Международная финансовая безопасность и финансовая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:06, доклад

Описание работы

Нарастающая неравномерность развития различных стран и регионов способствует усугублению неустойчивости мирового экономического роста, накоплению кризисного потенциала в международной финансовой и торгово-экономической системе. В связи с развитием глобализации, возможностью появления мировых финансовых кризисов, а также стремлением государств завоевать определенные ниши на мировом рынке встает необходимость введения такого понятия, как экономическая безопасность.

Работа содержит 1 файл

Эссе.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

      Финансовая  безопасность в валютно-денежной сфере. Движение капитала является ключевым моментом внешнеэкономической безопасности государства, поскольку его приток обеспечивает ресурсы государства, а отток, напротив, уменьшает рост национальной экономики. Одновременно нелегальный или полулегальный вывоз капитала имеет негативный характер и, как правило, влечет за собой спад производства и инвестиций в национальную экономику, ухудшает возможности страны по обслуживанию внешнего долга. Например, чистый отток иностранного капитала из России в 2008 году составил $129,9 млрд. - максимум за всю историю публикации статистики Банка России. Аналитики ИК "Файнэншл Бридж" утверждают, что масштабный отток капитала из РФ в 2008 году начался на фоне вооруженного конфликта в Южной Осетии, а мировой финансовый кризис и ожидания девальвации рубля ускорили этот процесс. Кроме того, у России есть определенные экономические проблемы, обусловленные тем, что значительная часть доходов экономики была завязана на ценах на нефть и металлы2.

      С бегством капитала тесно связан процесс  долларизации экономики РФ, т.е. сбережения в стране обеспечиваются преимущественно иностранной валютой. Представляется, что причины этого кроются в нестабильности рубля и неустойчивости макроэкономической ситуации в стране в целом. Хотя финансовый кризис 2008 года повысил доверие населения к национальной валюте. «Большинство россиян, имеющих сбережения, предпочитают хранить их в рублях (20% по выборке; всего же сбережения есть, по их собственным словам, у 25% россиян). Каждый седьмой из имеющих накопления (или 4% по выборке) держит их в евро (среди людей с высшим образованием – 9%, обеспеченных и живущих в столице и других мегаполисах – по 8%), и лишь 1% россиян – в долларах. Отметим, что два-четыре года назад ситуация была несколько иной: хотя и тогда большинство держали свои сбережения в рублях, доля тех, кто хранил их в долларах (3–5% по выборке) была больше, чем тех, кто держал их в евро (1% и менее)».3

      Состояние кредитно-банковского направления финансовой безопасности государства характеризуется следующими моментами. Определенный интерес представляет деятельность Банка России в области финансовой безопасности. Банк России выступает единственным государственным институтом, анализирующим макроэкономические аспекты финансовой стабильности и одновременно устанавливающим нормативные основы деятельности всех участников рынка банковских услуг. Причем деятельность Центрального банка не ограничивается банковским сектором, а охватывает такие сегменты финансовой системы, как рынок ценных бумаг, страховой рынок, платежную и расчетную системы.

      С позиций оценки проводимых государством мероприятий для преодоления  последствий мирового финансового кризиса эффективность мер, осуществленных Банком России, подлежит осмыслению в целях разработки мер по предупреждению возникновения других кризисных явлений. Так, например, во время финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, государство предоставило банковскому сектору значительный объем финансовых средств. Дмитрий Медведев обнародовал решение о выделении в качестве субординированных кредитов банкам 950 млрд руб.: 500 млрд – Сбербанку, 200 млрд – ВТБ, 25 млрд – Россельхозбанку, остальное – частным банкам при условии, что их акционеры внесут такую же сумму. Затем министр финансов Алексей Кудрин заявил, что на дополнительную капитализацию банков может быть направлено еще $40 млрд4. Ссуды выдавались банкам с условием, что они будут вложены в производство, в реальный сектор экономики. Однако большая часть банков предоставленные денежные средства направила на погашение своей задолженности перед иностранными кредиторами. В результате российские предприниматели не получили дополнительных кредитных ресурсов. Тогда как за рубежом с целью оживления денежной системы были предприняты такие меры, как стимулирование спроса населения посредством предоставления гражданам единовременно денежных средств для приобретения товаров и повышения налогообложения крупных доходов. Данные факторы ослабляют финансовую устойчивость и экономическую безопасность государства.

