Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:52, реферат

Описание работы

Межбюджетные отношения, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, это взаимоотношения между публично-правовыми организациями по вопросам регулирований бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Весьма распространенным является заблуждение, что межбюджетные отношения реализуются только в формах и методах предоставления финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящим. Такое мнение принципиально неверно.

Работа содержит 1 файл

Межбюджетные отношения.docx

— 277.01 Кб (Скачать)

местных бюджетов («отрицательных трансфертов»), в которых в отчетном году расчетные  (на жителя) налоговые доходы (без  учета налоговых 

доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный  законом субъекта РФ. В соответствии с  БК  указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного  среднего по видам муниципальных  образований субъекта РФ. При этом размер субсидии

не  может быть больше 50% от суммы превышения. Такой порядок может быть предусмотрен для  поселений и (или) муниципальных  районов (городских округов).

 С  помощью «отрицательных трансфертов»  установление более высоких нормативов  отчислений в местные бюджеты,  приводящее к существенному увеличению  бюджетной обеспеченности у отдельных  муниципалитетов из-за неравномерности  размещения налоговой базы, может  быть 

компенсировано  перераспределением части возникающих  у них излишков средств в менее  обеспеченные местные бюджеты. При  этом стимулирующая роль более высоких  нормативов полностью сохраняется  как у муниципалитетов, которые  не перечисляют «отрицательные трансферты», так и 

у муниципальных  образований, подпадающих под критерий взимания «отрицательного трансферта», поскольку изъятой окажется лишь некоторая доля. Так, объем такой  субсидии для отдельного муниципального образования в расчете на одного жителя не может превышать 50% разницы 

между расчетными налоговыми доходами местного бюджета в расчете на одного жителя в последнем отчетном году и средним  двукратным уровнем 

в расчете  на одного жителя. Субсидии из бюджетов поселений могут направляться в  бюджет муниципального района на решение  вопросов местного значения межмуниципального  характера. Могут быть предоставлены  иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений.

На  период кризиса предусматривается  адекватная экономической ситуации корректировка отдельных инструментов межбюджетных отношений. Детальное  освещение перспектив межбюджетных отношений на среднесрочный период представлено в  Концепции межбюджетных 

отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных  образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением 

Правительства РФ от 8 августа 2009 г. № 1123-р. Концепцией предусматривается реализация мер, имеющих целью обеспечение стабилизации ситуации в бюджетном секторе  субъектов РФ, реализацию скоординированной  бюджетной политики Российской Федерации  и органов государственной власти субъектов РФ по осуществлению мер, направленных на оздоровление ситуации в бюджетном секторе, расширение прав субъектов РФ

и муниципальных  образований по управлению источниками  финансирования дефицитов региональных и местных бюджетов, повышение  эффективности организации бюджетного процесса в субъектах РФ и сокращение рисков неисполнения их расходных обязательств. 

В ближайшие  годы  будет пересмотрена сложившаяся  структура межбюджетных трансфертов, сокращено их количество за счет отмены и 

объединения ряда субсидий, а также иных межбюджетных трансфертов. Предоставление субсидий будет сопровождаться установлением  четких

конечных  целей их предоставления и сроков достижения указанных целей, по завершению которых осуществление предоставления субсидий

должно  быть прекращено. 

 Для  предотвращения несбалансированности  отдельных региональных бюджетов  в 2010–2012 гг. в федеральном бюджете  будут предусмотрены соответствующие  средства. Планируется смещение  акцента с предоставления дотаций  на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов РФ к предоставлению бюджетных кредитов с льготной процентной ставкой в размере ¼ ставки рефинансирования Банка России на срок до 3-х лет. Данный финансовый инструмент позволяет ликвидировать дисбаланс между расходами и доходами регионального бюджета,

повышая, при этом, ответственность региональных властей и снижает иждивенческие  настроения.  На федеральном уровне должны быть созданы необходимые  условия для  повышения  налоговой  автономии субъектов РФ и муниципалитетов, что станет  предпосылками  для  повышения  эффективности расходов региональных и местных  бюджетов. Налоги, уплачиваемые налогоплательщиками  в соответствующие бюджеты,  должны быть увязаны  с объемом, качеством  и доступностью предоставляемых  государственных или муниципальных  услуг (оказываемых функций), что, в  свою очередь, приведет к повышению  ответственности органов государственной  власти и местного

самоуправления  за результаты проводимой ими политики.

Для создания стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в регионах предусматривается создание системы  мониторинга 

и оценки качества управления бюджетным процессом. На основании данного мониторинга  предполагается формирование рейтинга субъектов РФ. В зависимости от полученной оценки субъекты РФ будут  выделены в 3 группы:

1.  В  отношении субъектов РФ с высокой  степенью качества управления  бюджетным процессом будет предусмотрена  система поощрения. 

2. Для  группы субъектов РФ со средней  степенью качества управления  бюджетным процессом будет установлено  требование по разработке и  принятию в установленные сроки  мер по повышению качества  управления бюджетным процессом  в тех сферах, в которых качество  управления оценено на низком  уровне.

3.  Субъектам  РФ с низкой степенью качества  управления бюджетным процессом  Минфином России будут выноситься  предписания о ненадлежащем качестве  управления бюджетным процессом,  что потребует принятия мер  по устранению ими недостатков  организации и осуществления  бюджетного процесса. Этим субъектам  РФ потребуется осуществлять  аудит эффективности использования  бюджетных средств и принятие  программы повышения качества  управления бюджетным процессом.  Органам государственной власти  субъектов РФ рекомендуется установить  аналогичный порядок оценки управления  бюджетным процессом органами  местного самоуправления.


Информация о работе Межбюджетные отношения