Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:53, реферат

Описание работы

Система межбюджетных отношений – это фактор, переоценить влияние которого на социально-экономическое развитие России довольно сложно. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения между бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а населения - быть обеспеченными бюджетными услугами.

Содержание

Введение

1. Межбюджетные отношения сущность и их развитие

2. Принципы межбюджетных отношений

3. Межбюджетные отношения – современная ситуация

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

экономика КР.docx

— 51.34 Кб (Скачать)

Для реализации поставленных задач намечены следующие направления их решения:

1) разграничение расходных полномочий  и ответственности между органами  власти и управления разных  уровней;

2) разграничение налоговых источников  между уровнями бюджетной системы  РФ;

3) выравнивание бюджетной обеспеченности  субъектов РФ для реализации  текущих расходов их бюджетов  за счёт средств Фонда финансовой  поддержки;

4) консолидация расходов федерального  бюджета, предназначенных для  финансирования капитальных вложений  в субъектах РФ в Федеральном  фонде регионального развития;

Предполагается  осуществить переход на нормативную  основу определения бюджетных потребностей при оказании помощи на текущие расходы  из федерального бюджета. При этом нормативы  должны базироваться на минимальных  государственных стандартах и социальных нормативов с учётом реальных возможностей консолидированного бюджета РФ по их финансированию в данном финансовом году. Дифференциация нормативов по регионам должна производиться по единой методике с учётом объективно обусловленных  географических, природно-климатических  и социально-экономических особенностей.

Данные  мероприятия должны обеспечить переход  к формированию новой системы  межбюджетных отношений, основанной на сбалансированном разграничении доходных и расходных полномочий по разным уровням управления.

 

 

 

 

 

 

2. Принципы межбюджетных отношений

 

Весь  бюджетный процесс находился  под постоянным управлением и  контролем центра. Бюджетный федерализм предполагает не только большую децентрализацию  бюджетной системы, но и большую  ответственность и самостоятельность всех ее звеньев. Это отражено в принципах межбюджетных отношений, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ. К ним относятся:

- распределение  и закрепление расходов бюджетов  по определенным уровням бюджетной  системы КР;

- равенство  бюджетных прав субъектов КР, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

- разграничение  (закрепление) на постоянной основе  и распределение по временным  нормативам регулирующих доходов  по уровням бюджетной системы  КР;

- равенство  всех бюджетов КР во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

- выравнивание  уровней бюджетной обеспеченности  субъектов Российской Федерации,  муниципальных образований;

Первый  принцип, который в новой редакции Бюджетного кодекса РФ звучит как  принцип разграничения расходов между бюджетами разных уровней, означает закрепление в соответствии с законодательством РФ расходов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (и местного самоуправления) по установлению и использованию расходных обязательств.

Данный  принцип вытекает из Конституции  РФ, а именно из статей 71, 72, 73, которые  устанавливают предмет ведения  Российской Федерации, предмет совместного  ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также предмет ведения субъектов РФ. Конкретизируется данный принцип в статьях 7,8 и 9 БК РФ, определяющих компетенцию органов федерального уровня, уровня субъектов РФ и местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений, а также в статьях 84-87 БК КР, определяющих расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов КР и расходы местных бюджетов.

Второй  принцип равенства бюджетных прав субъектов КР, а также муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов КР и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом КР.

Третий  принцип, принцип выравнивания уровней бюджетной обеспеченности субъектов КР, муниципальных образований, направлен на достижение бюджетной обеспеченности каждого региона страны на уровне не ниже среднероссийского и реализуется путем предоставления финансовой помощи в форме дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов КР (из бюджетов субъектов КР местным бюджетам). Объем данного фонда и распределение дотаций будут утверждаться на каждый финансовый год в законе о федеральном бюджете. С 1 января 2006 года для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований в составе бюджетов субъектов РФ решено образовывать региональные фонды финансовой поддержки поселений.

Четвертый принцип – это принцип равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Межбюджетные отношения –  современная ситуация

 

Сложившаяся в Кыргызстане система межбюджетных отношений, несмотря на проведенные в 1990-х годах реформы, не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма.

Установленные федеральным законодательством  крайне ограниченные налогово-бюджетные  полномочия органов власти субъектов КР и органов местного самоуправления позволяют перекладывать политическую и финансовую ответственность за сбалансирование территориальных бюджетов и состояние социальной сферы на федеральный центр.

Бюджеты субъектов КР и особенно местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования (так называемые нефинансируемые федеральные мандаты). Требования Бюджетного кодекса по возмещению дополнительных расходов территориальных бюджетов не выполняются, широкое распространение получили судебные иски к органам власти субъектов и местного самоуправления с последующим списанием средств с бюджетных счетов по исполнительным листам.

В результате органы власти субъектов КР и особенно местного самоуправления не имеют возможности обеспечить сбалансированность своих бюджетов и вынуждены проводить политику выборочного или частичного исполнения возложенных на них обязательств, накапливая (в том числе за счет заимствований) безнадежную задолженность. В таких условиях полностью отсутствуют стимулы к проведению ответственной бюджетной политики, повышению прозрачности и объективности бюджетной отчетности, качества бюджетных услуг, эффективному управлению расходами, разработке и реализации программ реформирования бюджетной сферы, привлечению инвестиций в общественную инфраструктуру.