      Хотелось бы отметить следующее. Концепция национальной безопасности постоянно трансформируется, однако финансовая безопасность как комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства неизменно остается ее главной внутренней составляющей. Финансовая безопасность оказывает существенное, а порой решающее воздействие на безопасность в других сферах жизни общества. Это обстоятельство свидетельствует об универсальном характере финансовой безопасности и необходимости ее законодательного урегулирования как важнейшего национального приоритета. 

     В современных условиях особую актуальность имеет задача разработки отдельной государственной стратегии финансовой безопасности. Что же должна включать в себя эта стратегия?

     Во-первых, характеристику областей проявления угроз. Во-вторых, определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности, разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности и их носителей. В-третьих, установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на финансовую систему. А также разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз, формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов, определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.

     Особую роль в обеспечении финансовой безопасности государств играют органы экономической разведки. Среди различных видов разведывательной деятельности следует выделить:

  1. противодействие:

- незаконной конкуренции в ущерб национальным предприятиям;

- нелегальным коммерческим операциям иностранных конкурентов;

- враждебным приобретениям “стратегических” предприятий;

- дезинформации, наносящей урон национальным предприятиям;

  1. мониторинг:

- зарубежных технологических достижений, которые могут отрицательно сказаться на конкурентоспособности отдельных отраслей национальной экономики;

- международных финансовых рынков с целью прогнозирования спекулятивных операций или ситуаций, способных дестабилизировать национальную экономику;

  1. наблюдение:

- за рынками слияний и поглощений;

- за источниками энергии и стратегического сырья с целью предотвратить неожиданные перебои со снабжением.

     Однако  экономическую разведку необходимо понимать гораздо шире, а именно как систему информационных сетей, способную проводить поиск, обработку и распространение информации, полезной для национальной экономики и ее субъектов. В России экономической разведкой занимается Служба Внешней Разведки (СВР) и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ранее известная как КФМ, ФСФМ, а ныне - Росфинмониторинг).  

     Таким образом, финансовая безопасность Российской Федерации — это новое понятие, разработка которого обусловлена угрозами финансово-кредитной сфере России и принятием новой «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г.

     Если  попытаться сформулировать понятие  «финансовая безопасность России», то оно могло бы выглядеть следующим  образом:

     Финансовая  безопасность России — составная  часть экономической безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансово-кредитной сферы России, выраженной через систему критериев и показателей ее состояния, характеризующих сбалансированность финансов, достаточную ликвидность активов и наличие необходимых денежных, валютных, золотых и т.д. резервов.

     В заключение можно отметить, что в данном эссе проанализированы лишь некоторые важные вопросы финансовой безопасности России, имея цель осветить данную актуальную проблему и хотя бы примерно наметить варианты ее решения. В связи же со своей значительностью все эти вопросы требуют дальнейших разработок как в науке, так и в политике.  
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ».
 
  1.  Указ  Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О  Государственной стратегии экономической  безопасности РФ (Основных положениях)».
 
  1. www.gazeta.ru. Статья  «С чувством неоплаченного долга». 10.03.09 Ольга Алексеева, Игорь Бахарев, Алексей Топалов, Илья Могутов.
 
  1. www.finam.ru. «Масштабный отток капитала из России: причины не только в кризисе»
 
  1. www.fom.ru : «Судьба доллара и Россия»
 
  1. Сайт Министерства финансов РФ (www.minfin.ru)
 
  1. Сайт Банка России (www.cbr.ru)
 
  1. www.cfin.ru «Факторы финансовой безопасности России», Бурцев В.В.

Информация о работе Международная финансовая безопасность и финансовая безопасность России