Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:06, доклад
Нарастающая неравномерность развития различных стран и регионов способствует усугублению неустойчивости мирового экономического роста, накоплению кризисного потенциала в международной финансовой и торгово-экономической системе. В связи с развитием глобализации, возможностью появления мировых финансовых кризисов, а также стремлением государств завоевать определенные ниши на мировом рынке встает необходимость введения такого понятия, как экономическая безопасность.
Финансовая безопасность в валютно-денежной сфере. Движение капитала является ключевым моментом внешнеэкономической безопасности государства, поскольку его приток обеспечивает ресурсы государства, а отток, напротив, уменьшает рост национальной экономики. Одновременно нелегальный или полулегальный вывоз капитала имеет негативный характер и, как правило, влечет за собой спад производства и инвестиций в национальную экономику, ухудшает возможности страны по обслуживанию внешнего долга. Например, чистый отток иностранного капитала из России в 2008 году составил $129,9 млрд. - максимум за всю историю публикации статистики Банка России. Аналитики ИК "Файнэншл Бридж" утверждают, что масштабный отток капитала из РФ в 2008 году начался на фоне вооруженного конфликта в Южной Осетии, а мировой финансовый кризис и ожидания девальвации рубля ускорили этот процесс. Кроме того, у России есть определенные экономические проблемы, обусловленные тем, что значительная часть доходов экономики была завязана на ценах на нефть и металлы2.
С бегством капитала тесно связан процесс долларизации экономики РФ, т.е. сбережения в стране обеспечиваются преимущественно иностранной валютой. Представляется, что причины этого кроются в нестабильности рубля и неустойчивости макроэкономической ситуации в стране в целом. Хотя финансовый кризис 2008 года повысил доверие населения к национальной валюте. «Большинство россиян, имеющих сбережения, предпочитают хранить их в рублях (20% по выборке; всего же сбережения есть, по их собственным словам, у 25% россиян). Каждый седьмой из имеющих накопления (или 4% по выборке) держит их в евро (среди людей с высшим образованием – 9%, обеспеченных и живущих в столице и других мегаполисах – по 8%), и лишь 1% россиян – в долларах. Отметим, что два-четыре года назад ситуация была несколько иной: хотя и тогда большинство держали свои сбережения в рублях, доля тех, кто хранил их в долларах (3–5% по выборке) была больше, чем тех, кто держал их в евро (1% и менее)».3
Состояние кредитно-банковского направления финансовой безопасности государства характеризуется следующими моментами. Определенный интерес представляет деятельность Банка России в области финансовой безопасности. Банк России выступает единственным государственным институтом, анализирующим макроэкономические аспекты финансовой стабильности и одновременно устанавливающим нормативные основы деятельности всех участников рынка банковских услуг. Причем деятельность Центрального банка не ограничивается банковским сектором, а охватывает такие сегменты финансовой системы, как рынок ценных бумаг, страховой рынок, платежную и расчетную системы.
С позиций оценки проводимых государством мероприятий для преодоления последствий мирового финансового кризиса эффективность мер, осуществленных Банком России, подлежит осмыслению в целях разработки мер по предупреждению возникновения других кризисных явлений. Так, например, во время финансового кризиса, начавшегося в 2008 году, государство предоставило банковскому сектору значительный объем финансовых средств. Дмитрий Медведев обнародовал решение о выделении в качестве субординированных кредитов банкам 950 млрд руб.: 500 млрд – Сбербанку, 200 млрд – ВТБ, 25 млрд – Россельхозбанку, остальное – частным банкам при условии, что их акционеры внесут такую же сумму. Затем министр финансов Алексей Кудрин заявил, что на дополнительную капитализацию банков может быть направлено еще $40 млрд4. Ссуды выдавались банкам с условием, что они будут вложены в производство, в реальный сектор экономики. Однако большая часть банков предоставленные денежные средства направила на погашение своей задолженности перед иностранными кредиторами. В результате российские предприниматели не получили дополнительных кредитных ресурсов. Тогда как за рубежом с целью оживления денежной системы были предприняты такие меры, как стимулирование спроса населения посредством предоставления гражданам единовременно денежных средств для приобретения товаров и повышения налогообложения крупных доходов. Данные факторы ослабляют финансовую устойчивость и экономическую безопасность государства.
Хотелось
бы отметить следующее. Концепция национальной
безопасности постоянно трансформируется,
однако финансовая безопасность как комплекс
мер, методов и средств по защите экономических
интересов государства неизменно остается
ее главной внутренней составляющей. Финансовая
безопасность оказывает существенное,
а порой решающее воздействие на безопасность
в других сферах жизни общества. Это обстоятельство
свидетельствует об универсальном характере
финансовой безопасности и необходимости
ее законодательного урегулирования как
важнейшего национального приоритета.
В современных условиях особую актуальность имеет задача разработки отдельной государственной стратегии финансовой безопасности. Что же должна включать в себя эта стратегия?
Во-первых, характеристику областей проявления угроз. Во-вторых, определение критериев и параметров (количественных и качественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности, разработку механизмов и мер идентификации угроз финансовой безопасности и их носителей. В-третьих, установление основных субъектов угроз, механизмов их функционирования, критериев их воздействия на финансовую систему. А также разработку методологии прогнозирования, выявления и предотвращения возникновения факторов, определяющих возникновение угроз финансовой безопасности, проведения исследований по выявлению тенденций и возможностей развития таких угроз, формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов, определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.
Особую роль в обеспечении финансовой безопасности государств играют органы экономической разведки. Среди различных видов разведывательной деятельности следует выделить:
- незаконной конкуренции в ущерб национальным предприятиям;
- нелегальным коммерческим операциям иностранных конкурентов;
- враждебным приобретениям “стратегических” предприятий;
- дезинформации, наносящей урон национальным предприятиям;
- зарубежных технологических достижений, которые могут отрицательно сказаться на конкурентоспособности отдельных отраслей национальной экономики;
- международных финансовых рынков с целью прогнозирования спекулятивных операций или ситуаций, способных дестабилизировать национальную экономику;
- за рынками слияний и поглощений;
- за источниками энергии и стратегического сырья с целью предотвратить неожиданные перебои со снабжением.
Однако
экономическую разведку необходимо
понимать гораздо шире, а именно
как систему информационных сетей,
способную проводить поиск, обработку
и распространение информации, полезной
для национальной экономики и ее субъектов.
В России экономической разведкой занимается
Служба Внешней Разведки (СВР)
и Федеральная служба
по финансовому мониторингу (ранее
известная как КФМ, ФСФМ,
а ныне - Росфинмониторинг).
Таким образом, финансовая безопасность Российской Федерации — это новое понятие, разработка которого обусловлена угрозами финансово-кредитной сфере России и принятием новой «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 г.
Если попытаться сформулировать понятие «финансовая безопасность России», то оно могло бы выглядеть следующим образом:
Финансовая безопасность России — составная часть экономической безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансово-кредитной сферы России, выраженной через систему критериев и показателей ее состояния, характеризующих сбалансированность финансов, достаточную ликвидность активов и наличие необходимых денежных, валютных, золотых и т.д. резервов.
В
заключение можно отметить, что в данном
эссе проанализированы лишь некоторые
важные вопросы финансовой безопасности
России, имея цель осветить данную актуальную
проблему и хотя бы примерно наметить
варианты ее решения. В связи же со своей
значительностью все эти вопросы требуют
дальнейших разработок как в науке, так
и в политике.
Список
литературы
Информация о работе Международная финансовая безопасность и финансовая безопасность России