Недостатки  системы межбюджетных отношений  являются одной из причин низких темпов жилищно-коммунальной реформы. Муниципальные  образования, от которых в основном зависит ее проведение, не заинтересованы в переходе к новой системе  оплаты жилищно-коммунальных услуг, поскольку  сокращение бюджетных расходов с  высокой вероятностью будет изъято в вышестоящие бюджеты, тогда  как возможный на первом этапе  рост социальной напряженности в  основном ляжет на плечи органов  власти местного самоуправления. Крайне негативный фон для проведения реформы  ЖКХ создают «нефинансируемые федеральные  мандаты», прежде всего, многочисленные льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Другой  проблемой бюджетного федерализма в КР на современном этапе являются часто встречающиеся на практике нарушения принципа равенства бюджетных прав субъектов РФ, а также муниципальных образований. Это и подписание различных двусторонних соглашений по вопросам межбюджетных отношений, и применение для отдельных субъектов КР и муниципальных образований особого порядка формирования доходов, финансирования на их территории расходов из вышестоящих бюджетов и предоставление финансовой помощи. Несмотря на тенденцию к формализации распределения финансовой помощи, значительная ее часть по-прежнему перечисляется в бюджеты КР и местные бюджеты без четко установленных критериев и процедур, что приводит к ослаблению финансовой дисциплины и снижению прозрачности межбюджетных отношений.

Для устранения всех недостатков межбюджетных отношений  Правительством была проведена Программа  развития бюджетного федерализма в  Кыргызской республике на период до 2005 г. В качестве ее основных задач были названы следующие:

1) упорядочение  бюджетного устройства субъектов КР (законодательное закрепление особенностей организации местного самоуправления в муниципальных образованиях разных типов, установление общих принципов и порядка наделения их бюджетными полномочиями);

2) четкое  разграничение расходных полномочий  и сокращение «нефинансируемых  мандатов»;

3) четкое  и стабильное разграничение налоговых  полномочий за бюджетами разных  уровней, повышение роли собственных  доходов региональных и местных  бюджетов, законодательное закрепление  налогов за региональными и  местными бюджетами на постоянной  основе;

4) формирование  и развитие объективных и прозрачных  механизмов финансовой поддержки  региональных и местных бюджетов, четкое закрепление в законе  процедур и методик бюджетного  выравнивания.

Что касается регулирования условий и порядка  предоставления бюджетных средств  одного бюджета другому, то для этих целей в Бюджетный кодекс РФ вводится понятие «межбюджетные трансферты», основными видами которых являются финансовая помощь (дотации и субсидии), субвенции на осуществление «делегированных» полномочий, бюджетные кредиты, а  также субвенции из местных бюджетов на выполнение межмуниципальных функций и реализацию режима «отрицательных трансфертов». При этом устанавливаются единые принципы и механизмы предоставления трансфертов бюджетам других уровней из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

При регулировании  межбюджетных трансфертов из федерального бюджета предлагается принять за основу сложившиеся к настоящему времени формы финансовой поддержки  субъектов КР. Новая редакция Кодекса утверждает методологию распределения дотаций государственного фонда финансовой поддержки субъектов КР и субвенций гос фонда компенсаций. 

Заключение

 

Межбюджетные  отношение Кыргызской Республики, являясь одним из способов влияния на финансово-экономическую и социально-политическую ситуацию в государстве, выполняет определенные стратегические функции, которые можно сформулировать как распределительная и контрольная. Распределительная функция, как видно из смысла слова «распределение» заключается в том, чтобы распределить финансовые ресурсы, поступившие в государственный бюджет местного сообщества. А значит, истинную роль данная функция начинает выполнять после формирования доходной части бюджета, когда известны источники и размеры поступления средств, наступает необходимость их распределения. Одной из важных в реализации бюджета является процедура контролирования его исполнения, как на стадии поступления, так и на стадии расходования средств. Контрольная функция позволяет быть в курсе того, насколько своевременно и полно поступают финансовые средства, фактического наличия поступивших средств и их использования. Таким образом, эти наиважнейшие бюджетные функции структурно связывают бюджет по его доходной и расходной части.

 

 

Библиография

 

    1. ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Об основных принципах бюджетного права в  Кыргызской Республике

    1. ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О финансово-экономических основах местного самоуправления
    2. ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИО Социальном фонде Кыргызской Республики
    3. Алымкулов С, Бюджетное право, Б, 2009 г.
    4. Выдержка из статьи Ч. Имашева «Межбюджетные отношения за рубежом»
    5. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М.И. Ткачук – Минск, Высшая школа, 2005
    6. http://www.japarov.com/index.php/ru/news-and-events/newsru/279-kollegiya-ministerstva-finansov-kyrgyzskoj-respubliki
    7. http://www.fingramm.ru/cbalancir-budzeta.html
    8. http://ru.wikipedia.org/wiki

 


Информация о работе Межбюджетные отношения