разработке стандартов и кодексов, основанных на международно признанных принципах, пригодных для применения в самых разных национальных условиях. К их числу относятся макроэкономическая стабильность, финансовая надежность, открытость экономики, прозрачность и надлежащее управление.

     Глобализация, означающая дерегулирование и либерализацию, неизбежно ведет к росту конкуренции в условиях усиления взаимозависимости и взаимосвязанности мировых рынков. Сторонники глобализации (проглобалисты) и ее противники (антиглобалисты) по-разному оценивают последствия усиления конкуренции. К числу наиболее значимых проглобалистических сил относят ВТО и Всемирный экономический форум. ВТО – это многонациональная межправительственная организация, созданная для того, чтобы формировать систему правил, управляющих глобальной торговлей на основе консенсуса, и контролировать соблюдение этих правил. Всемирный экономический форум – это частная организация, которая не наделена полномочиями по принятию решений, однако она представляет собой могущественную систему связей руководителей бизнеса, правительств и некоммерческих организаций. Проглобалисты доказывают, что глобализация приносит большие возможности и что конкуренция – это положительное явление, так как ведет к росту экономической эффективности.

     Антиглобалисты  утверждают, что определенные группы стран, которые обделены ресурсами, не способны успешно существовать в  условиях растущей конкуренции, оказывающей  все большее давление на их благосостояние в связи с тем, что их экономик становятся все более связанными с мировой экономикой. Наиболее значимые антиглобалистские силы представлены экологическими группами, такими как "Друзья земли" и "Гринпис", организациями, оказывающими международную помощь (например, Оксфам), правительственными организациями стран "третьего мира" (например, Группа 77), деловыми и профессиональными союзами тех отраслей, конкурентоспособность которых оказывается под угрозой в условиях глобализации (например, текстильное лобби в США или аграрное лобби в Европе, а также профсоюзное движение в Австралии и США).

 

     Глава 3. Региональная экономическая интеграция

     Глобализация  означает рост международной экономической  интеграции, ведущей к целостности  всего мира, к преодолению барьеров между странами в движении товаров  и услуг, капитала и рабочей силы. Однако в современной мировой  экономике получает распространение  такое явление, как регионализм, означающее распространение региональных преференциальных торговых соглашений, ограничивающихся устранением барьеров в рамках отдельных групп стран.

 

  1. Причины и формы региональной экономической интеграции

     Региональная  экономическая интеграция – это процесс хозяйственно-политического межгосударственного объединения стран на основе развития устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами. Она возникает в результате заключения преференциальных соглашений между странами, формирующими интеграционный блок (группировку). Причины регионализма носят в основном политический характер. Во-первых, это стремление к укреплению политического влияния, особенно характерное для малых стран, для которых участие в интеграционном блоке – наиболее эффективный способ защиты своих интересов в многосторонних переговорах. Во-вторых, это безопасность: более тесное экономическое сотрудничество служит надежным средством избегания военно-политических конфликтов. В конце 2006 г. список нотифицированных ВТО региональных соглашений содержал 367 интеграционных группировок, но только 214 соглашений признаны действующими. Кроме того, действуют еще 70 интеграционных блоков, не нотифицированных ВТО; 30 соглашений подписаны, но их реализация еще не началась; примерно 65 находятся в состоянии переговоров и еще 30 – на стадии предварительного обсуждения. Интеграционные соглашения получили распространение во всех частях света.

     Выделяют  несколько форм международной региональной экономической интеграции. Первоначально  их классификация была разработана  Б. Балашем и представлена в книге "Теория экономической интеграции" (1961). Он выделил пять режимов международной экономической деятельности: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, единый рынок, экономический и валютный союз. В современной экономической литературе выделяют четыре формы региональной экономической интеграции: зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз.

     Зона  свободной торговли – это региональная группировка стран, в рамках которой осуществляется беспошлинная торговля. Эта форма интеграции устраняет внутренние барьеры и создает благоприятные предпосылки для специализации стран-участниц блока на производстве тех товаров и услуг, в которых они имеют сравнительное преимущество, и облегчает ввоз тех товаров и услуг, в производстве которых они не имеют сравнительных преимуществ. Экономическая интеграция в форме зоны свободной торговли, как правило, создает благоприятную ситуацию для всех участников группы, так как каждый может специализироваться на тех товарах и услугах, для которых имеет наиболее благоприятные предпосылки, а в остальном может полагаться на других ее участников. При этом каждая страна сохраняет самостоятельность в торговой и других видах экономической политики. Одно из наиболее известных соглашений такого типа - ЕАСТ, созданная в 1960 г., которая в настоящее время объединяет страны Западной Европы, не вошедшие в ЕС: Норвегию, Швейцарию, Исландию. Другой пример – НАФТА, объединившее в 1989 г. США и Канаду, в которое в последствии вступила Мексика.

