Международная экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно – чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Международная экономическая интеграция: сущность процесса 5
Понятие и характерные черты международной экономической интеграции 6
Условия и предпосылки международной интеграции 12
Плюсы и минусы интеграционных процессов 15
Глава 2. Глобализация экономики 19
Сущность и движущие силы глобализации экономики 20
Последствия глобализации 25
Глава 3. Региональная экономическая интеграция 28
Причины и формы региональной экономической интеграции 29
Европейский союз 32

Заключение 35
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая МЭИ.docx

— 64.90 Кб (Скачать)

     - возникновение новых рынков сбыта;

     - более свободный доступ для  фирм стран-участниц к финансовым, материальным, трудовым ресурсам  и новейшим технологиям других  субъектов;

     - отсутствие необходимости содержать  торговые представительства в  каждой стране;

     - преодоление дефицитов национальных  факторов производства, таких, как  рабочая сила, инвестиционные товары, капиталы. Их недостаток покрывается  за счет факторов производства  из других стран, поскольку  перемещению больше не препятствуют  национальные государственные границы;

     - рост преимуществ узкой специализации  экспорта за счет эффекта масштаба;

     - увеличение спроса и разрешение  на производство продукции в  расчете на рынок всей интеграционной  группировки;

     - исчезновение монопольного положения  национальных фирм за счет  прихода на отечественный рынок  иностранных конкурентов, в результате  чего в стране усиливается  конкурентный режим и ослабляются консервативные тенденции национального рынка;

     - рост степени ценовой конкурентоспособности  за счет устранения тарифных  и нетарифных барьеров;

     - защита производителей от конкуренции  со стороны компаний третьих  стран;

     - расширение возможностей привлекать  международный капитал;

     - необходимость подтягивания уровня  экономики менее развитых государств  к уровню более развитых и  ускорение либерализации ими  своих внешнеэкономических связей;

     - национальные рынки становятся  более динамичными, поскольку  в целом динамично развивающийся  мировой рынок заставляет национальные  рынки адаптироваться к его  ритму;

     - облегчение принятия современных  решений для наиболее острых  социальных проблем.

     Наряду  с этими выгодами страны-участницы  интеграционных процессов могут  сталкиваться и с негативными  их последствиями. В целом можно  назвать следующие:

     - повышение давления конкурентной  среды;

     - перераспределение ресурсов в  пользу более сильных партнеров;

     - уход с рынка недостаточно  эффективных производителей в  целом благо, однако, с отрицательным  эффектом - потерей значительной  массой людей привычных рабочих  мест;

     - облегчение олигополистического  сговора;

     - частое делегирование экономического  и даже политического суверенитета  в коллективное пользование.

     Новые черты интеграционных соглашений в  последние годы включают в себя:

     - широкое участие США в различных региональных инициативах;

     - переход развивающихся стран  к более открытой экономической  политике;

     - заключение соглашений между  развитыми и развивающимися странами;

     - углубление и институционализацию  интеграции;

     - развитие валютно-финансовой интеграции.

 

  1. Условия и предпосылки  международной интеграции

     При рассмотрении вопроса о возникновении  интеграционных процессов встает вопрос об условиях и предпосылках, которые  необходимо достичь или соблюдать  или которыми необходимо обладать изначально. Среди перечня условий и предпосылок  целесообразно выделить следующие:

     - примерно равный уровень экономического  развития стран. Это желательно, но не обязательно. Опыт развития  интеграционных процессов имеет достаточно примеров сотрудничества сильных и слабых. Речь, однако, идет о соображениях теоретического характера. Требуется достаточно длительный период времени, чтобы страна, имеющая по сравнению с другой страной значительно более низкие экономические показатели, смогла на равных участвовать в интеграционных процессах. Более сильные в экономическом отношении партнеры будут вынуждены часть средств направлять на подтягивание слабой экономики этих стран, а не на развитие интеграционных процессов.

     - интеграция развивается более успешно тогда, когда экономика стран находится на подъеме. Экономика в кризисный период занята самовыживанием, поиском сильных партнеров, способных вытащить ее из кризисной ямы. В период кризиса в странах, как правило, внутреннее законодательство отдает предпочтение внутренней ситуации, принимаются антикризисные меры, законы, ограничения и т. д., например, вводятся ограничения на вывоз капитала. А, как известно, для интеграции, наоборот, необходима свобода движения рабочей силы, капитала, товаров и услуг.

     - географическая близость стран-участниц. Для выполнения основных целей интеграции, например для снижения издержек производства, конечной цены на товар, необходимо снижать все составляющие цены, в том числе и транспортные расходы. Если географически страны расположены на расстоянии нескольких часовых поясов, то не видится, как можно сэкономить на транспорте.

     - политическая воля руководства интегрирующихся стран. Толчком для создания всех крупных на сегодняшний день интеграционных группировок - Евросоюза, НАФТА, МЕРКОСУР – стали инициативы политических руководителей заинтересованных стран.

     - создание уже на первых порах  структур, которым страны постепенно  должны передавать, делегировать отдельные полномочия, инструменты для их осуществления. Интеграция ставит перед участниками этого процесса задачу о необходимости проведения коллективных действий по всему кругу вопросов с участием всех стран. Для решения проблем, требующих совместных действий, необходимо создание механизмов сотрудничества для согласования национальных подходов и выработки взаимоприемлемых решений. Для создания оптимального режима принятия решений требуется принятие общих правил, норм, регламентов и создание институтов, которые будут руководить процессом. Необходимо делегирование государством своих определенных полномочий такому институту. Причем необходимо строго подходить к делегированию полномочий, и строго следить за тем, как эти решения проводятся в жизнь при условии их обязательного выполнения странами. Иными словами, необходимо создание наднациональных институтов.

