ВВЕДЕНИЕ Вопросы межбюджетных
отношений – это одни из главных
вопросов, возникающих в процессе
государственного управления. Ни одно
государство не сможет функционировать
без бюджета, а следовательно от того,
как именно установлены в государстве
отношения между бюджетами различных
уровней, зависит благосостояние всей
страны. Всё это и определяет актуальность
выбранной для написания темы курсовой
работы (Характеристика системы межбюджетных
трансфертов в РФ). Целью курсового исследования
является изучение проблемы межбюджетных
трансфертов в РФ. Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику бюджетной системы
РФ; 2) определить понятие межбюджетных
трансфертов, рассмотреть порядок и условия
их предоставления; 3) охарактеризовать
формы межбюджетных трансфертов; 4) провести
анализ порядка предоставления и использования
средств фонда финансовой поддержки субъектов
РФ за 2007-2009 годы, сделать выводы.
При написании курсовой работы
использовались такие методы исследования,
как анализ библиографических источников,
выделение и синтез первичной
информации, анализ статистических данных,
их структурирование и сравнение. Кроме
этого, при написании практической
части работы были использованы методы
сравнения и структурного анализа.
Для наглядности производимых расчётов
использовался табличный метод.
В качестве источников при написании
курсовой работы использовались как
нормативные документы, регламентирующие
деятельность в данном направлении,
так и литературные источники
– произведения отечественных исследователей.
Полный перечень источников приведён
в конце работы.
1. Характеристика бюджетной
системы РФ Бюджетная система
Российской Федерации имеет три
уровня:
1) федеральный бюджет
и бюджеты государственных внебюджетных
фондов;
2) бюджеты субъектов федерации
и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты (бюджеты
муниципальных районов, бюджеты
городских округов, бюджеты внутригородских
муниципальных образований городов
федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга, бюджеты городских
и сельских поселений).
[1] Федеральный бюджет
и бюджеты государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации
разрабатываются и утверждаются
в форме федеральных законов,
бюджеты субъектов Российской
Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов
разрабатываются и утверждаются
в форме законов субъектов
Российской Федерации, местные
бюджеты разрабатываются и утверждаются
в форме муниципальных правовых
актов представительных органов
муниципальных образований. Бюджеты
всех трёх уровней предназначены
для исполнения расходных обязательств
соответственно Российской Федерации,
субъектов федерации и органов
местного самоуправления. Использование
иных форм образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
исполнения расходных обязательств на
всех трёх уровнях не допускается. Федеральный
бюджет и свод консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации (без учета
межбюджетных трансфертов между этими
бюджетами) образуют консолидированный
бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта
Российской Федерации и свод бюджетов
муниципальных образований, входящих
в состав субъекта Российской Федерации
(без учета межбюджетных трансфертов между
этими бюджетами), образуют консолидированный
бюджет субъекта Российской Федерации.
Бюджет муниципального района (районный
бюджет) и свод бюджетов городских и сельских
поселений, входящих в состав муниципального
района (без учета межбюджетных трансфертов
между этими бюджетами), образуют консолидированный
бюджет муниципального района. В качестве
составной части бюджетов городских и
сельских поселений могут быть предусмотрены
сметы доходов и расходов отдельных населенных
пунктов, других территорий, не являющихся
муниципальными образованиями. В бюджетах
субъектов федерации и бюджетах муниципальных
образованиях ведётся раздельный учёт
средств, направляемых на исполнение собственных
расходных обязательств, совместных расходных
обязательств и расходных обязательств
вышестоящих уровней. Регламентированная
законом деятельность органов власти
по составлению, рассмотрению, утверждению
и исполнению бюджетов составляет сущность
бюджетного процесса [9]. Особое место в
бюджетном процессе отводится межбюджетным
отношениям. Сущность межбюджетных отношений,
как экономической категории, реализуется
через распределительную и контрольную
функции. Содержание распределительной
функции определяется процессом распределения
и перераспределения стоимости внутреннего
валового продукта между различными субъектами
РФ в целях сбалансированности бюджетов
РФ различных уровней. Межбюджетные отношения
представляют отношения между органами
государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления по поводу формирования
и распределения бюджетных средств. Основой
межбюджетных отношений являются следующие
принципы бюджетной системы:
1) единство бюджетной
системы Российской Федерации;
2) разграничение доходов,
расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов между бюджетами
бюджетной системы Российской
Федерации;
3) самостоятельность бюджетов;
4) равенство бюджетных
прав субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований;
5) полнота отражения доходов,
расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов;
6) сбалансированность бюджета;
7) результативность и
эффективности использования бюджетных
средств;
8) общее (совокупное) покрытие
расходов бюджетов;
9) прозрачность (открытость);
10) достоверность бюджета;
11) адресность и целевой характер бюджетных
средств;
12) подведомственность расходов
бюджетов;
13) единство кассы.
