Международная финансовая безопасность и финансовая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:06, доклад

Описание работы

Нарастающая неравномерность развития различных стран и регионов способствует усугублению неустойчивости мирового экономического роста, накоплению кризисного потенциала в международной финансовой и торгово-экономической системе. В связи с развитием глобализации, возможностью появления мировых финансовых кризисов, а также стремлением государств завоевать определенные ниши на мировом рынке встает необходимость введения такого понятия, как экономическая безопасность.

Работа содержит 1 файл

Эссе.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Международная финансовая безопасность и финансовая безопасность России. 

     Нарастающая неравномерность развития различных  стран и регионов способствует усугублению  неустойчивости мирового экономического роста, накоплению кризисного потенциала в международной финансовой и торгово-экономической системе. В связи с развитием глобализации, возможностью появления мировых финансовых кризисов, а также стремлением государств завоевать определенные ниши на мировом рынке встает необходимость введения такого понятия, как экономическая безопасность.

     Экономическая безопасность - фундаментальная основа экономически эффективного государства  в целом. Как отмечают специалисты  Института США и Канады РАН, в  самом общем виде экономически эффективное государство - это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в определенное время и при данных обстоятельствах в условиях неограниченной международной конкуренции. Важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях - безопасность финансовая.

     Вопросы финансовой безопасности рассматриваются  не только в рамках определенной страны, но и на региональном и международном уровне. Отдельные государства помимо собственных государственных стратегий, концепций, где описываются основные цели, задачи, методы и инструменты политики финансовой безопасности, объединяются в различные региональные и международные финансовые организации для борьбы с угрозами финансовой безопасности. В рамках этих организаций создается правовая база для решения вопросов экономической и финансовой безопасности. На сегодняшний день это особенно актуально, поскольку происходит развитие международных экономических отношений, усиливается взаимозависимость стран, они все больше вовлечены в процессы глобализации, что в какой-то степени может повлиять на их уязвимость перед негативными тенденциями, которые могут происходить в мировой экономике.

     Россия  тесно сотрудничает с мировым  сообществом по поводу обеспечения  международной финансовой безопасности. Среди множества форм такого сотрудничества является вступление в международные организации, такие как ООН, МВФ, МБРР и т.д.  

     Что касается финансовой безопасности России, то в последние годы наша страна вступила в этап своего бурного развития, связанного с происходящими изменениями во всех сферах жизни государства и общества. Однако осуществляемое в России реформирование, имеющее целью формирование рыночной хозяйственной системы и правового демократического государства, протекает непросто, порой весьма противоречиво и даже болезненно. Одной из основных причин, тормозящих усилия властей по укреплению государственности, созданию сильной, многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития государства и общества, их защищенности от экономических угроз, является нестабильность финансовой системы России. Поэтому вопросы финансовой безопасности России находятся в центре внимания как властей, так и науки.

     Для России финансовая безопасность –  понятие новое, разработка которого обусловлена угрозами в финансово-кредитной сфере России. В законодательной базе нет четкого определения понятия «финансовая безопасность». Но существует множество трактовок этого понятия, которые дают российские ученые. Бурцев В. В. под финансовой безопасностью государства понимает основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. Финансовая безопасность государства, по словам Бурцева, состоит в способности его органов: обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; нейтрализовать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых факторов (государств, ТНК, субгосударственных группировок и др.), теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему; предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, “бегство капитала” из реального сектора экономики; предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований; предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях.

     Все выше перечисленное также является основными задачами, которые решают органы государственной власти в целях обеспечения безопасного и эффективного функционирования и элементов финансовой системы государства, и всех взаимосвязанных с ней звеньев государственного управления. Устойчивость финансовой системы определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, рынка ценных бумаг, снижением внешнего и внутреннего долга и дефицита платежного баланса, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.

     При этом функции обеспечения финансовой безопасности России не ограничиваются и не сводятся только к защите. Главным  приоритетом деятельности государства  в сфере обеспечения финансовой безопасности является развитие его  граждан, повышение качества их жизни. Обеспечение финансовой безопасности страны в настоящее время возможно только при соблюдении национальных интересов России при проведении экономических реформ и учете существующих угроз.