     Таможенный  союз – это общая таможенная территория двух стран и более с единым таможенным тарифом в отношении товаров, вывозимых или ввозимых из третьих стран. Таможенный союз ведет к принятию странами-участницами общей торговой политики. Каждый член передает часть функций управления, связанных с торговой политикой, группе в целом. При этом третьи страны, не входящие в интеграционную группировку, по отношению к которым сохраняются торговые ограничения, могут оказаться в невыгодном положении, так как на территории таможенного союза в силу торговых барьеров их товары становятся менее конкурентоспособными, что может вести к потере рыночной доли и доходов. Однако внутри интеграционной группировки возросшая конкуренция производителей стран-участниц способствует росту экономической эффективности, снижению цен и росту экспорта в третьи страны. Примерами такой формы интеграции служат АНКОМ, включающее пять латиноамериканских стран, и КАРИКОМ, состоящее из 15 стран Карибского бассейна.

     Общий рынок – это пространство, охватывающее некоторое число стран, на котором они устанавливают равные условия, обеспечивающие свободное передвижение товаров и услуг, факторов производства (труда, капитала). Осуществляя единую торговую политику, страны сохраняют самостоятельность в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике, однако проводят их согласование. Основными признаками общего рынка выступают отсутствие каких-либо барьеров в торговле между государствами, общая торговая политика по отношению к другим странам, подвижность факторов производства между государствами – членами союза. Основная выгода общего рынка заключается в том, что он создает благоприятные предпосылки для мобильности таких факторов производства, как капитал, труд, технологии, и для более полной реализации сравнительных преимуществ. Примером этой формы интеграции служит Общий рынок МЕРКОСУР, который включает четыре латиноамериканской страны.

     Экономический союз (сообщество) – это объединение экономик стран, имеющих единые внешние таможенные тарифы и осуществляющих единую торговую, денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику. Это наиболее глубокая форма экономической интеграции, которая характеризуется свободным движением товаров, услуг, факторов производства между странами-членами и полной гармонизацией экономической политики. Экономический союз унифицирует монетарную и фискальную политику; вводит общую валюту (или фиксированный валютный курс); устанавливает единые налоговые ставки и структуру налогообложения. Страны - члены экономического союза практически утрачивают самостоятельность в принятии решений по основным вопросам экономической политики, что может привести к возникновению некоторых противоречий. Примером высшей формы экономической интеграции служит ЕС.

     Региональная  интеграция может носить поверхностный  характер, если она ограничивается лишь сокращением барьеров в торговле между странами-участницами, либо глубокий характер, если она идет дальше устранения формальных барьеров и стремится к сокращению бремени различных видов национального регулирования посредством взаимного признания и гармонизации. Взаимное признание связано с принятием одной страной заверений другой страны в соблюдении приемлемых стандартов качества, безопасности и т. д. Гармонизация означает изменение государственного регулирования и его методов в разных странах в результате международного соглашения с целью добиться их сходства или сопоставимости. Глубокая интеграция подразумевает интеграцию основ национальной политики стран, она затрагивает прежде всего политику конкуренции, технические стандарты, субсидии, монетарную и финансовую политику, регулирование деятельности финансовых институтов, вопросы охраны окружающей среды.

     Поверхностный характер носят такие формы интеграции, как зона свободной торговли и  таможенный союз, в то время как  объединение стран в общий  рынок или экономический союз означает глубокую интеграцию. При  выборе той или иной формы интеграции страны должны отдавать предпочтение тому уроню объединения экономик, который соответствует их экономическим  и политическим потребностям и возможностям.

 

  1. Европейский союз

     Европейский союз — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2009 году около 28 % (16,4 трлн долл.) по номинальному значению и около 21 % (14,8 трлн долл.) — по паритету покупательной способности.

     С помощью стандартизированной системы  законов, действующих во всех странах  союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Шестнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

     Будучи  субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

     ЕС   — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность), однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕС являются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

Информация о работе Международная экономическая интеграция