     - создание инициирующего центра  из одного-двух государств, которые должны сплачивать страны-партнеры. Формирование коллективного выбора зависит от распределения экономической мощи, силы между странами-партнерами. Всегда есть и будут страны более сильные и менее сильные. Необходимо создание таких институтов, таких норм, чтобы в рамках интеграционной группировки не возникало случаев ущемления национального достоинства.

     - культурно-этническая близость. Процессы экономического сближения идут значительно быстрее, если между населением участвующих в них стран нет существенных различий в языке, национальных культурах, традициях и обычаях.

     - общие исторические корни народов  сближающихся стран. Если в  прошлом народы этих стран  жили в едином государстве  или тесно связанных между  собой государствах, то для экономического  сближения появляются дополнительные  предпосылки.

 

  1. Плюсы и минусы интеграционных процессов

     Интеграционные  процессы имеют положительные и  отрицательные последствия для стран-участниц этих процессов.

     При их рассмотрении необходимо учитывать, что все больше возрастает та часть  национального производства, которая  направляется на продажу за пределы  страны, т. е. на экспорт. По мере роста  благосостояния стран увеличивается  и внутреннее потребление, покрываемое  за счет ввезенных иностранных товаров. Набирающие силу внешние факторы  экономического развития (воздействие  экспортных и импортных операций) все в большей мере станут влиять на развитие внутренних рынков национальных хозяйств.

     Выигрывают прежде всего конкурентоспособные национальные отрасли и предприятия стран, участвующих в процессах интеграции.

     Для продукции таких отраслей открываются  новые рынки сбыта, и у отрасли  появляется возможность наращивать производство и добиваться дополнительной прибыли в основном за счет снижения издержек и увеличения объема производства.

     Одновременно  открывается возможность покончить  с монопольным положением национальных фирм и предприятий за счет прихода  на национальный рынок иностранных  производителей - конкурентов. Это способствует росту конкурентных тенденций, национальный рынок вынужден реагировать на ситуацию на других рынках.

     Практически в каждой экономике в той или  иной мере присутствуют дефициты национальных факторов производства, таких, как рабочая сила, капиталы, инвестиционные товары и т. д. Интеграция помогает решить эти проблемы за счет перемещения этих факторов производства из других стран, чему более не препятствуют национальные государственные границы.

     Вместе  с этим облегчается проблема привлечения  международного капитала. Чем глубже страна вовлечена в интеграционный процесс, тем больше у нее появляется шансов привлечь мировые потоки капиталов  и ускорить свое развитие с помощью  ресурсов, привлеченных из вне.

     Все перечисленное выше делает национальные рынки более динамичными, поскольку  в целом динамично развивающийся  мировой рынок вынуждает национальные рынки совершать осознанные действия, направленные на их вхождение в состав мирового рынка на полноправных основаниях.

     Положительные моменты интеграционных международных  потоков соседствуют и с неизбежными потерями. Одна из главных потерь может быть связана с резким давлением конкурентной среды и необходимостью быстрой перегруппировки ресурсов. Этот процесс, как правило, сопровождается банкротством неэффективных производителей (и это, в целом, хорошо) и часто массовой безработицей (а это плохо, так как обостряется социальная напряженность). В то же время появление новых вакансий обычно не способно компенсировать количество потерянных рабочих мест.

     В связи с тем, что государству  приходится брать на себя целый ряд  обязательств, преследующих выполнение определенных международных стандартов (экология, среда жизнеобитания и т. д.), может вырасти уровень налогообложения.

     Если  интеграционный процесс достигает  широких масштабов, то в странах могут происходить изменения в приемах ведения бизнеса, исчезают многие бытовые устоявшиеся традиции, что вызывает определенный дискомфорт у некоторых слоев населения, особенно у тех, кто потерял стабильный доход в результате этих изменений. Поэтому почти идеальным вариантом является интеграционное объединение стран с близким уровнем экономического и социального развития. Не случайно, например, Евросоюз ставит для желающих войти в него стран условия по достижению определенной планки уровня экономического развития.

     Второй  серьезной потерей может выступать  агрессивное "наступление" иностранного капитала, который стремится занять наиболее доходные ниши бизнеса, оставляя местным производителям рынки среднего и малого предпринимательства.

     Поскольку в условиях глобализации национальный рынок становится местом приложения действий международных информационных и финансовых потоков, т. е. превращается в интегральную часть мировой  рыночной структуры и через него проходят международные глобальные сети, ослабляются противовесы натиску на национальные рынки со стороны успешного иностранного бизнеса.

     Снятие  границ, со своей стороны, ведет к  оттоку ресурсов, в том числе и  человеческих в более успешно  и интенсивно развивающиеся регионы. Опасность этого заключена в  том, что страна резко теряет возможность  модернизации реального сектора, падает ее "интеллектуальный КПД", а значит, и способность быть равноправным членом интеграционного объединения.

     Импортная зависимость – еще одна угроза национальному рынку. В этом случае происходит оттеснение отечественных производителей с ведущих позиций национального рынка, что практически ставит страну в зависимость от импортных товарных поставок, теряется экономическая безопасность страны.

Информация о работе Международная экономическая интеграция