     Среди основных национальных интересов России в области финансовых отношений можно отметить следующие: повышение эффективности финансовой системы, на основе подержания государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами и бюджетными ассигнованиями при соблюдении таких приоритетов, как целевое инвестирование в сферу наукоемкого и высокотехнологичного производства; усиление сдерживания инфляционных процессов; противодействие «бегству» российского капитала за границу; стимулирование иностранных капиталовложений (особенно долгосрочных в сферу производства); создание единой сбалансированной правовой основы, обеспечивающей эффективное формирование и функционирование финансово-кредитной системы, а также правоохранительного механизма по его защите от воздействия криминальных процессов и посягательств.  

           Финансовая безопасность является неотъемлемой частью экономической безопасности. Экономическая безопасность выступает гарантией устойчивого, стабильного развития страны, ее независимости.

     Стратегия обеспечения экономической безопасности России строится на основе официально принятых в стране нормативных актов, основными из которых являются: Конституция Российской Федерации, Указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности РФ», Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях)».

     Государственная стратегия экономической безопасности делит угрозы на внешние и внутренние. В связи с этим можно выделить угрозы и для финансовой безопасности. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить следующие:

  • стремительное развитие процесса глобализации;
  • постоянный рост капитала, крайняя подвижность которого создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне, так и на глобальном уровне;
  • рост ТНК, ТНБ, располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;
  • высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;
  • многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;
  • взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств, которые все больше и больше зависят от мировых финансов;
  • усиление конкуренции и разногласий между государствами в экономической и иных сферах;
  • чрезмерная зависимость национальных экономик от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;
  • возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов эффективно их контролировать;
 

    На  сегодняшний день, по словам М.Арсентьева, члена-корреспондента Академии проблем качества Российской Федерации, отмечается стремление иностранного финансового капитала оказывать влияние на направленность и темпы реализации важнейших российских государственных программ в области обороны, науки и техники. Кроме того вытеснить продукцию России с международного рынка вооружений и военной техники, получить неограниченный доступ к стратегическим минерально-сырьевым ресурсам нашей страны, современным технологиям, навязать контракты на поставку устаревших и экологически вредных производств и технологий. Противоправная деятельность иностранцев на российском фондовом рынке проявляется в виде внедрения в обход антимонопольного законодательства крупного зарубежного капитала с целями перепрофилирования, свертывания производства или ликвидации конкурентоспособных на мировом рынке товаров и услуг российских предприятий, завоевания внутреннего рынка России и завладения российской собственностью путем активного участия в процессах приватизации и акционирования. Прослеживается тенденция к использованию коммерческих банков, находящихся под контролем иностранного капитала, для завладения предприятиями и организациями, имеющими стратегическое значение для экономики страны.

    Все эти факторы весьма негативно  влияют на состояние защищенности экономики России и требуют серьезного вмешательства государства. Поэтому одной из основных задач  государства является обеспечение финансовой безопасности. Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации — это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов через поддержание финансовой стабильности, выражающейся сбалансированностью финансов, достаточной ликвидностью активов и наличия необходимых денежных, валютных и золотых резервов. Для этого государство проводит ряд мер: бюджетно-налоговых, валютно-денежных и кредитно-банковских.

      Бюджетная политика государства реализуется в сборе налогов, управлении дефицитом и государственным долгом, а также выполнении бюджетных обязательств и построении межбюджетных отношений. Важным направлением бюджетной политики РФ на протяжении ряда лет являлось снижение государственного долга. В настоящее время угроза экономической безопасности России от невыплат по внешним заимствованиям не столь высока. 

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2010 года1

Категория долга млн. долларов США млн. евро
Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией ) 41 540,7 32 637,3
Задолженность перед официальными кредиторами - членами  Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации
856,1 672,6
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 768,7 1 389,6
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими  странами СЭВ 1 146,1 900,5
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 800,3 628,8
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 3 367,0 2 645,4
Задолженность по еврооблигационным займам 30 987,0 24 345,4
     внешний облигационный  заем 2015 года 2 000,0 1 571,3
     внешний облигационный  заем 2020 года 3 500,0 2 749,8
     внешний облигационный  заем 2018 года 3 466,4 2 723,4
     внешний облигационный  заем 2028 года 2 499,9 1 964,1
     внешний облигационный  заем 2030 года 19 520,7 15 336,8
Задолженность по ОВГВЗ 1 775,0 1 394,6
     ОВГВЗ VII серии 1 750,0 1 374,9
Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте 840,5 660,4

Информация о работе Международная финансовая безопасность и финансовая безопасность России