Принцип единства бюджетной
системы Российской Федерации означает
единство бюджетного законодательства
Российской Федерации, принципов организации
и функционирования бюджетной системы
Российской Федерации, форм бюджетной
документации и бюджетной отчетности,
бюджетной классификации бюджетной
системы Российской Федерации, санкций
за нарушение бюджетного законодательства
Российской Федерации, единый порядок
установления и исполнения расходных
обязательств, формирования доходов
и осуществления расходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
ведения бюджетного учета и составления
бюджетной отчетности бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации и бюджетных
учреждений, единство порядка исполнения
судебных актов по обращению взыскания
на средства бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации. Принцип разграничения
доходов, расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной
системы Российской Федерации означает
закрепление в соответствии с законодательством
Российской Федерации доходов, расходов
и источников финансирования дефицитов
бюджетов за бюджетами бюджетной системы
Российской Федерации, а также определение
полномочий органов государственной власти
(органов местного самоуправления) и органов
управления государственными внебюджетными
фондами по формированию доходов бюджетов,
источников финансирования дефицитов
бюджетов и установлению и исполнению
расходных обязательств публично-правовых
образований. Принцип самостоятельности
бюджетов означает:
1) право и обязанность
органов государственной власти
и органов местного самоуправления
самостоятельно обеспечивать сбалансированность
соответствующих бюджетов и эффективность
использования бюджетных средств;
2) право и обязанность
органов государственной власти
и органов местного самоуправления
самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс, за исключением случаев,
предусмотренных Бюджетным кодексом;
3) право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления устанавливать в
соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах
и сборах налоги и сборы,
доходы от которых подлежат
зачислению в соответствующие
бюджеты бюджетной системы Российской
Федерации;
4) право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления в соответствии
с Бюджетным кодексом самостоятельно
определять формы и направления
расходования средств бюджетов (за
исключением расходов, финансовое
обеспечение которых осуществляется
за счет межбюджетных субсидий
и субвенций из других бюджетов
бюджетной системы Российской
Федерации);
5) недопустимость установления
расходных обязательств, подлежащих
исполнению за счет доходов
и источников финансирования
дефицитов других бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации,
а также расходных обязательств,
подлежащих исполнению одновременно
за счет средств двух и более бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
за счет средств консолидированных бюджетов
или без определения бюджета, за счет средств
которого должно осуществляться исполнение
соответствующих расходных обязательств;
6) право органов государственной
власти и органов местного
самоуправления предоставлять средства
из бюджета на исполнение расходных
обязательств, устанавливаемых иными
органами государственной власти
и органами местного самоуправления,
исключительно в форме межбюджетных
трансфертов;
7) недопустимость введения
в действие в течение текущего
финансового года органами государственной
власти и органами местного
самоуправления изменений бюджетного
законодательства Российской Федерации
и (или) законодательства о
налогах и сборах, законодательства
о других обязательных платежах,
приводящих к увеличению расходов
и (или) снижению доходов других
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации без внесения изменений
в законы (решения) о соответствующих
бюджетах, предусматривающих компенсацию
увеличения расходов, снижения доходов;
8) недопустимость изъятия
дополнительных доходов, экономии
по расходам бюджетов, полученных
в результате эффективного исполнения
бюджетов. Принцип равенства бюджетных
прав субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований означает определение
бюджетных полномочий органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления, установление
и исполнение расходных обязательств,
формирование налоговых и неналоговых
доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов, определение
объема, форм и порядка предоставления
межбюджетных трансфертов в соответствии
с едиными принципами и требованиями,
