Межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:53, реферат

Описание работы

Система межбюджетных отношений – это фактор, переоценить влияние которого на социально-экономическое развитие России довольно сложно. От того, насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения между бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а населения - быть обеспеченными бюджетными услугами.

Содержание

Введение

1. Межбюджетные отношения сущность и их развитие

2. Принципы межбюджетных отношений

3. Межбюджетные отношения – современная ситуация

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

экономика КР.docx

— 51.34 Кб (Скачать)

План

Введение

 

1. Межбюджетные отношения сущность и их развитие

 

2. Принципы  межбюджетных отношений

 

3. Межбюджетные отношения – современная ситуация

 

Заключение

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы определяется тем, что данная работа посвящена такой проблеме современной экономики Кыргызстана как государственное регулирование межбюджетных отношений, которая все еще находится в стадии становления и развития.

Система межбюджетных отношений –  это фактор, переоценить влияние  которого на социально-экономическое  развитие России довольно сложно. От того, насколько эффективно и целесообразно  распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения между  бюджетами, зависит возможность  государства выполнять свои функции, а населения - быть обеспеченными  бюджетными услугами.

Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетии существования государств финансовые ресурсы, мобилизируемые в бюджетную систему обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнения возложенных на них функции. Одной из которых, для всех стран с древних времен является оборона страны, содержание государственного аппарата управления и многое другое. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических, и социальных процессов в интересах общества.

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из возможных инструментов государственного регулирования межбюджетных отношении.

В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемой в рамках принятой политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных, децентрализованных фондов денежных средств.

Цель работы является раскрытие сущности межбюджетных отношений, определение направлений их развития, а также определения роли государственного влияния на межбюджетные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Межбюджетные отношения сущность и их развитие

Межбюджетные  отношения – это отношения  между органами государственной  власти на различных уровнях, а также  органами местного самоуправления по поводу формирования и использования  бюджетных средств и обеспечения  бюджетного процесса.

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Кыргызской Республики, органами государственной власти субъектов Кыргызской Республики , органами власти местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

  • Сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений;
  • Распределение и закрепление расходов бюджетов по определённым уровням бюджетной системы КР;
  • Разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы КР;
  • Сокращение дотационности и количества дотационных бюджетов за счёт оптимизации встречных финансовых потоков и наращивания налогового потенциала на соответствующих территориях;
  • Равенство бюджетных прав субъектов КР, бюджетных прав муниципальных образований; всех бюджетов КР во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, а местных бюджетов – с бюджетом соответствующего субъекта Кыргызской Республики;
  • Выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Кыргызской Республики, муниципальных образований;
  • Применение в межбюджетных отношениях единых для всех субъектов Федерации методологии и критериев, учитывающих их особенности;
  • Наличие ответственности органов власти разных уровней за соблюдение обязательств, предусмотренных межбюджетными отношениями.

В соответствии с этими принципами отдельные  виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов КР и из бюджетов субъектов КР – в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и  доходов между звеньями бюджетной  системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов КР во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предусматривает использование единой методики расчёта нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчёта финансовой помощи региональным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Бюджетным кодексом КР (ст. 48) установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов КР должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета КР.

Для обеспечения  расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе КР, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

Доходы  территориальных бюджетов состоят  из собственных и регулирующих.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закреплённые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством КР.

Это налоговые  доходы, закреплённые за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных  внебюджетных фондов законодательством КР, и неналоговые доходы, определённые нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

Собственные доходы составляют меньшую часть  доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных  бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования  передаются регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса КР нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передаёт регулирующие доходы.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования  территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшими эти средства.

Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Общую схему  собственных и регулирующих доходов  территориальных бюджетов можно  представить в следующем виде.

 

Доходы территориальных  бюджетов


 

Собственные доходы

 

Регулирующие доходы



Налоговые доходы, закрепленные за соответствующим  бюджетом

Неналоговые доходы соответствующего бюджета



Отчисления от республиканских и региональных налогов

Средства из фондов финансовой поддержки  регионов

Дотации, субвенции, из вышестоящих бюджетов

Средства, полученные из вышестоящего бюджета  в порядке взаимных расчетов


Рис. Общая  схема собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов

 

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми  ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной  инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью  исключить их как методы наделения  территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов  их положение может быть ухудшено. Это приведёт к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного  обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

Поэтому не всегда и не везде нужно стремиться к замене дотаций, субвенций и  субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населённых пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и посёлки – курорты, города – исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определённые мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

Помимо  отчислений от государственных доходов  и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной части территориальных  бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчётов часть средств передаётся из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.

В значительной степени этот вид доходов в  последние десятилетия заменял  прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных  бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов  и налогов, трансферты, дотации, субсидии, субвенции заранее планируются  в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в ещё большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

Основные  подходы к реформированию межбюджетных отношений определены в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса КР. В основе реформирования межбюджетных отношений в КР лежат следующие мероприятия:

  • существенное сокращение объёмов финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки регионов, при этом число регионов, получающих средства, уменьшается незначительно;
  • определение расходов региональных бюджетов на нормативной основе;
  • постепенный переход к оказанию помощи инвестиционного характера на принципах самофинансирования;
  • ведение особого финансового режима для регионов, особо нуждающихся в финансовой поддержке.

Реформа межбюджетных отношений должна обеспечивать: повышение эффективности использования  и управления финансовыми ресурсами  бюджетной системы страны; выравнивание возможностей реализации на всей территории КР минимального уровня установленных Конституцией КР и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней.

Информация о работе Межбюджетные отношения