установленными Бюджетным кодексом. Принцип
полноты отражения доходов, расходов и
источников финансирования дефицитов
бюджетов означает, что все доходы, расходы
и источники финансирования дефицитов
бюджетов в обязательном порядке и в полном
объеме отражаются в соответствующих
бюджетах. Принцип сбалансированности
бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета и поступлений
источников финансирования его дефицита,
уменьшенных на суммы выплат из бюджета,
связанных с источниками финансирования
дефицита бюджета и изменением остатков
на счетах по учету средств бюджетов. При
составлении, утверждении и исполнении
бюджета уполномоченные органы должны
исходить из необходимости минимизации
размера дефицита бюджета. Принцип результативности
и эффективности использования бюджетных
средств означает, что при составлении
и исполнении бюджетов участники бюджетного
процесса в рамках установленных им бюджетных
полномочий должны исходить из необходимости
достижения заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств или достижения
наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия
расходов бюджетов означает, что расходы
бюджета не могут быть увязаны с определенными
доходами бюджета и источниками финансирования
дефицита бюджета, если иное не предусмотрено
законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
1) субвенций и субсидий,
полученных из других бюджетов
бюджетной системы Российской
Федерации;
2) средств целевых иностранных
кредитов (заимствований);
3) добровольных взносов,
пожертвований, средств самообложения
граждан; 4) расходов бюджета, осуществляемых
в соответствии с международными
договорами (соглашениями) с участием
Российской Федерации;
5) расходов бюджета, осуществляемых
за пределами территории Российской
Федерации;
6) отдельных видов неналоговых
доходов, предлагаемых к введению
(отражению в бюджете) начиная
с очередного финансового года.
Принцип прозрачности (открытости)
означает:
1) обязательное опубликование
в средствах массовой информации
утвержденных бюджетов и отчетов
об их исполнении, полноту представления
информации о ходе исполнения
бюджетов, а также доступность
иных сведений о бюджетах по
решению законодательных (представительных)
органов государственной власти,
представительных органов муниципальных
образований;
2) обязательную открытость
для общества и средств массовой
информации проектов бюджетов, внесенных
в законодательные (представительные)
органы государственной власти (представительные
органы муниципальных образований),
процедур рассмотрения и принятия
решений по проектам бюджетов,
в том числе по вопросам, вызывающим
разногласия либо внутри законодательного
(представительного) органа государственной
власти (представительного органа муниципального
образования), либо между законодательным
(представительным) органом государственной
власти (представительным органом муниципального
образования) и исполнительным органом
государственной власти (местной администрацией);
3) стабильность и (или) преемственность
бюджетной классификации Российской Федерации,
а также обеспечение сопоставимости показателей
бюджета отчетного, текущего и очередного
финансового года (очередного финансового
года и планового периода). Секретные статьи
могут утверждаться только в составе федерального
бюджета. Принцип достоверности бюджета
означает надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей
территории и реалистичность расчета
доходов и расходов бюджета. Принцип адресности
и целевого характера бюджетных средств
означает, что бюджетные ассигнования
и лимиты бюджетных обязательств доводятся
до конкретных получателей бюджетных
средств с указанием цели их использования.
Принцип подведомственности расходов
бюджетов означает, что получатели бюджетных
средств вправе получать бюджетные ассигнования
и лимиты бюджетных обязательств только
от главного распорядителя (распорядителя)
бюджетных средств, в ведении которого
они находятся. Принцип единства кассы
означает зачисление всех кассовых поступлений
и осуществление всех кассовых выплат
с единого счета бюджета, за исключением
операций по исполнению бюджетов, осуществляемых
в соответствии с нормативными правовыми
актами органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
муниципальными правовыми актами органов
местного самоуправления за пределами
территории соответственно Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации,
муниципального образования, а также операций,
осуществляемых в соответствии с валютным
законодательством Российской Федерации.